Цели: Познакомить детей с понятиями «мелодия», «мелодическая линия».
Учить учащихся внимательно слушать классическую музыку и определять ее характер.
Развивать вокально- хоровые навыки.
Выявлять исполнительский уровень класса.
Воспитание музыкальной культуры.
Музыкальный материал |
Содержание |
П.И. Чайковский Четвертая Симфония Вторая часть (Слушание)
Я.Дубравина, В.Суслова «Все начинается со школьного звонка» (слушание, разучивание)
|
1. Орг. момент. Приветствие. Знакомство. Требования: тетрадь, ручки, карандаши. 2. Содержание занятия. Тема нашего урока: «Мелодия — душа музыки». - Ребята, что такое мелодия? «Мелодия» — слово, красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. мелодия, мелос, т. е. напев, песня). Словом «мелодия» стали обозначать звуковую линию. Если линия в пространстве состоит из точек, то линия во времени состоит из звуков. Мелодические линии, как и линии графические, могут быть прямыми, жесткими, волнообразными, гибкими, ломаными, хрупкими, примитивными и изысканными, томными и энергичными, простыми и сложными. Как человеческая речь состоит из сопряженных по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Как не всякое последование слов является речью, так и не всякое последование звуков является мелодией. Мелодическую мысль образует певучесть, музыкальная связанность, завершенность. Сегодня мы постараемся услышать мелодию во второй части Четвертой Симфонии П.И. Чайковского. П.И. Чайковский – великий русский композитор. Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. (Ныне этот городок расположен в Удмуртии). Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители были музыкальны, и в доме часто проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся красотой русской народной музыки", что позднее нашло отражение в его творчестве. С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского, и его начали обучать игре на фортепиано. В десять лет его отдали учиться в Училище правоведения, готовя его в будущем к карьере юриста. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища, как, впрочем, и все другие воспитанники этого учебного заведения, что соответствовало правилам воспитания того времени. После окончания Училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном Обществе. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский. В1866 году Чайковский переехал в Москву. Его пригласил преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию. В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно его музыку узнали и в Европе. Приехав в Москву, Чайковский как композитор начал сочинять практически во всех жанрах. Он писал оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы и многое другое. Сегодня мы послушаем вторую часть из Четвертой Симфонии. -Ребята, а вы знаете, что такое Симфония? Слово symphonia в переводе с греческого означает всего лишь созвучие. В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков. Позднее им стали обозначать то оркестр, то вступление к танцевальной сюите. Классическая симфония, сложилась как цикл из четырех частей, которые воплотили в себе разные стороны человеческой жизни. Первая часть симфонии - быстрая, активная. Вторая часть - медленная - обычно задумчивая, посвященная мирным картинам природы, спокойному отдохновению или мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие. Во время прослушивания (правила поведения) постарайтесь найти в словаре те слова, которые подходят к этому произведению. - Какая по характеру мелодия второй части Четвертой Симфонии? Найдите слова в словаре. - Какими чувствами наполнена эта музыка? - Что ты представляешь, слушая вторую часть Симфонии? Какие картины предстают перед вами? - Ребята, что помогает нам увидеть такие прекрасные картины? (мелодия) - Что такое мелодия? Мелодия - последовательность звуков, которые образуют напев, песню. С помощью мелодии П. И. Чайковский во второй части Четвертой Симфонии изображает нам картины природы. - Ребята, предлагаю вам послушать песню «Все начинается со школьного звонка». - Понравилась ли вам мелодия этой песни? - О чем эта песня? Разучивание по фразам. Пение 1 куплета. 3. Итог урока. - О чем мы говорили сегодня на уроке? - Какая тема нашего урока? - Что такое мелодия? - С творчеством, какого композитора, мы сегодня познакомились? - Что вы можете рассказать о П. И. Чайковском? - Какое произведение мы слушали сегодня? - Что такое Симфония? - Какими чувствами наполнена мелодия второй части четвертой Симфонии П.И. Чайковского? - Какие картины вы представляли, когда слушали вторую часть Четвертой Симфонии? 4.Домашнее задание 1. Нарисовать картины ко второй части Четвертой Симфонии. Что будем рисовать? |