Урок-собеседование русского языка в 9 классе "Речь – убранство души"

Тип урока: урок – устное собеседование.

Задачи урока:

  • интегрировать теоретические знания, полученные обучающимися по развитию речи, в практические знания;
  • создать условия для применения комплексных знаний в нестандартной ситуации;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
  • умение воспроизводить прочитанный текст.

Дидактические средства: презентации с заданиями для групповой работы.

Оборудование: 5 ноутбуков.

Ход урока

Мобилизующий этап

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
"Будет интересно!"

Взялись за руки, друзья,
И приготовьтесь слушать.
Расслабляться нам нельзя:
Ведь урок уж начался.

Наш девиз: "Работать будем дружно!"
- И оценивать вы будете себя тоже сами, в группах, с помощью "Оценочного листа"

Формулирование темы урока

- Прочитайте эпиграф к уроку и определите, чем будем заниматься на уроке.

"Говоря публично, не обращайтесь ни к слуху, ни к уму слушателей, а говорите так, чтобы они, слушая Вас, не слышали Ваших слов, а видели Ваш предмет и чувствовали Ваш момент" (В. Ключевский)

- Выберите из предложенного списка подходящую формулировку. ("Речь. Речевое общение"; "Речь – убранство души" (Луций Сенека); "Связная речь. Речевое общение. Культура речи"; "Речевое общение")

- Как связаны эпиграф и тема урока?
- А для чего нам нужно работать над этой темой?

Целеполагание

- Сформулируйте цели урока. Используйте при этом глаголы: "вспомнить" "узнать" "научиться". (Вспомнить качества устной речи; узнать о приемах работы с текстом; научиться читать, пересказывать предложенные тексты, составлять монолог и диалог)

Коммуникация

Актуализация полученных знаний

- А что такое речь? Есть ли разница между языком и речью?

Язык – это все, что мы видим, слышим, чувствуем, все, что мы знаем, - все это отражено в словах, их сочетаниях, зашифровано в грамматических формах, категориях, осмыслено в тонких оттенках речи

В языке сосредоточен жизненный опыт прошлых поколений, и этот опыт постепенно обогащается, изменяя язык.

Речь – это частное проявление языка. Язык можно понять только в действии. Язык – это достояние каждого из нас, всех, говорящих на этом языке

- Так каковы же качества устной речи?

Ответ:

  1. Содержательность.
  2. Логичность.
  3. Правильность.
  4. Чистота.
  5. Эмоциональность.

Индивидуальное сообщение

- Учение о качествах речи берет свое начало в трудах античных философов, ораторов, которые разработали целую систему оценок качеств речи - положительных и отрицательных.

Например, Теофраст в книге "О стиле" изложил такие достоинства речи, как чистота, ясность, точность, величавость, суровость, торжественность, стремительность, правдивость, мощность. К недостаткам речи Гермоген относил сбивчивость, напыщенность, ребячливость, ложный пафос.

По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи важны и необходимы, но и их недостаточно, чтобы оратор мог вызвать восхищение слушателей, - для этого нужна красота речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи - уместность.

Конечно, не все положения античных мыслителей могут прияты нами. Но многое заслуживает внимания и глубокого изучения. Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин. Качества речи он выделяет на основе соотношения речи с другими понятиями:

  • Речь - язык: правильность, богатство, чистота.
  • Речь - мышление: логичность, ясность, простота, краткость.
  • Речь - объективный мир: точность.
  • Речь - ее обстановка, содержание, назначение: уместность.
  • Речь - эстетика: образность, выразительность, благозвучие.

Работа в группах

- Итак, мы повторили качества устной речи, а теперь нам предстоит их продемонстрировать.
- Распределите роли в группах.

- Каждой группе предлагается речевая ситуация и приемы работы, которые помогут с ней справиться.
- Время на подготовку - 15 минут. Открывайте ноутбук, папка "Устная речь".

1 группа. Выразительное чтение текста

Роли в группе:

  • ведущий (организует процесс).
  • аналитик (критикует, подмечает ошибки).
  • наблюдатель (фиксирует ошибки).
  • хронометрист (следит за временем).

Речевая ситуация: Вы пришли на кастинг для дикторов телевидения и радио. Чтобы вам предложили работу, необходимо выразительно прочитать текст.
Задание: Выявите основную мысль текста, которую вы должны будете выразить через чтение.

Алексей Касатонов - советский хоккеист, выступавший на позиции защитника. Он является многократным чемпионом Мира, Европы и Олимпиады. Родился и вырос будущий победитель и гроза соперников в Ленинграде. Любовь к спорту передалась мальчику по наследству – его мама Галина Пименовна в молодости играла на высоком уровне в волейбол, в составе "Спартака" завоевывала медали чемпионата СССР.

Однажды мальчик поехал на стадион, чтобы узнать, какие секции для него доступны, но перепутал остановку и оказался возле катка СКА, где увидел объявление о наборе в хоккейную школу.

Первым тренером будущей звезды стал Олег Константинович Сивков, который видел в ребенке не только потенциал, но и умение нестандартно мыслить и быстро принимать решения.

В составе молодежной команды СКА Алексей Касатонов стал чемпионом Советского Союза, привлекался в молодежную сборную СССР. За главную команду провел 42 игры, после чего его пригласии в ЦСКА. Но только попав в легендарную пятерку Игоря Ларионова, где его напарником в защите был Вячеслав Фетисов, Касатонов раскрылся по максимуму

Повесив коньки на гвоздь, Алексей Касатонов пробовал себя в качестве тренера. Он возглавлял клуб высшей лиги "Рысь" из Подольска, затем московские "Крылья Советов", санкт-петербургское СКА, а также около года был генеральным менеджером сборной России.

На сегодняшний день Алексей Касатонов является генеральным директором спортивно-развлекательного квартала "Парк Легенд" в Москве, где построен сверхсовременный стадион "Ледовый дворец". Также Алексей собирается открыть музей и аллею хоккейной славы непосредственно рядом с дворцом.

Используйте прием партитурных пометок

Партитурные знаки можно классифицировать на надстрочные, строчные и подстрочные, по месту расположения в тексте.

Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком ( / ) над буквой. Фразовое ударение, то есть ударное слово подчеркивается пунктиром, логическое – одной чертой, а психологическое обозначается (П) перед словом или предложением.

Паузы: короткая – вертикальным пунктиром ( ¦ ), средняя – одной вертикальной чертой ( | ), длительная – двумя вертикальными чертами ( || ). Слитное произнесение обозначается ( ∩ дугой ) над словами. Повышение голоса обозначается стрелкой вверх, над ударной гласной слова ( ↑ ), понижение голоса – стрелкой вниз ( ↓ ); монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами.

Темп и ритм отмечаются отдельно, на полях, словами: медленно, быстро, ускоряя или замедляя и т.п. Например:

Партитурные пометки над текстомПартитурные пометки над текстом

Упражнение на дыхание и дикцию (развитие речевого аппарата)

- Рекомендуется делать в свободное время, а также непосредственно перед выходом в эфир в течение хотя бы 5-7 минут. Произносите поочередно следующие гласные звуки, стараясь максимально удлинять каждый звук на одном выдохе: А - О - У - Э - Ы - И.

- Сначала после каждого звука добирайте дыхание. Затем на одном дыхании произносите три звука: А-О-У, добирайте воздух и продолжайте Э-Ы-И, а потом добивайтесь того, чтобы все звуки произносить подряд на одном дыхании. Затем следуют упражнения на звукосочетания:

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ
Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ

НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ-НТИ
МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ
ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ
РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ

- Прочитайте текст соседу справа, потом прослушайте соседа слева. Оцените чтение друг друга. Выберите лучшего чтеца для презентации своей работы.

Вторая группа. Пересказ текста

Речевая ситуация: Представьте себе, что вы встретились с американцем, который с гордостью заявил, что Дональд Трамп активно занимался спортом - играл в бейсбол и футбол. Сегодня он предпочитает гольф. Защитите репутацию своего президента.
Задание: пересказ текста.

- Вам, конечно, знаком человек, изображенный на данной фотографии. Владимир Владимирович Путин всегда был неравнодушным к спорту. В данном направлении его биография наполнена многочисленными достижениями. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание самого В.В. Путина:

"Дзюдо учит держать себя в руках, чувствовать остроту момента, видеть сильные и слабые стороны соперника, стремиться к наилучшему результату. Политику все эти знания, умения и навыки просто необходимы".

- Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У Вас есть 1 минута на подготовку.

К различным видам спорта Владимира Путина притягивает новизна и желание привить соотечественникам интерес к здоровому образу жизни. Активно занимается В. Путин восточными единоборствами. С 11 лет он серьезно увлекся самбо и дзюдо, их особой философией, культурой взаимоотношений с соперником и правилами ведения схватки. По мнению президента РФ, дзюдо – это занятие и для тела, и для ума.

Путин является неоднократным чемпионом Санкт-Петербурга по самбо и мастером спорта по этому виду единоборств. В 2010 году он получил еще почетный диплом "Доктор в области дзюдо" южнокорейского университета в Йонъине.

Достаточно давно Владимир Путин увлекся горнолыжным спортом. В феврале 2011 года Владимир Владимирович пообещал участникам Универсиады в Турции научиться кататься на коньках. Два месяца он занимался под руководством известного хоккеиста Алексея Касатонова. Тренировки очень часто проходили после полуночи, когда у президента нашей страны завершался рабочий день.

К середине апреля В.Путин уже уверенно стоял на коньках и 15 апреля 2011 года принял участие в тренировке юных хоккеистов перед финалом турнира "Золотая шайба", где он даже забросил несколько шайб в ворота. (С личного сайта В.В. Путина)

- Готовясь к пересказу, используйте метод "снежного кома". Сначала попробуйте донести смысл одного прочитанного предложения - потом двух - потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.

Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание:

  1. Читая текст, рисуйте мысленно картину - подробно, в красках, с запахами и звуками. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий.
  2. При чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.
  3. Если текст сложный, попробуйте читать вслух и "с чувством, толком, с расстановкой".
  4. Большой текст уместно разделить на части (но не более 7) и пересказывать части отдельно.
  5. Психологи утверждают, что содержание текста лучше откладывается в памяти, если читать перед сном. Этот совет пригодится, если вы работаете над пересказом объемного текста, а в запасе есть 1-2 дня.
  6. Найдите "благодарного слушателя". Если ваш пересказ слушают с интересом, пересказывать легче.

- Перескажите текст соседу справа, потом прослушайте соседа слева. Оцените пересказ друг друга. Выберите лучшего рассказчика для презентации своей работы.

3 группа. Монолог

Речевая ситуация: вы приглашены на конференцию по проблеме здорового образа жизни. Вдруг вам предлагают выступить.
Задание: составьте монологическое высказывание на тему: "Почему, если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь".

- При подготовке высказывания используйте прием Фишбоуна.

Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Схема "Фишбоун"Схема "Фишбоун"

  • Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

- Расскажите свой монолог соседу справа, потом прослушайте соседа слева. Оцените монолог друг друга. Выберите лучшего рассказчика для презентации своей работы.

Требования к речевому оформлению монологического высказывания:

  1. Обязательное использование изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)
  2. Не допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего (конечно, к сожалению, я надеюсь и т.д.); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.
  3. Оценка говорящим обсуждаемой темы : У меня этот вопрос тоже вызывает интерес… Мне бы хотелось поразмышлять над следующей стороной вопроса.
  4. В заключении высказывания выступающий подводит итог: о чем напомнила картина; какие ассоциации вызвала, какие планы возникли.

4 группа. Тема "Утренняя зарядка"

Речевая ситуация: вам предложили участие в конкурсе юных фотографов "О, спорт, ты – жизнь!" Защитите свою работу.
Задание: опишите фотографию, обратив внимание на:

  • роль утренней зарядки в жизни человека;
  • место и время проведения зарядки;
  • костюм девушки, положение, спортивное оснащение;
  • внешность героини и настроение.

- Готовясь к выполнению задания, используйте прием "Поле ключевых слов". Прием заключается в том, чтобы к данному слову подобрать множество ассоциативных слов, так или иначе с ним связанных, расположенных в виде поля, то есть вокруг данного слова.

- Расскажите свой монолог соседу справа, потом прослушайте соседа слева. Оцените монолог друг друга. Выберите лучшего рассказчика для презентации своей работы.

5 группа Задание. Диалог

Речевая ситуация: вы – известный спортсмен. У вас берут интервью.
Задание: пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

  • Как вы оцениваете сегодняшнее отношение молодежи к спорту?
  • Каков ваш любимый вид спорта?
  • Как вы относитесь к спортивному образу жизни?
  • Готовясь к выполнению задания, используйте прием "Формула ПОПС".

Раскрываем секрет формулы ПОПС

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: "Я считаю, что…", "На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания", "Я согласен с…".

О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов "Потому что…" или "Так как…".

П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - "Например…", "Я могу доказать это на примере…".

С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: "Таким образом…", "Подводя итог…", "Поэтому…", "Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…".

- Организуйте диалог с соседом справа, потом прослушайте соседа слева. Оцените диалог друг друга. Выберите лучшего для презентации своей работы.

Презентация результатов своей работы

  • Рассказ о приемах работы.
  • Чтение, пересказ, монолог, диалог.

- Оцените выступления групп. Что понравилось?
- Скажите, случайна ли тема текстов, с которыми мы работали, монолога, диалога? (Чемпионат по футболу в г. Ростове-на-Дону. Пропаганда здорового образа жизни)

Рефлексия

- Скажите, насколько урок был вам полезен?
- Заполните карты самооценки.
Что ж, пришел урок к концу.

Надо расставаться.
Завтра вновь найдем, чему
Учиться, удивляться.

Размер:
70.26 Kb
Скачали:
16