Открытый урок литературы для 7 класса "А.С. Пушкин "Душа народа - душа поэта"

Цель урока:

  • повторить с учащимися отдельные этапы жизненного пути поэта;
  • развивать умение проводить сравнительный анализ поэтических произведений;
  • пробудить интерес к творчеству поэта;
  • воспитывать умение видеть красоту родной природы.

Ход урока

Организация урока

Проверка посещаемости и готовности к уроку.

Сообщение темы и цели урока

В течение нескольких уроков мы изучали творчество великого русского поэта А.С. Пушкина. Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед, вспоминал, как после революции 1917 года он учился в школе, там был учитель, влюбленный в творчество Пушкина.

Этот учитель целый год изучал с учениками творчество Пушкина. Этот год Дмитрий Сергеевич назвал годом воспитания души. Как вы думаете, почему изучение творчества А.С. Пушкина стало воспитанием души? (Произведения Пушкина учат нас любви, добру, великодушию, милосердию и т.д.)

Вот и сегодня мы будем говорить не только о поэте, но и о его душе, которая раскрывается в его стихах, сказках, прозе, поэмах.
Тема "Душа народа - душа поэта". (Запись в тетрадь учеников)

Конечно, понять душу человека невозможно, Пушкина тела более. Он загадка. Даже самые близкие не смогли понять его до конца. Поэт жил в трудное время: самодержавие, царь, который держал творчество поэта под своим контролем, постоянная слежка полиции, непонимание в семье, нехватка средств для существования - все это делало жизнь поэта, особенно в последние годы невыносимой.

"Черт догадал родить меня в России с душою и талантом!" - говорил Пушкин. И он находил свое спасение в общении с простым народом, а народном творчестве.
Первое стихотворение поэт написал на французском языке, он прочитал много книг из домашней библиотеки. Кто же заложил в Пушкине любовь к простому народу, к народной поэзии?

Сообщение учеников, о бабушке, няне, дядьке Никите Тимофеевиче

1. Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал

В раннем детстве Пушкин учился у нее русскому языку. От нее он услышал первые народные исторические анекдоты 18 века, рассказы о военных событиях, народных искателях и сподвижниках.

2. Дядька Никита Тимофеевич Козлов

Народность, патриотизм прививал Никита Козлов, когда совершал с маленьким Сашей прогулки по городу. От Никиты Тимофеевича Пушкин перенял яркие образные выражения и богатые сравнения русской речи.

Именно дядька, деливший с Пушкиным невзгоды южной ссылки, пронес смертельно раненного Пушкина до его кабинета и бережно уложил на диван, с которого ему уже не суждено было подняться.

3. Няня Арина Родионовна Яковлева

Одну из главных ролей в жизни поэта сыграла его няня – Арина Родионовна. Крепостная крестьянка. Она знала много народных русских песен, побасенок, сказок, сказаний, была замечательной народной сказочницей.

"Доброе утро, мамушка", - так приветствовал няню каждое утор Саша. Ей он посвятил проникновенны строки стихотворения:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня...

Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Еще дуют холодны ветры..." и "Гонимы вешними лучами..."

(Отрывок из романа "Евгений Онегин")

Слово учителя

Пушкин был не просто благодарным слушателем, он сам-творец народных произведений. Поэт написал более десяти сказок и собрал 60 народных песен. Когда Пушкин передавал народные песни Киреевскому, любителю фольклора, то сказал: "Когда-нибудь разберите-ка, какие песни смастерил я сам, а какие подслушал у народа?"

Вот какую загадку без малого 200 лет назад загадал Пушкин.

Стихотворения А.С. Пушкина

Вам предлагается два стихотворения. Оба написал Александр Сергеевич Пушкин. Нам предстоит выяснить, какое из них "подслушано" у народа.

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы

Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Выразительное чтение стихотворений учащимися. Сравнительный анализ стихотворений

Попробуем сравнить эти стихотворения. А что значит сравнить стихотворения? (Найти общее и то, что отличает стихотворения).
Еще раз перечитайте 1 и 2 стихотворения. Что общего в них?

Общее (запись в тетрадях)

  1. Тема "Природа весной".
  2. Объем - 14 строк.

Чтобы выявить отличие, попробуем понаблюдать за языком произведений. (Запись в тетрадях учеников различия)

Особенности языка 1 стихотворения

Учащиеся записывают в тетрадь языковые особенности стихотворений «Еще дуют холодны ветры...» и «Гонимы вешними лучами...»

  1. Эпитеты, среди них постоянные.
  2. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  3. Краткие прилагательные.
  4. Повторы (анафора).

Образы простые, конкретные, за каждым существительным - конкретный предмет.
Автор использует изобразительно-выразительные средства(эпитеты, метафору, олицетворение, сравнение...)

Анализ 2 стихотворения

Есть ли во втором стихотворении приемы, характерные для 1 стихотворения. (нет, только эпитеты, слово "келья" - отдельная комната монаха, монахини в монастыре, оно употреблено в переносном значении)
Какими словами и выражениями пользуется автор для описания весны? (Дети находят выразительные средства и называют их)

Какие образы престают перед вами? (поэтические литературные яркие красочные, так точно образно может нарисовать картину только поэт, такие сравнения подвластны только ему. Дети записывают в тетрадь основные положения)

Какое же главное отличие 1-го стихотворения от второго? (Образность - с помощью изобразительно-выразительных средств автор рисует поэтические образы. Он не может относиться беспристрастно к тому, о чем он пишет, стихотворение проникнуто чувствами и переживаниями автора)

Что можно сказать о языке 1-го стихотворения. Это язык - ...? (народа), во 2-ом стихотворении - язык - поэта.

Наблюдение над интонацией, ритмом

Перечитать стихотворения. Что можно сказать о темпе, ритме 1 стихотворения? (Плавность, напевность)
Во 2-м? (Быстрота, бодрость, жизнерадостность)
Почему есть различие и в интонации, ритме? (Различие в языке - различие в ритме, интонации)

Какое же стихотворение подслушано у народа?
1 - народное, 2 - литературное. (Дети записывают в тетрадь)

Подведение итогов урока

Пушкин не был бы великим, если бы он просто "подслушал", записал и отдал писателю свои произведения.
В чем же заслуга Пушкина? (ответы учащихся)

Чтение эпиграфа

"Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменными их смысл и силу" (А.М. Горький)

Как вы понимаете эти слова и как они связаны с темой нашего урока "Душа народа - душа поэта"? (Что в душе у народа, то в душе, содержании стихотворений Пушкина. Он переносит радость, горечь, восхищение народа в свои стихи, прозу, сказки. Поэт пишет то, что говорит народ, только более поэтично)

Домашнее задание

Выучить одно из стихотворений.

Размер:
24.98 Kb
Скачали:
10