Конспект урока: Мелодия – душа музыки. 3 класс

Цели: Познакомить детей с понятиями «мелодия», «мелодическая линия».

Учить учащихся  внимательно слушать классическую музыку и определять ее характер.

Развивать вокально- хоровые навыки.

Выявлять исполнительский уровень класса.

Воспитание музыкальной культуры.

Музыкальный материал

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.И. Чайковский

Четвертая Симфония

Вторая часть

(Слушание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я.Дубравина, В.Суслова

«Все начинается со школьного звонка»

(слушание, разучивание)

 

1. Орг. момент.

Приветствие. Знакомство. Требования: тетрадь,  ручки, карандаши.

2. Содержание занятия.

Тема нашего урока: «Мелодия — душа музыки».

- Ребята, что такое мелодия?

«Мелодия» — слово, красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. мелодия, мелос, т. е. напев, песня).

Словом «мелодия» стали обозначать звуковую линию. Если линия в пространстве состоит из точек, то линия во времени состоит из звуков. Мелодические линии,  как и линии графические,  могут быть прямыми,  жесткими,  волнообразными, гибкими,  ломаными,  хрупкими,  примитивными и изысканными, томными и энергичными, простыми и сложными. Как человеческая речь состоит из сопряженных по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Как не всякое последование слов является речью, так и не всякое последование звуков является мелодией. Мелодическую мысль образует певучесть, музыкальная связанность, завершенность.

Сегодня мы постараемся услышать мелодию во второй части Четвертой Симфонии П.И. Чайковского.

П.И. Чайковский  – великий русский композитор. Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. (Ныне этот городок расположен в Удмуртии). Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители были музыкальны, и в доме часто проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся красотой русской народной музыки", что позднее нашло отражение в его творчестве. С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского, и его начали обучать игре на фортепиано. В десять лет его отдали учиться в Училище правоведения, готовя его в будущем к карьере юриста. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища, как, впрочем, и все другие воспитанники этого учебного заведения, что соответствовало правилам воспитания того времени. После окончания Училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном Обществе. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский. В1866 году Чайковский переехал в Москву. Его пригласил преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию.  В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно его музыку узнали и в Европе. Приехав в Москву, Чайковский как композитор начал сочинять практически во всех жанрах. Он писал оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы и многое другое.

Сегодня мы послушаем вторую часть из Четвертой Симфонии.

-Ребята, а вы знаете, что такое Симфония?

 Слово symphonia в переводе с греческого означает всего лишь созвучие. В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков. Позднее им стали обозначать то оркестр, то вступление к танцевальной сюите. Классическая симфония, сложилась как цикл из четырех частей, которые воплотили в себе разные стороны человеческой жизни.

Первая часть симфонии - быстрая, активная.

 Вторая часть - медленная - обычно задумчивая, посвященная мирным картинам природы, спокойному отдохновению или мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие.

Во время прослушивания (правила поведения) постарайтесь найти в словаре те слова, которые подходят к этому произведению.
- Кто исполняет это произведение?

- Какая по характеру мелодия второй части Четвертой Симфонии? Найдите слова в словаре.

- Какими чувствами наполнена эта музыка?

- Что ты представляешь, слушая вторую часть Симфонии? Какие картины предстают перед вами?

- Ребята,  что помогает нам увидеть такие прекрасные картины? (мелодия)

- Что такое мелодия?

Мелодия -  последовательность звуков, которые образуют напев, песню. С помощью мелодии П. И. Чайковский  во второй части Четвертой Симфонии изображает нам картины природы.

- Ребята,  предлагаю вам послушать песню  «Все начинается со школьного звонка».

- Понравилась ли вам мелодия  этой песни?

- О чем эта песня?

Разучивание по фразам. Пение 1 куплета.

3. Итог урока.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какая тема нашего урока?

- Что такое мелодия?

- С творчеством, какого композитора, мы сегодня познакомились?

- Что вы можете рассказать о П. И. Чайковском?

- Какое произведение мы слушали сегодня?

- Что такое Симфония?

- Какими чувствами наполнена мелодия второй части четвертой Симфонии П.И. Чайковского?

- Какие картины вы представляли, когда слушали вторую часть Четвертой Симфонии?

4.Домашнее задание

1. Нарисовать картины ко второй части Четвертой Симфонии. Что будем рисовать?

Размер:
45 Kb
Скачали:
319

Метки к статье: музыка, 3 класс, конспект урока