Цель: познакомить учащихся с образами зимы в музыке, литературе, живописи.
Задачи:
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point П. И. Чайковский «Времена года», «Зимняя сказка – чудо вокруг нас»,
Учитель поёт на мелодию песни И. Кадомцева «Семицветная дорога».
Прозвенел звонок и снова (3 раза)
Собрались мы на урок.
Очень рада встречи с вами (2 раза)
Школьники (по знаку учителя) продолжают:
Мы пойдём за чудесами,
Нас позвал с собой звонок.
Учитель: О каком чуде мы сегодня с вами будем говорить? (О зиме)
- Сегодня мы должны исследовать разные произведения искусства и дать ответ на вопрос: может ли музыка «нарисовать» картины природы?
- Музыка, литература, живопись – сами по себе прекрасные виды искусства. Сегодня на уроке мы познакомимся, как представляли композиторы, поэты, художники зиму в своих произведениях. Мои помощники - «искусствоведы» представят проделанную работу. Самые значимые сведения урока вы должны отразить в «Дневнике урока». Давайте рассмотрим этот дневник и определим этапы нашего урока.
Учитель комментирует предстоящую работу - заполнение таблицы, составление синквейна, и в конце урока учащимся предстоит отразить своё отношение к проделанной работе на уроке.
Музыка П.Чайковского «Времена года» «Декабрь. Святки» звучит без предварительного объявления её названия и автора.
Учитель задаёт вопросы учащимся:
- Кому знакомо это произведение?
- Кто знает, как оно называется, кто его автор?
- Что вы в нём услышали?
- Что можете рассказать об этой музыке? (Музыка имеет вальсовый характер)
- Какое бы вы дали ему название? (В своих ответах учащиеся выходят на зрительные образы)
Учитель: Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский – автор знаменитого фортепианного цикла «Времена года», в котором каждому месяцу посвящено произведение. Давайте послушаем историю создания этого произведения.
1 ученик
Осенью 1875 г. издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес, - по числу месяцев в году , - специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года.
Чайковский дал своё согласие. Когда пьесы были уже написаны Чайковским и отосланы в журнал, Бернард, стремясь облегчить восприятие музыки, дал ей поэтическое истолкование в виде стихотворных эпиграфов.
Композитор не возражал против эпиграфов и со времени первой публикации они остаются почти неотъемлемой частью цикла.
2 ученик
Музыкальный цикл (от греческого - круг, кругооборот) - ряд отдельных музыкальных произведений или музыкальных альбомов, концертов и т. д. посвященных какой-либо теме или образу
3 ученик
"У камелька". Январь. Камелек - это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические.
В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали. Пьеса "У камелька" рисует картинку с элегически - мечтательным настроением. О таком эмоциональном состоянии можно встретить в письмах Чайковского: "Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук.
Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, да прошло, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться.<...> И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое".
Учитель: Давайте прослушаем произведение П.И. Чайковского «Январь. У камелька» и определим характер музыки (использование презентации учителя).
Прослушивание. Работа в «Дневнике урока»
Учитель: Наша зима у поэтов, музыкантов, художников – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.
Слово «искусствоведам»
1 ученик демонстрируют репродукцию картины Шишкина И.И. «Зима»
Учитель задаёт вопросы учащимся:
- Как бы вы назвали эту картину?
- Нравится вам картина или нет?
- Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который её не знает, мог составить о ней представление.
- Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова её главная мысль, зачем он её написал?
- Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?
Общий вывод: произведение принадлежит русскому художнику XIX века Шишкину Ивану Ивановичу, название произведения «Зима».
Учащиеся делают запись в «Дневнике урока».
Учитель: Наша зима у поэтов, музыкантов, художников – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.
- Какое стихотворение созвучно этой картине? Слово «искусствоведам».
Ученик:
Фёдор Иванович Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Вывод: Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам.
Учитель. Ребята, за что мы любим зиму? (Зимой мы можем кататься на коньках, лыжах, санках)
Ученик демонстрируют репродукцию картины Моравова А.В.«Зимний спорт» и вновь задаёт аналогичные вопросы учащимся.
Общий вывод: произведение принадлежит русскому художнику ХХ века Моравову Александру Викторовичу, название произведения «Зимний спорт», картина имеет весёлый, радостный характер, рассказывает о катании детворы на санках.
Учитель: К этой репродукции у наши «искусствоведы» подобрали стихотворение.
Ученик:
Иван Захарович Суриков «Детство»
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Вывод: есть в зиме и что-то молодое и весёлое.
Ученики выполняют задание в «Дневнике урока».
- Вот и у нас наступила минутка отдыха.
Физминутка
Имитация движений на лыжах, коньках, «лепка» и «игра» в снежки при звучании песни «Кабы не было зимы». Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
- Сейчас вам предстоит творческая работа – написание синквейна на тему «Зима». (во время написания синквейна звучит музыка П.И. Чайковского «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»)
Повторение этапов написания синквейна.
Самостоятельная работа в «Дневнике урока».
«Минута автора»: выступления учащихся с озвучиванием своих работ. В них принимают участие те, кто не входил в группу «искусствоведов».
Учитель. Эпиграфом нашего урока стали строчки песни «Белая дорожка». С каким настроением исполняется эта песня?
Исполнение песни «Белая дорожка» (Музыка Владимира Ренева, слова Антона Пришельца).
Учащиеся отмечают и оценивают урок в «Дневнике» и сдают свои работы на проверку.
- Сегодня мы исследовали разные произведения искусства и теперь вы готовы дать ответ на вопрос: может ли музыка «нарисовать» картины природы? (Музыка может «нарисовать» природу звуками, слушая музыку мы представляем картины и образы)
- О каком композиторе мы сегодня говорили? Какие музыкальные произведения прозвучали на уроке? Репродукции картин каких художников рассмотрели?
Домашнее задание
Сочинить сказку, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, рифму, стихотворение, песню на тему «Зима – чудо вокруг нас».