Задачи:
- Ребята, на сегодняшнем занятии: мы с вами отправимся в путешествие в замок Спящей Принцессы. А кто из вас помнит автора сказки "Спящая красавица"? (Шарль Перро)
- Давайте вспомним, о чем она. (ответы детей)
- Я вижу, вы хорошо знаете сказку. Но и нашу спящую принцессу должны разбудить мы. Дорога до замка очень трудная, сложная. Мы должны побывать в разных странах и выполнить задания. А чтобы мы не заблудились, у меня есть карта, которая нам поможет.
- А отправимся мы в путь на ковре-самолёте. Посмотрим на карту, вот наша первая страна. В этой стране вы уже однажды были и поэтому попробуйте угадать её название, а поможет вам в этом отрывок музыкального произведения. (звучит отрывок "Танец феи Драже")
- Как называется это произведение? Кто догадался, в какой мы стране? А к какому жанру музыки относился этот отрывок? (танец)
- Мы с вами оказались в дремучем лесу. А кто там живёт в избушке на курьих ножках? (Баба-Яга)
- П. И. Чайковский создал образ Бабы-Яги. Посмотрите на доску и сравните этот рисунок с образом из музыки Чайковского (звучит музыкальный отрывок "Баба-Яга").
- Похожа ли она? Чем? Какая была музыка: злая или добрая? Музыка была быстрая или медленная? Как будто Баба-Яга летает, правда? На нашем рисунке она тоже летит, и она злая.
- Летим дальше. Следующая наша страна очень холодная, суровая и снежная. Её омывают холодные северные моря. Там живут очень сдержанные люди, но они музыку. В этой стране вы тоже были, давайте вспомним её (звучит отрывок "Шествие гномов").
- Как называется произведение? Как называется страна?
- А как зовут этого композитора из Норвегии?
- Какая была музыка: танцевальная или похожая на марш? Могут ли гномы танцевать? Но и маршируют они беспорядочно, не так как солдаты.
- Посмотрите на доску. Чей портрет вы здесь видите? (Чайковский)
- Наш ковёр самолет может лететь дальше. Но мы должны выполнить еще одно задание. Здесь перемешаны слоги от двух известных произведений Чайковского. Попробуйте правильно составить их. (Щелкунчик, Спящая красавица)
- Следующая страна, к которой мы подлетаем очень необычна. Вот её описание: В нескольких шагах от Мари возвышались красивые ворота, казалось, они сложены из белого и коричневого мрамора. Когда она подошла поближе, оказалось, что это миндаль в сахаре и изюм. Дальше Мари пошла вдоль апельсинового ручья, который тёк в Лимонадную реку и впадала в Озеро миндального молока.
- Как называлась эта страна (страна сладостей).
- А из какой сказки? (Щелкунчик и мышиный король, Гофман).
- Ребята, сейчас мы с вами услышим отрывок из балета Чайковского Щелкунчик. Специально для него Чайковский привёз из Франции музыкальный инструмент "Челеста" (изображение на доске). Это небольшой инструмент, звук в котором извлекается металлическими пластинками. Звук получается очень красивый и нежный. В переводе с латыни название челесты – "небесная".
- Давайте послушаем отрывок из балета "Щелкунчик".
- Какая это музыка? Как она звучит?
- Отправляемся в следующую страну. Поиграем в угадайку. Сейчас вы услышите два отрывка из пьес К. Сен-Сана, которые вы уже слышали. - Внимательно послушайте музыку, а угадать их названия вам помогут две загадки:
- Правильно, название пьес "Лебедь", "Куры и петух". Какая это музыка, какие это птицы?
- А сейчас мы поиграем. А.С. Никишин написал очень веселую песню о коровах. Ваша задача – допеть слово в рифму. (далее идёт песня о коровах)
- Итак, ребята, это была наша последняя страна. И мы оказались в замке спящей принцессы. Но чтобы её разбудить, мы должны спеть песню. Детский композитор Г. Гладков написал песню, которая так и называется "Спящая красавица".
- Сейчас мы выучим припев. Я буду читать, а вы повторять за мной вслух.
- Теперь вы прослушаете песню, а потом мы прослушаем ещё раз и вы сможете спеть её про себя или вслух. (Звучит песня Г. Гладкова "Спящая красавица")
- Молодцы! А теперь давайте вспомним, в каких странах мы сегодня побывали?