Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира "Мой любимый город - Санкт-Петербург"

Цели занятия:

  • развитие познавательных интересов детей 4-6 лет в процессе формирования целостной картины мира;
  • расширение представление дошкольников о родном городе Санкт-Петербург.

Задачи:

  • вызвать интерес к изучению истории родного города;
  • уточнить и систематизировать представления детей о некоторых достопримечательностях Санкт-Петербурга;
  • воспитывать любовь к своему городу, вызвать желание познавать культуру своего народа;
  • совершенствовать умения и навыки работы в технике "коллаж";
  • познакомить с нетрадиционным способом рисования салюта с помощью пластиковой вилки.

Предварительная работа:

  • целевые прогулки и экскурсии по городу: "Летний сад", "Дворцовая площадь", "Петропавловская крепость", "Мосты Санкт-Петербурга", "Пискаревское кладбище", "Парк Сосновка";
  • чтение и разучивание стихов наизусть, загадывание загадок о городе;
  • демонстрация слайдов и фотографий с достопримечательностями города;
  • чтение: Дмитриев В.К. "Санкт-Петербург. Рассказы по истории города для детей", Иванова Ю. "Петергоф – столица фонтанов", Патаки Х. "Мосты Петербурга", Литвяк Г. "Летний сад", Векслер А. "Александровский сад" и т. д.;
  • конструирование построек из ЛЕГО, большого строительного материала, деревянных кубиков;
  • сюжетно-ролевые игры: "Петербургский зоопарк", "На фотовыставке", "Строители", "Туристы".

Материалы и оборудование: фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга, презентация, мяч, тонированная бумага, вырезки зданий Санкт-Петербурга, гуашь, клей, пластмассовые вилки, ватные палочки, салфетки.

Ход НОД

Звучит "Гимн Великому городу" (автор слов О.А.Чупров, композитор Р. М. Глиэр). На интерактивную доску выведена презентация "Достопримечательности Санкт-Петербурга", 1-й слайд "Город с высоты птичьего полета".

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Садитесь на стульчики. Сейчас прозвучал "Гимн Великому городу" (педагог называет композитора и поэта)
- Скажите имя нашего города? (Санкт-Петербург)
- Правильно. Послушайте стихотворение о нашем городе. (слайд "Панорама города")

Ребенок старшей группы читает стихотворение:

Есть удивительный город, а в нем
Жители ходят ночами, как днем
Белые ночи, светлые очень.
Кто пропустить это чудо захочет?

Летнее чудо! Как же тут спать?
Праздником надо те ночи назвать.
Можно читать, можно играть,

Можно совсем не ложиться в кровать...
Если ты знаешь тот город, мой друг,
Мне подскажи. Это … (Санкт-Петербург)

Воспитатель: Молодец! Давайте сейчас все вместе вспомним все, что мы уже знаем о нашем родном городе.
- Санкт-Петербург родился более 300 лет назад. Строить наш город начали по приказу императора. Кто знает, как его звали? (Петр I. На слайде его портрет)
- Посмотрите на эту фотографию. Как называется этот памятник и в честь кого он установлен? (Это Медный всадник. Памятник Петру I)

- А как называется камень, на котором стоит памятник? На что он похож? (Гром - камень. Камень похож на волну)
- Молодцы! Наш город стоит на островах. На одном из островов по приказу императора Петра I была построена крепость для защиты города. Скажите, как называется эта крепость? (Петропавловская крепость)

- Найдите фотографию, на которой изображена Петропавловская крепость? (На слайде крепости: Орешек, Выборгский замок, Петропавловская крепость, Псковская крепость)
- Молодцы! Крепость стоит на острове, а как этот остров называется? (Заячий остров)
- Очень хорошо! До возведения города Санкт-Петербург, на этом месте были болота. Сейчас предлагаем вам поиграть.

Игра "По болоту Петр шел"

Водящий находится в центре круга. Дети обеих возрастных групп встают по кругу.
По болоту Петр шел (шагаем по кругу)
Остров заячий нашел. (смотрим вдаль из-под ладони)
Он собрал рабочий люд. (движение руками к себе – "зовем" людей)

И построил крепость тут. (стучим кулачком по кулачку)
Крепость новая стоит (разводим руки широко в стороны)
Пушками врагу грозит, (правая рука вперед, кулак сжат, кулак левой руки подставить под локоть правой)
Бам, бам, бам, бам (хлопки)

Не осталось зайцев там. (пожимаем плечами – удивляемся)
Я по острову пойду,
Шевельнется кто найду. (дети замирают)

Водящий удаляет из игры тех "зайцев", которые пошевелились.

Воспитатель: Хорошо! Продолжим. Назовите и найдите изображение главной площади Санкт-Петербурга? (Слайд: Дворцовая площадь, площадь Победы, Биржевая площадь (Стрелка Васильевского острова), Соборная площадь)
Дети: Это Дворцовая площадь.

Воспитатель: А кто знает, почему она так называется? (Рядом расположен Зимний дворец)
- Может кто-то знает стихотворение о Дворцовой площади?

Дети старшей группы читают стихотворение:

Опять на площади Дворцовой
Блестит колонна серебром.
На гулкой мостовой торцовой
Морозный иней лег ковром.

Идешь и полной грудью дышишь,
Спускаешься к Неве на лед
И ветра над собою слышишь
Широкий солнечный полет.

И сердце радостью трепещет,
И жизнь по-новому светла,
А в бледном небе ясно блещет
Адмиралтейская игла.

- Отлично! А сейчас давайте мы погуляем по нашему городу и поиграем.

Игра с мячом "Вопрос – ответ"

  1. Назовите главную улицу нашего города? (Невский проспект)
  2. Как называется главная река Петербурга? (Нева)
  3. Что находится на шпиле Петропавловского собора в Петропавловской крепости? (Ангел, держащий в руках крест)
  4. Чьи скульптуры чаще всего встречаются в Петропавловской крепости? (Скульптуры зайцев)
  5. Как называются сказочные существа с головой человека и телом льва? (Сфинксы)
  6. Что находится на шпиле Адмиралтейства? (Золотой кораблик)
  7. Что строили на Адмиралтейских верфях? (Корабли)
  8. Как называются колонны, украшающие стрелку Васильевского острова? (Ростральные колонны)
  9. Что расположено в центре Дворцовой площади? (Александровская колонна)
  10. Что находится на вершине Александровской колонны? (Ангел)

- Молодцы! Сейчас мы предлагаем вам снова поиграть.

Игра "Собери картинку"

Дети делятся на 4 команды и складывают картинки: Зимний дворец, Исаакиевский собор, Медный всадник, Казанский собор.
- Мы видим, что вы много знаете о своем родном городе, но сможете ли вы узнать по фотографиям достопримечательности Санкт-Петербурга, это мы сейчас проверим.

Игра "Угадай, что это?"

В игре участвуют обе возрастные группы: сначала играют дети средней группы, потом дети старшей группы. Во время игры звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года", любая композиция.

- Во время прогулок люди часто делают фотографии на память. А мы хотим предложить вам сделать на память о сегодняшнем дне коллаж "Салют над городом на Неве". 
- Тонированная бумага для фона у нас уже готова, вырезки различных достопримечательностей города тоже. Нам надо изобразить красивый салют и делать мы это будем с помощью вот таких вилок и ватных палочек.

- Вы когда-нибудь рисовали вилками? (Нет)
- Это очень просто. Надо вилку аккуратно окунуть в краску и нарисовать несколько штрихов, создавая вот такой необычный круг. (показ педагога, знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования)

- Дальше надо взять ватные палочки и поставить разноцветные точки на концах штрихов. (показ педагога)
- Это легко, так как ватными палочками вы уже ни раз рисовали. Нарисуйте несколько фейерверков, потом приклейте вырезку со зданием так, чтобы салют был над зданием.

Дети проходят к столам. На столах заготовки: листы тонированной бумаги, вырезки зданий из календаря "Санкт-Петербург", гуашь, пластиковые вилки, ватные палочки, клей. Дети с помощью вилок и ватных палочек рисуют салют на небе, приклеивают вырезки зданий, создавая таким образом единую композицию городского пейзажа.

Во время рисования звучит песня Олега Кваши "Санкт-Петербург – гордая белая птица". (неофициальный гимн Санкт-Петербурга)

Воспитатель: Замечательно! Посмотрите какие удивительные работы у нас получились.
- Праздничные, веселые! Вы все очень хорошо постарались!

Размер:
28.66 Kb
Скачали:
5