К занятию прилагается презентация, раздаточный материал
Раздел: Идеал человека в искусстве и религии.
Тип урока: освоение и закрепление нового материала
Вид урока: теоретическая и практическая самостоятельная работа
Метод обучения: эвристический, КСО (коллективный способ обучения), ИКТ.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Цели урока:
1) Обучающие:
2) Развивающие:
3) Воспитательные:
Оборудование: презентация с иконами «Рождество Христово» и рисунками-образами детей к стихотворению для анализа, «Словарь к уроку», план урока с «Компонентами анализа поэтического текста», таблица «Идейно-художественное своеобразие стихотворения», которую ученики заполняют по ходу урока и дома. На столе стоит Рождественская ель с Вифлеемской звездой, свечи.
Предварительное задание: назначить докладчиков, разъяснив им характер их исследований-сообщений, поручить двум учащимся выразительное чтение стихотворений наизусть, нарисовать образы стихотворения и объяснить их, поработать над таблицей «Компоненты анализа поэтического текста»
ХОД УРОКА
Учитель: На уроках литературы мы говорим об идеале человека. Каждая эпоха несет свое представление об идеале. Но неизменны всегда нравственные принципы. Они воплощены в религии христианства. Идеал христианства - Иисус Христос. Как переводится это имя? (Ученики обращаются к словарю). Сегодня мы поведем речь о рождении Христа, так как этот день является важным для всех христиан. Ребята! Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие, это главный праздник из числа двунадесятых. Чувством радости и ликования наполнены как церковное Богослужение, так и иконы праздника, произведения искусства.
Ученик читает эпиграф урока:
Что тебе принесем, Христе,
Когда явился на Земле,
Как человек ради нас?
Каждый из сотворенных тобою
Приносит тебе благодарение:
Ангелы – пение, небеса – звезду,
Волхвы – дары, пастухи – чудо,
Земля – вертеп, пустыня – ясли,
А мы, люди, матерь Деву.
Иже прежде век, Боже, помилуй нас.
Учитель. Чтобы вам легче было ориентироваться в материале урока, каждый из вас получил раздаточный материал, который вы сможете потом вложить или вклеить в свою тетрадь. Во-первых, это план анализа стихотворения. Во-вторых, это само домашнее задание. В-третьих, это словарный материал к уроку, который вы будете использовать на уроке и при подготовке домашнего задания.
1–ая часть урока. Тема Рождества в иконописи.
Еще раз обратимся к библейскому сюжету «Рождество Христово». Сообщение ученика о Рождении Христа. (Слайды презентации показывают иллюстрации из Библии).
Слово учителя. Этот сюжет стал любимым в искусстве: живописи,
литературе, музыке. Но прежде я хочу спросить:
Что такое икона? Это изображение господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов, святых, а также событий из священной и церковной истории; икона – изображение священное. То есть отделенное от реалий быта и предназначенное для богообщения. Икона – это воплощенная молитва. (Дети читают по словарю).
Проникнуть в величие и торжественность Рождества Христова нам позволит молитва, славящая рождение Христа.
Звучит молитва в исполнении певчих храма Казанской Божьей Матери села Нероновки Сергиевского района.
Учитель: Сейчас ребята познакомят вас с древнейшим видом искусства – иконописью.
Сообщение учеников об особенностях икон, посвященных Рождению Христа (слайды с иконами Рождества Христова сопровождают рассказ).
Древнерусские иконы имеют богатые традиции в изображении Рождества.
Основными источниками иконографии Рождества Христова являются Евангелие и церковное предание. Тема Рождества разрабатывается уже в миниатюрах древнейших рукописных евангелий и на саркофагах римских катакомб, изображения рождества и сцены поклонения волхвов присутствуют также и на донышках ампул для лампадного масла. С 4 века начал формироваться иконописный канон праздника. Перед вами древнейшие русские иконы, самые почитаемые на Руси. Восток, строго следуя догматическому преданию, отбрасывает всякую сентиментальность. С величайшей ясностью и простотой икона передает евангельскую историю. Линии и цвета не потрясают нашей чувственности. Трезвость средств положена в основу звучания произведения.
В центре иконы мы видим Младенца Христа, лежащего в яслях в пещере. Созерцая лежащего в яслях Христа, мы созерцаем “Агнца Вифлеемского, Богородица. Ее голова покоится на руке. Ее взгляд погружен в созерцание евангелия спасения: “Мария сохранила все слова сии, слагая их в сердце Своем” (Лк. 2:19). Хоть Она и Мать, Она отворачивается от Своего ребенка, чтобы поприветствовать нас всех, потому что Она видит в нас рождение Своего Младенца. Мария - новая Ева, Матерь Жизни, давшая согласие на воплощение за каждого из нас. Поэтому Она образ Церкви. В Ней - таинственное предстояние Церкви перед Иисусом, в ней - завершение ожидания Израиля и иноверных. В нижнем левом углу мы видим св. Иосифа. Он в глубоком раздумье. Если мы переместимся теперь немного вправо, мы увидим сцену омовения. Ее смысл заключается в том, что Младенец действительно Сын Человеческий, сидящий на коленях Саломии-повитухи. Но в то же время Он - ожидаемый Мессия.
Чуть выше обычно изображается пророк Исаия, а в нем - все ветхозаветные пророки. Одежда Исаии делает его похожим на Иоанна Крестителя или Илию; это одеяние мученика. В своих пророчествах Исаия наиболее полно свидетельствует о Рождестве.
К его пророчествам отсылает нас еще раз и присутствие рядом с яслями вола и осла: “Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ мой не разумеет”. В верхнем левом углу иконы мы видим волхвов. Мудрецы-звездочеты были приведены ко Христу как первые от народов. Они не принадлежали Израилю, но, тем не менее, угодили Господу, потому что они “боялись Его и творили по справедливости”. Господняя любовь к человеку привлекает к себе “мудрецов” всех времен и народов.
Ангелы изображаются в их двойном служении. Слева они повернуты к верхней части иконы – к источнику света. Они представляют бесконечное славословие Господа, небесную литургию. Справа ангел устремлен к пастухам и представляет слугу человека, ангела Воплощения. В его склоненной позе мы чувствуем ангельскую любовь и защиту, бесконечное “смотрение" ангела-хранителя.
Вифлеемская звезда сияет из священного треугольника вверху, вписанного в Божественную сферу. Единый луч, исходящий из треугольника, обозначает единосущность Бога, но, достигнув звезды, этот луч преломляется на три, чтобы показать участие всех трех ипостасей в домостроительстве нашего спасения.
Вторая часть урока. Анализ стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда».
Сейчас мы обратимся к стихотворению Б.Пастернака «Рождественская звезда» и увидим, как тема Рождения Христа воплощена в поэзии.
Выразительное чтение наизусть стихотворения "Рождественская звезда"
Вопросы и задания классу по анализу стихотворения:
Какие чувства и настроения вызывает это стихотворение? (происходит великое событие, в интонации читающего слышится торжественность и патетичность, слушающие испытывают благоговение).
Какие образы вы увидели в стихотворении? Кто сообщает миру о рождении Христа?
Какой образ главный в этом стихотворении? (Рождественской звезды, ее называют Вифлеемской, она имеет 8 концов. В стихотворении мы определили 8 основных образов: Младенец Иисус Христос, народ, животные, природа, пространство и время, мудрецы, ангелы, Дева).
Обратимся к образу Рождественской звезды. (Ученица выступает с рисунками образа звезды). Появившись в момент рождения ХРИСТА, звезда изображена в стихотворении как сравнение «застенчивей плошки в оконце сторожки мерцала», затем «как стог», «как отблеск поджога», «как хутор в огне и пожар на гумне», «она возвышалась горящей скирдой соломы и сена» и наконец метафоры:
6.«растущее зарево рдело над ней (Вселенной)»,
7. «зов небывалых огней». Свет звезды несет небывалое известие по миру. Это прием градации, показывающий движение звезды по небу.
8 -е сравнение «как гостья», рисунок - сияющая золотым огнем девушка. (Рисунки на презентации)
Вопрос ученикам: Кто увидел такой Рождественскую звезду? (1 -5 – увидели пастухи, 6 -7 – видение мудрецов, 8 - такой видится она Деве в пещере.
Ребята, прочитайте о цифре 8. (дети опять обращаются к словарю. Цифра 8 – число Христа Цифра 8 стала главной в организации стихотворения. (Изображение креста на презентации).
Крест – это символ христианства, предмет почитания всех христиан, означает жертвенность как спасение. Русский крест восьмиконечный. Вертикальный луч каждого креста означает любовь и связь между богом и человеком, горизонтальный – любовь и связь между людьми.
Какая идея стихотворения?
В мир пришел Спаситель, наступил конец царству дьявола, смерти. Но путь к вере труден.
Как это мы видим в стихотворении? Какой прием автор использует в стихотворении? (Начало стихотворения противопоставлено второй части. Используется прием антитеза)
Как связана композиция стихотворения с идеей? Какая часть является кульминационной?
Стихотворение делится тоже на 8 частей:
В 1 и 2 частях торжество смерти. С рождением Христа и движением звезды по небу появляются ликующие светлые мотивы.В жизни людей появляется будущее «Грядущее время», которое увидели три мудреца.
Образ пространства и времени. Настоящее время расширяется, оно «грядущей поры» метафора становится развернутой (Ученица дает объяснение этому образу в рисунке на презентации):
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры…
Прием анафора усиливает величие времени, синтаксический параллелизм позволяет сравнить мир будущего - это вечная борьба добра и зла, жертвенность как спасение.
Кто торопился увидеть чудо, рожденного Спасителя?
Простые люди и мудрецы. В стихотворении народ – это пастухи. Используя прием метафора, автор называет его так: «гуща толпы», «орава народа», «племя пастушье», «несметный сброд», поэт не приукрашивает действительность. Желающих увидеть Младенца, идущих по своей воле в трудной дороге, много. Простые люди слились в этом потоке с небесными ангелами.
Подобрать цитаты к их образам. Они бестелесны, «но шаг оставляет отпечаток стопы». «От шарканья по снегу сделалось жарко». Дорога трудна, но она добровольна, волхвы, зная будущее, все-таки идут с дарами к Младенцу.
Почему? Изображение природы в начале и конце стихотворения существенно отличается. Здесь используется прием антитезы:
«Стояла зима.
Дул ветер из степи»
«Вдали было поле в снегу и погост»,
«Все злей и свирепей дул ветер из степи»…
Эта строчка повторяется дважды. Зло всегда будет препятствовать добру.
Во второй части природа другая: «Морозная ночь походила на сказку»
И люди, идущие к Христу, не ощущают холода. («От шарканья по снегу сделалось жарко».Чудо произошло! Ликует природа, никто и ничто не может этому препятствовать.
Кто скажет, как меняется размер стихотворения?
В 1-ой части свободный стих, т. е. строки соединятся только рифмой. Во второй части размер определяется, это трехсложный размер - амфибрахий, рифма перекрестная.
Что это значит?
Торжество веры. Зло отступает. В мире наступает гармония.
Интересно и употребление Пастернаком особых знаков препинания в данном тексте: многоточия в начале и конце строки - для создания пауз, для передачи смены чувств, а еще можно остановиться и подумать. Великие события происходят в эти мгновения.
Какую роль выполняют в этом стихотворении животные?
Вол, Осел («Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы, ноздри вола» – олицетворение двух народов: израильского и языческого. Они вместе в новой религии, христианстве, объединяются.
Образ девы. Ее называет поэт: Мария и Дева. В ее изображении нет каких-либо изобразительных средств языка. Все предельно просто.
Как рисует поэт Христа? «Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, как месяца луч в углубленье дупла» - только что родившийся Младенец уже обладает божественной сутью.
Учитель. Стихотворение Б.Пастернака символично. Звезда – в поэзии символизирует веру. Путь к вере всегда труден. Люди способны совершать восхождение от суетности
к высокому.
Вывод делает ученица. Стихотворение Б. Пастернака написано по библейским мотивам. Оно звучит торжественно и патетично. Тема рождения Христа, спасителя человечества, важна для всего мира. Идея: в мир пришел Спаситель, наступил конец царству дьявола и смерти, наступила новая эра в истории человечества. Все стихотворение объединяет образ Рождественской звезды, которая символизирует веру. Вера важна для всего мира. Герои стихотворения сливаются в едином чувстве восторга и благоговения перед великим событием.
Учитель: В светской музыке тема рождения Христа воплотилась в произведениях многих композиторов. Послушаем песню Грубера «Ночь тиха». В исполнении преподавателей Сергиевского МЦДО «Поиск» звучит песня Грубера «Ночь тиха».Учитель зажигает свечи на Рождественской елке.
Каким настроением проникнута прозвучавшая песня?
Последний слайд презентации, дети читают:«Христос – это духовноеСолнце людей. С этого дня светлое время преобладает над темным. Бог изгоняет тьму из мира».
Учитель: Какое слово является однокоренным со словом «духовное»? Душа. Возьмите и положите руку на сердце. Душевность, душа. Какой еще синоним вспомним мы?
Совесть. «Совесть – высший судья человека», - слова Ф. М. Достоевского. Совесть – это голос Бога в душе человека. Как Вифлеемская звезда возвестила миру о рождении Христа, так пусть горящая свеча для каждого из вас будет символом духовности, символом высокой жизни души.
Домашнее задание. Заполнить таблицу примерами. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Святки на Руси».
Идейно-художественное своеобразие стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда»
Темы и мотивы |
Приемы и художественные средства |
Примеры |
Рождение Христа |
Сравнение |
|
Добро и зло |
олицетворение |
|
Вечность |
Анафора |
|
Дорога |
метафора |
|
|
повтор |
|
|
Параллелизм |
|
|
Многоточие |
|