Цель:
1. Сформировать представление об архитектурных стилях своего города.
2. Создать условия для понимания роли архитектурного дизайна в формировании городской среды.
3. Формировать понимание роли архитектуры в жизни общества, активную гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам монументального искусства.
4. Развивать творческие способности.
Оборудование: фото достопримечательностей города.
Ход урока
1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока. Беседа по теме.
Сегодня мы с вами продолжим разговор об одном из видов изобразительного искусства – архитектуре и поговорим об архитектуре своего города.
Что такое архитектура? (Архитектурой называется искусство проектировать и строить жилые и общественные здания, оформляющие пространственную среду)
Какие вы знаете стили архитектуры? (античность, романский стиль, готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн, английский стиль, кантри, хай–тек и др.)
Какие вы знаете типы архитектуры? (Жилищная, общественно-гражданская, промышленная, транспортная)
Остановимся на общественно-гражданской – культовые, общественные, зрелищные и другие здания. Какие именно сооружения мы относим к культовым – церкви, соборы, храмы, мечети, минареты. Они были не только местом для совершения молитвы, но и были общественным центром, в них принимали иностранных гостей, здесь хранилась библиотека, казна…
Город – это среда жизни современного человека, “рукотворная природа”.
В последнее время очень быстро меняется облик городов, изменились и принципы градостроительства.
Почему? С чем это связано? (Бурный рост городов, быстрое развитие автотранспорта, загрязнение городской среды)
Результатом проектирования городов должно быть создание для населения комфортной среды.
Таким образом, архитектурный дизайн делает городскую среду красивой и неповторимой, устанавливает связь между человеком и архитектурой, человеком и природой, создаёт комфорт.
Какие предметы создают дизайн городской среды?
Городская мебель (скамьи, “диваны” и пр.)
Блоки локального озеленения
Информационные блоки
Киоски
Блоки освещения
Скульптура
Бетонные вазоны
Ограждения
Дизайнеры - знающие люди и умеющие придумывать новые формы вещей и помещений, предметов. Чтобы стать дизайнером, нужно хорошо считать, хорошо рисовать, но самое главное уметь очень внимательно наблюдать за тем, что и как делают люди. Ведь вы должны догадаться, что будет удобно человеку, а что начнет его стеснять.
Что вы знаете о городе Новокузнецке?
Новокузнецк - это город с богатейшей историей, один из старейших городов Сибири. В Москве в 1603 г. впервые услышали о существовании "кузнецких татар" или "кузнецов".
Проживали они в бассейнах реки Томи, Мрассу и Кондомы, а назвали их так за умение выплавлять железо и " ... делать железца стрельны и котлы выковывать.." Благодаря этому и местность и построенный позднее острог стали называть Кузнецкими.
До революции в Новокузнецке было всего несколько каменных зданий: Спасо-Преображенский собор (1792—1835), Кузнецкая крепость с казармами, ликёро-водочный завод.
Массовая застройка города началась в 1929 году. В основном велось промышленное строительство и лишь небольшое жилищное, больше напоминающее казармы (общежития)
В июле 1931 г. рабочий поселок Сад-город был переименован в г. Новокузнецк.
2 марта 1932 г. Кузнецк и Новокузнецк были объединены и переименованы в город Сталинск.
К этому времени в Сталинске насчитывалось 168 тыс. чел.
В течение каких-то двух лет на пустынном месте вокруг строящегося гиганта металлургии вырос город со 100-тысячным населением.
В архитектуре зданий наметился отход от домов казарменного типа. Началось строительство 4-х этажных домов по ул. Кирова с балконами, архитектурными украшениями. Всего за 200 дней был построен театр. В ноябре 1933 г. пущен первый в Сибири трамвай.
В 1935 г. развернулись работы по асфальтированию и озеленению города. Открывается первый в Сибири звуковой кинотеатр "Коммунар", Дворец Культуры металлургов и др. культурные учреждения.
По планам 1936 и 1946—1950 разбит Сад Металлургов, выстроен больничный городок (Первая Городская больница и некоторые др. лечебные учреждения). Возведены здания драматического театра (1933), Дворец спорта кузнецких металлургов (1966). В 1968—1971 создан новый генеральный план Новокузнецка, предусматривающий дальнейшее строительство новых городских районов, развитие улицы Кирова. Выстроены: гостиница «Новокузнецкая» (1970) ,Дом быта (1971), Центральная городская библиотека имени Н. В. Гоголя (1971), цирк (1974), здание Администрации Новокузнецка, здание городского ЗАГСа. С 1968 создаётся новый общегородской центр.
Памятники и мемориалы: «Борцам Революции» (гранит), И. П. Бардину (гранит), В. В. Маяковскому (чугун), «Бульвар Героев» с Вечным огнём, мемориальный комплекс на Площади Побед, также с Вечным огнём, стела «50 лет Новокузнецку», Монумент «Горький и Ленин» у гостиницы «Металлург».
После застоя 1990-ых гг. в городе возобновилось активное жилищное и коммерческое строительство. Начинается строительство района между улицами Павловского, Тольятти, Запорожской, Ермакова. Из вновь построенных зданий следует отметить: здания торгово-развлекательных комплексов «Ника», «Континент», «Глобус» и «Парус» а также жилого комплекса «Изумрудный город».
Был реставрирован полуразрушенный Спасо-Преображенский собор, частично восстановлена разрушенная Кузнецкая крепость, реконструирован Сад Металлургов, часть пр. Металлургов от Ледового Дворца до пл. Маяковского, большая часть ул. Орджоникидзе, пл. Побед. Был реставрирован полуразрушенный Спасо-Преображенский собор, частично восстановлена разрушенная Кузнецкая крепость, реконструирован Сад Металлургов, часть пр. Металлургов от Ледового Дворца до пл. Маяковского, большая часть ул. Орджоникидзе, пл. Побед.
Большинство зданий Новокузнецка - пяти и девятиэтажные, наиболее высокие здания расположены на ул. Тольятти, Павловского.
Рассматривание фото.
3. Практическая работа.
Хотите попробовать поработать дизайнерами?
Нарисуйте достопримечательность города, учитывая архитектурный дизайн с внесением своих предложений.
Этапы рисования:
1) Провести линию горизонта.
2) Наметить элементы пейзажа (дома, деревья, …)
3) Прорисовать детально ближний план.
4) Убрать вспомогательные линии
5) Выполнить рисунок в цвете.
4. Итог.