Цели урока:
Задачи:
Основные понятия темы: писатель, рассказ, новелла, миниатюра, художественное произведение, художественная деталь, изобразительно-выразительные средства языка, композиция рассказа, лингвисты, литературоведы, анализ текста, союз, морфологический разбор, лексическая работа.
Ресурсы: проектор, ноутбук, презентация.
- Добрый день, ребята! Я рад встрече с вами.
Беседа с учащимися
- Давайте вспомним, что такое эпиграф
- Чем похожи стихотворения в презентации
- Какое из них можно взять в качестве эпиграфа к уроку?
- А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем тему нашего урока?
- Какую мы сегодня на уроке поставим цель?
- Наш сегодняшний урок не совсем обычный, на нем вы будете исследователями, первооткрывателями: откроем для себя уникальный мир жизни и творчества известного русского писателя Е.И. Носова, наполненный сомнениями, терзаниями и трудными поисками.
- Также повторим средства художественной выразительности и посмотрим, какую роль играют союзы в рассказе "Живое пламя".
- Вы выбрали эпиграф к нашему уроку. Как вы его понимаете и как он связан с темой и проблемой нашего урока?
- Какую мысль он нам подскажет.
"Кто Вы, Евгений Иванович?"
Познакомимся с личностью писателя. Работа в группах и индивидуально. Обращает внимание на выставку книг.
Беседа по первому впечатлению, с использованием заданий на читательскую грамотность.
- Ваши впечатления от рассказа?
- Чем он необычен?
- Кто из героев вызвал ваши симпатии? Почему?
- Можете ли сказать коротко, о чем этот рассказ?
- Короткий рассказ, а как много в нем мысли чувства. Давайте вчитаемся в него.
Беседа с учащимися
- Каким настроением проникнут рассказ?
- Чем живет в настоящей жизни тетя Оля?
- Почему она стала засевать клумбу маками?
- Найдите слово "ястребок", что оно обозначает?
- Перечислите названия цветов в рассказе
- Что обозначает слово бомбардировщик?
- Объясните значения слов "спикировав", выполола, завалинка.
Задания на читательскую грамотность по тексту
Вставьте подходящие по смыслу слова:
Из каких деталей создается образ Ольги Петровны?
- В рассказе Ольга Петровна не жалуется на судьбу, не плачет, но автор видит ее глубоко затаенную печаль, которая переполняет эту женщину.
- Что дает нам право сделать такой вывод? Можно воспользоваться текстом.
- А сколько названий цветов? (тоже много)
- В чем сущность подвига сына Ольги Петровны?
- Зачем нужно было пикировать на спину бомбардировщика?
- Почему это подвиг?
- Каким должен быть человек, способный совершить такое самопожертвование?
- Найдите фрагмент в тексте, который опишет главное в характере Алексея.
- Каким же был этот человек, Алексей, сын тети Оли, способный на подвиг?
- Поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой?
- Найдите в тексте названия предметов быта, которые окружали Алексея. Как они характеризуют героев?
- Исследуйте особенности речи тети Оли. Сделайте выводы.
- Как же эта женщина смогла воспитать сына – героя?
Вывод: тетя Оля воспитала своего сына героем, патриотом, и для этого не нужны были красивые, изысканные слова, богатый дом. Она воспитала его своим примером, своей жизнью, своим горячим материнским сердцем.
Необходимо внутренне осознавать: Родина у человека одна, как мама. И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою маму, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, деревню – все, что мы называем великим словом "Родина".
- Может ли Ольга Петровна гордиться своим сыном?
"Вечный огонь"
- Лингвисты, найдите в этом отрывке союзы, при помощи которых Е.И. Носов развивает мысль о взаимосвязи героического прошлого и настоящего, связи матери со своим ребенком.
- Найдем описание клумбы, какую роль в нем играют союзы.
- Литературоведы, найдите в отрывке художественные средства, которые использовал писатель для создания образа маков. Какова их роль? Заполним в тетради таблицу.
- Почему именно маки сеяла тетя Оля?
- Символом чего они являются? (Это символ памяти, любви, символ героического, символ вечного огня, вечный огонь – как сердце матери)
- Зачем нужна нам память? (Память помогает нам оставаться человеком…)
- Почему Е. Носов назвал свой рассказ "Живое пламя"?
- Почему в рассказе использовано писателем такое большое количество союзов?
- Что жизненно важное помог осознать вам рассказ Евгения Носова "Живое пламя"?
- Чему был посвящен наш урок?
- Закончите строчку…
Домашнее задание
Напишите о своих близких или знакомых, кто воевал и примите участие в школьном конкурсе творческих работ.