Открытый урок литературы в 7 классе А.Е. Новоселов "Санькин марал"

Цели урока:

  • понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию;
  • характеризовать героев произведения А.Е. Новоселова "Санькин марал";
  • аргументировать свою мысль цитатами из текста.

Критерии успеха:

  • учащийся характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста;
  • учащийся пишет творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка;
  • учащийся выделять в тексте произведения элементы композиции, объясняет роль эпиграфа и его смысл.

Ход урока

Организационный этап

Психологический настрой: Стратегия "Пожелание"

- Возьмитесь за руки,улыбнитесь друг другу.
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
- Я надеюсь,что ваши желания исполнятся.

10 слов из произведения на доске,ученики пишут в тетради по памяти: косогоры, ложбины, изгородь, сопки, жерди, загон, бурелом, вожак, маральник, бестия.
- Какую роль играет каждая глава в композиции рассказа?
- Какие черты характера проявляются в Саньке уже с детства?

- Почему Семилеток напал на Саньку?
- Какие глаголы помогают автору выразить непокорность, независимость молодого марала?
- Почему писатель называет седьмое лето "лучшим" в жизни марала?

- Почему китайцы дают за рога маралов большие деньги?
- Как звали отца Саньки, главного героя рассказа?
- За что отец Саньки убивает Семилетка?

- Почему Семилеток подпускал к себе только Саньку?
- Кто такие маралы?

Изучение нового материала

Краткое содержание рассказа А. Новоселова "Санькин марал" можно написать так:

Алексей Карпыч, охотник и егерь, держит маральник, где за высокой изгородью пасутся маралы. Однажды он привозит в маральник маленького сына и они встречают маралиху с теленком. Алексей говорит сыну, что тот счастливый, ведь не каждому удается застать мать с теленком. Санька сперва пугается, но потом решает, что свой марал это здорово. Он косит ему сено и приносит овса.

Прошло семь лет, марал-теленок вырос и стал большим быком. он уже не всегда слушает вожаков. Он мечтает о свободе и не хочет вновь лишиться рогов, которые уже спиливали четыре раза. Однажды он попытался убежать из маральника, перепрыгнув изгородь и долгое время бегал по окрестностям. Но нигде больше он не видел маралов. Всех их переловили люди.

Когда Семилеток услышал ответный зов и пошел на него, оказалось, что он вернулся в родной загон. Он перепрыгнул изгородь и убил рогами трех быков, безрогих и беззащитных.

И вот однажды пришли люди за рогами. Среди них Семилеток увидел Саньку и был поражен предательством друга. Марала поймали и пилой отрезали рога, а Санька поднял рога и показал их Семилетку. Этого марал уже стерпеть не мог и набросился на Саньку, пытаясь разорвать его рогами и пиная копытами.

Отце Саньки, Алексей Карпыч, зарубил марала, но о судьбе Саньки ничего не известно.

Смысл рассказ в том, что человек иногда ради прибыли становится безжалостным зверем, забывая о том, что все живое вокруг тоже чувствует боль. И иногда животным удается отомстить человеку за свои слезы.

В рассказе автор описывает нам мальчика Саньку, которому особенно понравился один марал. Он берет слово у отца, что тот его не тронет, а когда придет время Санька сам спилит рога у этого марала. Паренек ухаживает за животным и взрослеет вместе с ним. Санькин марал растет очень осторожным и крупным, он убивает 4 старых маралов, не подпускает к себе никого и только Сашке доверяет и идет к нему всегда.

Но в самом конце произведения Санька предает марала и все же снимает у него рога. Когда марал отходит от боли и поднимается на ноги, он понимает, что его предал Сашка. Марал набрасывается на Саньку, пытаясь зубами рвать на нем рубаху, бить передними копытами и, даже забыв, что рогов у него уже нет, бьет предавшего его друга окровавленной головой.

Отец Саньки топором убивает марала. Так заканчивается рассказ. Выжил ли Санька и как он отнесся к такому поведению марала - не известно.

Главная мысль рассказа "Санькин марал" в том, что не стоит ради прибыли предавать своих друзей, которые вам доверяют, пусть даже если это животные.

Работа в парах

Соотнесите элементы комопзиции:

1.

Завязка

А

Марал не  может простить предательства Саньки  и со  злобой  и негодованием бросается  на  него.

2.

Развитие действия

Б

Жизнь маралов в  саду. Стремление  семилетка  к свободе. Дружба  между  маралом  и Санькой.

3.

Кульминация

В

Марал умирает  в  последний  раз  прощаясь с лесом, солнцем.

4.

Развязка

Г

Маральник.  Появление  марала  на свет.  Первое  знакомство   Саньки с маралом.

Ответ: 1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В.

Парная работа по составлению таблицы

Задание: заполните таблицу "Цитаты+комментарии" в тетрадях/карточках , характеризуя главных героев рассказа: Санька, Алексей Карпыч, Семилеток, образ природы.
Учащиеся выписывают из рассказа цитаты, характеризующие героев/образы и дают собственные пояснения к ним.

Персонаж

Цитата

Комментарии

Санька

 

  

Алексей Карпыч

 

 

Семилеток 

 

 

образ природы

 

 

Пары поочередно зачитывают свои цитаты и комментарии, учащиеся, если нужно, дополняют записи.

Работа в группах

  • 1 группа составляет "Фишбоун".
  • 2 группа составляет "Карусель".
  • 3 группа составляет "Сюжетная таблица".
  • 4 группа составляет "ПОПС-формула".

Презентация лучших работ: Стратегия "Авторский стул"

Домашнее задание

Составить синквейн по рассказу.

Подведение итогов. Рефлексия

- Какова была цель нашего урока?
- Какие определения, свойства, теоремы используются при доказательстве теоремы?

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

  • что узнал, чему научился;
  • что осталось непонятным;
  • над чем необходимо работать.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!