Тема четверти: В чем сила музыки.
Тема урока: О чем рассказала афиша?
Цель: сформировать у обучающихся умение осознавать смысловое содержание музыки, используя приемы «Синквейн» и «Соты».
Задачи:
1. Освоить понятия «Реквием», «Лакримоза», «Афиша»
2. Уметь подбирать слова-ассоциации, которые созвучны характеру, настроению, содержанию музыки.
3. Воспитание способности чувствовать и осознавать добро и зло как эстетические категории.
На доске над экраном - тема четверти «В чем сила музыки» и вспомогательные таблицы для работы. Установлен экран для мультимедиа, телевизор с видеомагнитофоном, музыкальный центр, портреты композиторов В.Моцарта и П.Чеснокова.
Ход урока
1. Вступление.
Дети заходят под инструментальную композицию Э.Морриконе, становятся возле своих мест. Музыка постепенно затихает.
У: - Добрый день, друзья мои. (дети приветствуют учителя кивком головы и садятся на свои места)
У: - Мы продолжаем разговор на тему? (дети отвечают: В чем сила музыки)
У: - Слушая И исполняя музыкальные произведения на предыдущих уроках что мы с вами осознали?
Д: - Что музыка, как и другие виды искусства, является отражением жизни людей. У: - О чем рассказывает нам музыка, что она выражает, что изображает?
Д: - Музыка рассказывает об исторических событиях и выражает характеры людей, показывает качества человека. Пример: С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
Д: - Музыка выражает чувства человека и его переживания, мысли. Пример: М.
Глинка опера «Иван Сусанин»
Д: - Музыка может содержать в себе юмор и шутку. Пример: И. Бах Шутка,
И. Стравинский сюита №2.
У: - И в чем, мы убедились, сила этой музыки?
Д: - В ее правдивом выражении чувств, настроений, переживаний человека. Она влияет на настроение и состояние слушателя заставляет сопереживать.
У: - Совершенно верно. Я полностью с вами согласна. Однако жизнь очень
многогранна. Что еще мы не знаем о музыке?
2. Экспозиция.
У: - Обратите, пожалуйста, ваше внимание на экран. «Что вы видите? Что это такое?»
Д: «Афиша» Плакат.
У: - «Что такое афиша?»
Д: - «Плакат, который сообщает о том, что в каком-то месте, в определенное время состоится представление, или концерт, или: спектакль. Афиша указывает
исполнителей и приглашает зрителей посетить это мероприятие»
У: - «Совершенно верно. Если мы заглянем в словарь иностранных слов, то увидим, что слово это французское и обозначает вид рекламы, объявление о концерте, спектакле, представлении и т.д. Какова роль афиши? Зачем они нужны?»
Д: - «Афиши приглашают посетить какое-либо мероприятие, сообщают о времени, месте, рассказывают о содержании, исполнителях, передают атмосферу действия.»
Вывод:
У: - т.о. афиша - это один из способов общения со зрителями.
У: - куда приглашает эта афиша? (дети отвечают по плакату)
У: - о чем сообщает?
У: - о чем рассказывает? какая будет звучать музыка? (хоровая)
У: - Можем мы сказать чему посвящен этот концерт? О чем будет рассказывать музыка? Д: - Пока нет
У: - Мы не знаем этой музыки, концерт состоится только в марте, но у нас сегодня есть уникальная возможность услышать эту музыку не выходя из кабинета.
3. Разработка.
У: - Итак, в концерте прозвучат два произведения. О чем нам говорит название первого?
Д: - Это произведение великого австрийского композитора 18-19 века Вольфганга Амадея Моцарта.
У: - Все ли слова нам здесь известны и понятны?
Д: - Нет, мы не знаем что такое «Реквием» и «Лакримоза».
У: - Реквием. Кто слышал это слов э раньше? Где мы могли встретиться с этим словом? Что это за музыка? (ответы детей)
(на экране появляется слайд, который поясняет слово «реквием») (учитель озвучивает содержание слайда)
У: - Реквием - от латинского «покой», «отдых», «успокоение» - траурная заупокойная месса. Это крупное многочастное духовное произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов, оркестра и органа. Исполняется во время церковного богослужения в память об ушедших людях. (учитель просит детей повторить определение мессы и дома по памяти записать в свой словарик новых музыкальных слов)
У: - Реквием Моцарта - это последнее произведение композитора. Когда он был уже тяжело болен, к нему пришел незнакомый человек и, не назвав своего имени, заказал реквием. Тяжело больной композитор, предчувствуя свою кончину, считал, что пишет этот реквием для себя. Он не успел закончить это произведение, и музыка реквиема действительно звучала по поводу его кончины. Как выяснилось позднее, реквием был заказан одним знатным графом по поводу годовщины памяти его бывшей жены.
У: - Еще о дне незнакомое слово «Лакримоза». «Лакримоза» - так называется одна из частей Реквиема. Но прежде, чем пояснить смысл этого слова, я хочу, чтобы вы сами, прослушав небольшой фрагмент произведения, попробовали понять – что выражает глазная интонация произведения?
А помогут нам в этом средства музыкальной выразительности, какие вы знаете средства выразительности?
Д: - Мелодическая линия, интонация, темп, ритм, динамика, лад, регистр, тембр.
У: - обратите внимание на главную интонацию, на то, как движется мелодия, попробуйте изобразить движение мелодии рукой.
(слушание начального фрагмента, учащиеся во время слушания прослеживают
его движением руки (метод пластического интонирования)
У: - Как движется мелодия? На что похожа эта интонация?
Д: - На вздох, на всхлипывание, на плач....
У: - давайте в нашей карточке отметим какие средства выразительности использует композитор, в каком темпе, ритме, регистре, ладу она звучит.
(заполнение карточки «Слышу-вижу-понимаю»)
У:- Как вы думаете, какое чувство котел выразить композитор. Используя эти
средства выразительности?
Д: - грусть, печаль, скорбь....
У: - Да, действительно. Вы совершенно правильно поняли смысл главной интонации.
(на экране появляется слайд «Lakrimoza»)
Ведь в переводе с латинского «Лакримоза» означает «слезная». «Лакримоза диесилля» - «слезным будет этот день.. » - такими словами начинается произведение, одна из частей Реквиема, которая очень часто исполняется в концертах как самостоятельное произведение.
Ну, а теперь, давайте послушаем произведение от начала до конца и постараемся осознать - какую идею, какую главную мысль выразил композитор в этой музыке?
Нам поможет в этом прием синквейна. Возьмите в руки карандаши, бумагу. Для тех. кто забыл схему синквейна - подсказка на экране.
(на экране высвечивается схема приема «Синквейн»)
(Слушание всего произведения)
У: - Ну, что, готовы? Пожалуйста, озвучьте свои синквейны. Мы определяем главную идею, мысль, выраженную композитором в музыке.
(Дети озвучивают свои синквейны, учитель на доске закрепляет таблички с главными словами-смыслами)
У: - Давайте посмотрим на то, что у нас получилось и попробуем сформулировать
эту главную мысль.
(дети с помощью учителя составляют из главных слов «предложение - главную мысль», пример: «Слезы, печаль, скорбь наполняют мое сердце, когда я вспоминаю тех. кого любил и потерял...»)
У: - Очень трагичный получился у нас смысл.
- Но так ли он трагичен у композитора? Давайте послушаем начало и конец произведения и сравним настроение, выраженное в музыке. Одинаково ли оно? (слушание произведения фрагментарно начало и конец)
Д: - В конце музыка звучит более светло, торжественно и спокойно, а не так трагично, как в начале.
У: - И теперь, что нам нужно изменить в формулировке главной мысли? Что добавить?
Д: - «Слезы, печаль, скорбь наполняют мое; сердце, когда я вспоминаю тех. кого любил и потерял, но память моя светла».
Вывод:
У: - Да, действительно, чтобы не случалосъ в нашей жизни, когда мы вспоминаем о тех, кого уже с нами нет, мы всегда вспоминаем что-то хорошее, доброе, светлое. И петому, память о наших близких, о тех, кого мы любили и кто любил нас, она всегда светлая. В этом выражается нравственная позиция человека - помнить добро и не помнить зла, которую мы обнаруживаем на примере музыки великого Моцарта.
Реквием Моцарта долгое время не исполнялся в церкви. Церковные власти не допускали этого. Считалось, что духовная музыка должна отвлекать человека от проблем и страстей земных, уносить мысленно в другие неземные миры. Такова ли музыка Моцарта?
Д: Нет. Музыка Моцарта показывает настоящие человеческие чувства, правду и реальность жизни. Она земная, человечная.
У: Она прекрасная и чувственная. Она тревожит нас, заставляет переживать и сочувствовать, волнует и утешает, воспитывает и назидает, меняет наше отношение к жизни. Так в чем же сила этой музыки?
Д: - В красоте и правде выражения человеческих чувств, в том, что она помогает человеку переживать горе и дает надежду.
(на экране появляется слайд «Афиша»)
У: - А теперь давайте обратимся ко второму произведению. Что нам здесь неизвестно?
Д: - Нам неизвестен композитор.
У: - Чесноков Павел Григорьевич, русский композитор 19-20 века, дирижер, педагог, профессор Московской консерватории, автор хоровых сочинений духовной и светской музыки. Его произведение «Вечная память» появилось в 1942 году. Как вы думаете, о чем оно?
Д: - О людях, погибших во время войны за свою Родину, о воинах, которые защищали свой народ от врага.
У: - Да, действительно, таково содержание произведения. Мы с вами послушаем и постараемся осознать смысл этой музыки для каждого из нас , слушающих ее спустя десятилетия после того как она быт а написана. . Вглядитесь в лица тех, кому посвящена эта музыка . На сколько важно для нас то, что сделали они в те страшные годы? ( слушание произведения, видео фрагмент)
У: - Ребята, попробуйте в одном слове выразить тот смысл, который обнаружили вы для себя в этой музыке.
(обучающиеся озвучивают свои слова, учитель записывает их на доске) (например: память, благодарность, жизнь, победа, героизм, мужество т.д.)
Вывод:
У: - Давайте - из этих слов попробуем сформулировать основную идею произведения. (Учитель помогает детям сформулировать предложение: напр. «Люди, которые отдали свои жизни ради спасения своей Родины и народа, достойны того, чтобы о них помнили вечно.»
Или: «Поколения будущего! Помните какой ценой завоеван мир, в котором вы живете! Берегите мир на земле!»
Или: «За нас, таких разных, и балованных и послушных, и добрых и не очень, за будущее своей Родины люди заплатили своей жизнью. Благодарные потомки хранят о них вечную память, как вечна сама жизнь»)
4. Реприза.
У: - Ребята, если сравнить эти два: произведения, чем они отличаются?
Д: - Первое с аккомпанементом, а второе а капелла.
Первое исполняет смешанный хор, а второе мужской.
Первое австрийского композитора, а второе русского.
У: - Хорошо! А чем они похожи?
Д: - Оба хоровые.
У: - Написаны в стиле духовной или светской музыки? Как вы думаете почему?
Д: - Оба духовные. Потому, что музыка выражает самые сокровенные чувства не только одного человека, но то, что волнует всех людей, что возвышает человека даже над смертью.
У: - Вы правы, ведь все эти чувства хранятся в душе и светлая память - великая сила души человека.
У: - Какая идея объединяет эти произведения?
Д:- Оба посвящены памяти о людях.
Только произведение Моцарта - памяти о близких, Чеснокова - памяти о людях, защищавших нас, наше будущее.
У: - Это важно для нас с вами – помнить. Помнить и чтить своих родных, знать и помнить о людях, которые во время опасности жертвовали своей жизнью ради спасения страны и людей?
Д: - Да, конечно. Если человек не будет знать и помнить своего прошлого, у него нет будущего. Важно знать об этом, чтобы в будущем строить свою жизнь, опираясь на то доброе и светлое, что согревает душу. Пока мы помним, все о ком мы помним – живы. Они живут в нашей памяти и таким образом продолжают жить вечно.
У: - Благодаря памяти человек постигает высшие человеческие ценности и становится сам настоящим человекам и обретает смысл жизни.
Жизнь...Она никогда не стоит на месте. Идут года, десятилетия, века. Приходят и уходят люди, поколения сменяют друг друга. Родившись в 19 веке в Австрии, в 20-м веке в России музыка, раскрывшая еще одну грань жизни - память, звучит в исполнении наших современников в веке 21-м. Музыка, преодолевая время и расстояния, стала близкой и понятной нам. Вы ей верите?
Д: - Да, она очень правдива.
У: - Какие важные качества помогают настоящей музыке преодолевать время?
Д: - Правда и красота.
Вывод:
У: - Так в чем лее сила этой музыки?
Д: - В правдивом выражении человеческих чувств.
У: - Если горе, то...
Д: - горе.
У: - Если радость, то...
Д: - радость.
У: - Если памятъ, то...
Д: - память.
5. Заключение.
У: Я благодарю вас всех за понимание, за активную работу на уроке. Сегодня все достойны наивысшей оценки. На этом наш урок окончен, до свидания.