Цели урока:
Критерии успеха:
Психологический настрой: Стратегия "Пожелание"
- Возьмитесь за руки,улыбнитесь друг другу.
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
- Я надеюсь,что ваши желания исполнятся.
10 слов из произведения на доске,ученики пишут в тетради по памяти: косогоры, ложбины, изгородь, сопки, жерди, загон, бурелом, вожак, маральник, бестия.
- Какую роль играет каждая глава в композиции рассказа?
- Какие черты характера проявляются в Саньке уже с детства?
- Почему Семилеток напал на Саньку?
- Какие глаголы помогают автору выразить непокорность, независимость молодого марала?
- Почему писатель называет седьмое лето "лучшим" в жизни марала?
- Почему китайцы дают за рога маралов большие деньги?
- Как звали отца Саньки, главного героя рассказа?
- За что отец Саньки убивает Семилетка?
- Почему Семилеток подпускал к себе только Саньку?
- Кто такие маралы?
Краткое содержание рассказа А. Новоселова "Санькин марал" можно написать так:
Алексей Карпыч, охотник и егерь, держит маральник, где за высокой изгородью пасутся маралы. Однажды он привозит в маральник маленького сына и они встречают маралиху с теленком. Алексей говорит сыну, что тот счастливый, ведь не каждому удается застать мать с теленком. Санька сперва пугается, но потом решает, что свой марал это здорово. Он косит ему сено и приносит овса.
Прошло семь лет, марал-теленок вырос и стал большим быком. он уже не всегда слушает вожаков. Он мечтает о свободе и не хочет вновь лишиться рогов, которые уже спиливали четыре раза. Однажды он попытался убежать из маральника, перепрыгнув изгородь и долгое время бегал по окрестностям. Но нигде больше он не видел маралов. Всех их переловили люди.
Когда Семилеток услышал ответный зов и пошел на него, оказалось, что он вернулся в родной загон. Он перепрыгнул изгородь и убил рогами трех быков, безрогих и беззащитных.
И вот однажды пришли люди за рогами. Среди них Семилеток увидел Саньку и был поражен предательством друга. Марала поймали и пилой отрезали рога, а Санька поднял рога и показал их Семилетку. Этого марал уже стерпеть не мог и набросился на Саньку, пытаясь разорвать его рогами и пиная копытами.
Отце Саньки, Алексей Карпыч, зарубил марала, но о судьбе Саньки ничего не известно.
Смысл рассказ в том, что человек иногда ради прибыли становится безжалостным зверем, забывая о том, что все живое вокруг тоже чувствует боль. И иногда животным удается отомстить человеку за свои слезы.
В рассказе автор описывает нам мальчика Саньку, которому особенно понравился один марал. Он берет слово у отца, что тот его не тронет, а когда придет время Санька сам спилит рога у этого марала. Паренек ухаживает за животным и взрослеет вместе с ним. Санькин марал растет очень осторожным и крупным, он убивает 4 старых маралов, не подпускает к себе никого и только Сашке доверяет и идет к нему всегда.
Но в самом конце произведения Санька предает марала и все же снимает у него рога. Когда марал отходит от боли и поднимается на ноги, он понимает, что его предал Сашка. Марал набрасывается на Саньку, пытаясь зубами рвать на нем рубаху, бить передними копытами и, даже забыв, что рогов у него уже нет, бьет предавшего его друга окровавленной головой.
Отец Саньки топором убивает марала. Так заканчивается рассказ. Выжил ли Санька и как он отнесся к такому поведению марала - не известно.
Главная мысль рассказа "Санькин марал" в том, что не стоит ради прибыли предавать своих друзей, которые вам доверяют, пусть даже если это животные.
Работа в парах
Соотнесите элементы комопзиции:
1. |
Завязка |
А |
Марал не может простить предательства Саньки и со злобой и негодованием бросается на него. |
2. |
Развитие действия |
Б |
Жизнь маралов в саду. Стремление семилетка к свободе. Дружба между маралом и Санькой. |
3. |
Кульминация |
В |
Марал умирает в последний раз прощаясь с лесом, солнцем. |
4. |
Развязка |
Г |
Маральник. Появление марала на свет. Первое знакомство Саньки с маралом. |
Ответ: 1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В.
Парная работа по составлению таблицы
Задание: заполните таблицу "Цитаты+комментарии" в тетрадях/карточках , характеризуя главных героев рассказа: Санька, Алексей Карпыч, Семилеток, образ природы.
Учащиеся выписывают из рассказа цитаты, характеризующие героев/образы и дают собственные пояснения к ним.
Персонаж |
Цитата |
Комментарии |
Санька |
|
|
Алексей Карпыч |
|
|
Семилеток |
|
|
образ природы |
|
|
Пары поочередно зачитывают свои цитаты и комментарии, учащиеся, если нужно, дополняют записи.
Работа в группах
Презентация лучших работ: Стратегия "Авторский стул"
Домашнее задание
Составить синквейн по рассказу.
- Какова была цель нашего урока?
- Какие определения, свойства, теоремы используются при доказательстве теоремы?
В конце урока учащиеся проводят рефлексию: