Конспект урока литературы 7 класс: Тема памяти в рассказе Е. Носова «Живое пламя»

Цели урока:

  • создание условий для анализа рассказа Е.И. Носова «Живое пламя» и выявления роли языковых средств и союза в данном произведении, воспитания интереса к творчеству писателя-фронтовика.
  • формирование умений реализации новых способов действия, с использованием приемов читательской грамотности, связанных с поиском и выделением информации.

Задачи:

  • познакомить с творчеством Евнения Носова и с его рассказом "Живое пламя";
  • выявить роль языковых средств и союзов в данном произведении;
  • развивать навыки анализа художественного произведения, уметь находить в тексте информацию, сопоставлять информацию в тексте с личным опытом
  • создать условия для воспитания уважения и интереса к творчеству писателя-фронтовика, углубить понимание значения подвига солдат в годы войны.

Основные понятия темы: писатель, рассказ, новелла, миниатюра, художественное произведение, художественная деталь, изобразительно-выразительные средства языка, композиция рассказа, лингвисты, литературоведы, анализ текста, союз, морфологический разбор, лексическая работа.

Ресурсы: проектор, ноутбук, презентация.

Ход урока

Актуализация знаний

- Добрый день, ребята! Я рад встрече с вами.

Беседа с учащимися

- Давайте вспомним, что такое эпиграф
- Чем похожи стихотворения в презентации
- Какое из них можно взять в качестве эпиграфа к уроку?

Постановка учебной задачи

- А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем тему нашего урока?
- Какую мы сегодня на уроке поставим цель?

- Наш сегодняшний урок не совсем обычный, на нем вы будете исследователями, первооткрывателями: откроем для себя уникальный мир жизни и творчества известного русского писателя Е.И. Носова, наполненный сомнениями, терзаниями и трудными поисками.
- Также повторим средства художественной выразительности и посмотрим, какую роль играют союзы в рассказе "Живое пламя".

- Вы выбрали эпиграф к нашему уроку. Как вы его понимаете и как он связан с темой и проблемой нашего урока?
- Какую мысль он нам подскажет.

Открытие нового знания и применение его на практике

"Кто Вы, Евгений Иванович?"

Познакомимся с личностью писателя. Работа в группах и индивидуально. Обращает внимание на выставку книг.
Беседа по первому впечатлению, с использованием заданий на читательскую грамотность.

- Ваши впечатления от рассказа?
- Чем он необычен?
- Кто из героев вызвал ваши симпатии? Почему?

- Можете ли сказать коротко, о чем этот рассказ?
- Короткий рассказ, а как много в нем мысли чувства. Давайте вчитаемся в него.

Беседа с учащимися

- Каким настроением проникнут рассказ?
- Чем живет в настоящей жизни тетя Оля?
- Почему она стала засевать клумбу маками?

- Найдите слово "ястребок", что оно обозначает?
- Перечислите названия цветов в рассказе

- Что обозначает слово бомбардировщик?
- Объясните значения слов "спикировав", выполола, завалинка.

Задания на читательскую грамотность по тексту

Вставьте подходящие по смыслу слова:

  • Автор … помогал Ольге Петровне.
  • Ольга Петровна сдавала автору комнату в которой раньше …
  • В доме Ольги Петровны многое напоминало о сыне: …
  • Правда ли то, что Ольга Петровна сама рассказала жильцу о подвиге сыне?

Из каких деталей создается образ Ольги Петровны?

  • Речь.
  • Дом.
  • Фигура.

- В рассказе Ольга Петровна не жалуется на судьбу, не плачет, но автор видит ее глубоко затаенную печаль, которая переполняет эту женщину.
- Что дает нам право сделать такой вывод? Можно воспользоваться текстом.
- А сколько названий цветов? (тоже много)

  • Это связь матери и сына…
  • Цветы – память,… рассказчика с тетей Олей

- В чем сущность подвига сына Ольги Петровны?

- Зачем нужно было пикировать на спину бомбардировщика?
- Почему это подвиг?

- Каким должен быть человек, способный совершить такое самопожертвование?
- Найдите фрагмент в тексте, который опишет главное в характере Алексея.
- Каким же был этот человек, Алексей, сын тети Оли, способный на подвиг?

- Поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой?
- Найдите в тексте названия предметов быта, которые окружали Алексея. Как они характеризуют героев?

- Исследуйте особенности речи тети Оли. Сделайте выводы.
- Как же эта женщина смогла воспитать сына – героя?

Вывод: тетя Оля воспитала своего сына героем, патриотом, и для этого не нужны были красивые, изысканные слова, богатый дом. Она воспитала его своим примером, своей жизнью, своим горячим материнским сердцем.

Необходимо внутренне осознавать: Родина у человека одна, как мама. И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою маму, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, деревню – все, что мы называем великим словом "Родина".

- Может ли Ольга Петровна гордиться своим сыном?

"Вечный огонь"

- Лингвисты, найдите в этом отрывке союзы, при помощи которых Е.И. Носов развивает мысль о взаимосвязи героического прошлого и настоящего, связи матери со своим ребенком.
- Найдем описание клумбы, какую роль в нем играют союзы.

- Литературоведы, найдите в отрывке художественные средства, которые использовал писатель для создания образа маков. Какова их роль? Заполним в тетради таблицу.

- Почему именно маки сеяла тетя Оля?

- Символом чего они являются? (Это символ памяти, любви, символ героического, символ вечного огня, вечный огонь – как сердце матери)
- Зачем нужна нам память? (Память помогает нам оставаться человеком…)

- Почему Е. Носов назвал свой рассказ "Живое пламя"?
- Почему в рассказе использовано писателем такое большое количество союзов?
- Что жизненно важное помог осознать вам рассказ Евгения Носова "Живое пламя"?

Рефлексия

- Чему был посвящен наш урок?
- Закончите строчку…

  • Маки напомнили автору …
  • Огонь в рассказе символизирует …
  • "Живой" говорит о том, что память …

Домашнее задание

Напишите о своих близких или знакомых, кто воевал и примите участие в школьном конкурсе творческих работ.

Размер:
43.34 Kb
Скачали:
10