Конспект урока: Городской пейзаж (на примере г. Новокузнецка)

Цель: формирование эмоционального воспитания своеобразия природы и городской архитектуры.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

Как называется жанр изобразительного искусства, где изображена природа? (пейзаж)

Всегда ли художник предпочитает изображать только природу или может добавить еще что-то? (архитектурные постройки, животных)

А что такое архитектура? (Искусство проектировать и строить)

Для чего служит архитектура? (Постройки служат для практического использования и в тоже время являются произведениями искусства)

С незапамятных времен город является постоянно действующей выставкой, непрерывно развивающимся художественным музеем. Веками украшение фасадов зданий, украшение площадей фонтанами сливалась в сознании с образом города.

Городской пейзаж – это рассказ о преобразованной руками человека природе, о прошлом и настоящем, которое переплетается в старой и новой архитектуре. Рисуя родной город, многие по-новому открывают для себя знакомые места, казалось бы, ничем не примечательные, но подкупающие такой трогательной и простой красотой, что могут вызывать даже чувство гордости за свой город.

Как может выполняться городской пейзаж? По фотографиям и зарисовкам, натурно.

Натурный пейзаж отличается богатством красок, оттенков, ощущением льющегося света со всех сторон. Чаще выполняется в технике аля-прима в один прием.

Итак, сегодня на уроке мы будем рисовать городской пейзаж.

3. Беседа о городе Новокузнецке.

Что вы знаете о своем городе?

Новокузнецк - это город с богатейшей историей, один из старейших городов Сибири. В Москве в 1603 г. впервые услышали о существовании "кузнецких татар" или "кузнецов".

Проживали они в бассейнах реки Томи, Мрассу и Кондомы, а назвали их так за умение выплавлять железо и " ... делать железца стрельны и котлы выковывать.." Благодаря этому и местность и построенный позднее острог стали называть Кузнецкими.

До революции в Новокузнецке было всего несколько каменных зданий: Спасо-Преображенский собор (1792—1835), Кузнецкая крепость с казармами, ликёро-водочный завод.

Массовая застройка города началась в 1929 году. В основном велось промышленное строительство и лишь небольшое жилищное, больше напоминающее казармы (общежития)

В июле 1931 г. рабочий поселок Сад-город был переименован в г. Новокузнецк.

2 марта 1932 г. Кузнецк и Новокузнецк были объединены и переименованы в город Сталинск.

В течение каких-то двух лет на пустынном месте вокруг строящегося гиганта металлургии вырос город со 100-тысячным населением.

В архитектуре зданий наметился отход от домов казарменного типа. Началось строительство 4-х этажных домов по ул. Кирова с балконами, архитектурными украшениями. Всего за 200 дней был построен театр. В ноябре 1933 г. пущен первый в Сибири трамвай.

В 1935 г. развернулись работы по асфальтированию и озеленению города. Открывается первый в Сибири звуковой кинотеатр "Коммунар", Дворец Культуры металлургов и др. культурные учреждения.

По планам 1936 и 1946—1950 разбит Сад Металлургов, выстроен больничный городок (Первая Городская больница и некоторые др. лечебные учреждения). Возведены здания драматического театра (1933), Дворец спорта кузнецких металлургов (1966). В 1968—1971 создан новый генеральный план Новокузнецка, предусматривающий дальнейшее строительство новых городских районов, развитие улицы Кирова. Выстроены: гостиница «Новокузнецкая» (1970) ,Дом быта (1971), Центральная городская библиотека имени Н. В. Гоголя (1971), цирк (1974), здание Администрации Новокузнецка, здание городского ЗАГСа. С 1968 создаётся новый общегородской центр.

Памятники и мемориалы: «Борцам Революции» (гранит), И. П. Бардину (гранит), В. В. Маяковскому (чугун), «Бульвар Героев» с Вечным огнём, мемориальный комплекс на Площади Побед, также с Вечным огнём, стела «50 лет Новокузнецку», Монумент «Горький и Ленин» у гостиницы «Металлург».

После застоя 1990-ых гг. в городе возобновилось активное жилищное и коммерческое строительство. Начинается строительство района между улицами Павловского, Тольятти, Запорожской, Ермакова. Из вновь построенных зданий следует отметить: здания торгово-развлекательных комплексов «Ника», «Континент», «Глобус» и «Парус» а также жилого комплекса «Изумрудный город».

Был реставрирован полуразрушенный Спасо-Преображенский собор, частично восстановлена разрушенная Кузнецкая крепость, реконструирован Сад Металлургов, часть пр. Металлургов от Ледового Дворца до пл. Маяковского, большая часть ул. Орджоникидзе, пл. Побед. Был реставрирован полуразрушенный Спасо-Преображенский собор, частично восстановлена разрушенная Кузнецкая крепость, реконструирован Сад Металлургов, часть пр. Металлургов от Ледового Дворца до пл. Маяковского, большая часть ул. Орджоникидзе, пл. Побед.

Большинство зданий Новокузнецка - пяти и девятиэтажные, наиболее высокие здания расположены на ул. Тольятти, Павловского.

Рассматривание фото.

4. Подготовка к практической работе.

На уроке мы поговорили об истории нашего города, вспомнили виды пейзажа, законы перспективы и тона.

Стоя на улице обсаженной деревьями можно наблюдать, как по мере удаления деревья становятся всё меньше и меньше, и самое большое дерево вдали будет не больше карандаша в руке. То же происходит и с машинами, в конце длинной улицы они кажутся игрушечными. Люди, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше.

Так ведут себя, подчиняясь законам перспективы вертикальные предметы. А что происходит с горизонтальными линиями? Линии разметок на проезжей части, линии тротуаров по обе стороны улицы, линии горизонтальных архитектурных элементов зданий, удаляясь от нас, начинают постепенно сближаться и в самой дали, сходятся в одной точке. Через эту точку проходит линия горизонта.

До выполнения работы обратите внимание на правила выполнения «городского пейзажа».

1) Выбор точки зрения, чтобы наилучшим образом выявлять характерные особенности задания

2) Надо стремиться передать монолитность, тяжесть постройки или устремленность, воздушность.

3) Глядя на фасад, надо представлять его боковые и задние стены.

4) Штрихи наносить, учитывая конструкцию.

5) Первый план трактуется контрастными тонами, по мере удаления планов тон теряется.

5. Практическая работа.

Зарисовка по впечатлению городского пейзажа.

6. Итог.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, ИЗО, 6 класс