Цели:
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания:
- упражнение 265 (1): фонетический разбор слова сделать, разбор по составу и словообразовательный разбор слова сделал, морфологический разбор слова отвлеченный, полный синтаксический разбор первого предложения из текста упражнения.
2. Разминка:
- Расставить знаки препинания и составить схему предложения: Пунктуационные умения и навыки – это почти всегда в разной степени осознанные действия, при выполнении которых одна операция следует за другой, а изменения условий пунктуационной нормы требуют изменения действий, их сочетания и последовательности.
- Объяснить правописание слов: пунктуационные, осознанные, при выполнении, операция, изменения, последовательности объектов.
- Найти в записанном предложении синонимы (действия – операция), подобрать антонимы к слову осознанные.
- Определите стиль речи записанного ранее предложения.
3. Мотивация.
- На доске записано упражнение, расставьте в нем знаки препинания. Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной!
- Учитель читает текст, интонацией выделяя смысловой отрезок жизнь строишь правильно, показывая выражение следствия того, о чем говорилось в начале предложения: Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело, - жизнь строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной!
- Изменились ли смысл и пунктуация предложения после использования особой интонации чтения? Почему?
- Как вы думаете, о каких особенностях пунктуации как системы правил мы будем говорить?
4. Объявление темы и целей урока.
5. Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Перед вами таблица, заполните ее первую колонку известной вам информацией о пунктуации как системе.
Знаю |
Узнал |
Хочу узнать |
|
|
|
- Обсуждение информации первой колонки таблицы (входе обсуждения учащимся предлагается пунктиром отчертить записанную самими информацию и дополнить вместе информацией предложенной товарищами).
6. Организация восприятия.
- Учащимся предлагается чтение текста с пометками: + - «знаю», V -«узнал», ! – «хочу узнать»
До недавнего времени преобладали односторонние взгляды на основы русской пунктуации: одни ученые признавали пунктуацию интонационной, другие видели в ее основе смысловой принцип, треть – синтаксический. При сопоставлении принципов русской пунктуации (интонационного, смыслового и синтаксического) умалялась или преувеличивалась роль интонации или смысла в изучении пунктуации.
Сейчас выделяемые принципы пунктуации не противопоставляются, а только указывают на разные грани одного и того же явления, способную удовлетворить все нужды пишущего и читающего.
В немногих правилах интонация выступает как условие постановки знака препинания (например, в правилах об употреблении восклицательного знака). В ряде правил интонация сочетается с другими условиями. Например, тире между подлежащим и сказуемым ставится при наличии нулевой связки, выражении именной части существительным, количественным числительным или инфинитивом, а также паузой на месте нулевой связки. Существует интонация перечисления, противопоставления или сопоставления, пояснения, причины, мотивации, повышающая или понижающая интонация и пауза. Наблюдения над интонацией при изучении пунктуации могут помочь определить место знака и его выбор.
Все пунктуационные знаки выполняют смысловую нагрузку. Без них невозможно быстро, правильно прочитать, а главное – понять смысл текста.
Смысловая роль знаков препинания настолько велика, что даже в бессловесной письменной речи они могут многое выразить. Вот как обыгрывает это свойство пунктуационных знаков в своей знаменитой сказке «Винни-Пух и все-все-все» А.А.Милтон:
«…Наш Вини-Пух сказал такую мудрую вещь, что Кристофер Робин смог только вытаращить глаза и открыть рот, не понимая – неужели это тот самый медведь с опилками в голове, которого он так давно знает и любит.
- Мы поплывем в твоем зонтике, - сказал Пух.
- ??
- Мы поплывем в твоем зонтике, - сказал Пух.
- ???
- Мы поплывем в твоем зонтике, - сказал Пух.
- !!!
Да, Кристофер Робин вдруг понял, что это возможно. Он открыл зонтик и опустил его на воду».
Нарушение закономерности пунктуационного оформления текста порождает различные недоразумения, ошибки в письменном общении.
Синтаксический принцип, лежащий в основе русской пунктуации, предлагает деление знаков препинание на две группы: разделяющие и выделяющие. Знаки первой группы служат для разделения членов и частей предложения: однородных членов, простых предложений, входящих в состав сложносочиненного предложения, однородных придаточных предложений, простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.
Вторая группа знаков употребляется для выделения обособленных, уточняющих членов, придаточных предложений, вводных слов и обращений.
Синтаксический принцип (особенности построения предложения, его структура, характер связи членов и частей предложения) придает особую четкость и стройность системе пунктуационных правил.
7. Организация осмысления.
- Какие сведения о роли пунктуации в письменном общении, представленные в тексте, вы уже знали?
- Что нового вы узнали из текста?
- Учащимся предлагается заполнить колонку «Узнал», а сильным ученикам составить алгоритм на основе текста и упр. 197.
«Роль пунктуации в письменном общении»
1. Смыслоразличительная
2. Интонационная
- перечисление
- противопоставление
- пояснение
- причина
- мотивация
- повышающая или понижающая интонации
- пауза
3. Синтаксическая
разделяющие знаки выделяющие знаки
однородные члены - обособленные члены
простые предложения - уточняющие члены
в составе сложного - придаточные предложения
однородные придаточные - вводные слова
простые предложения - обращения
в составе бессоюзного
сложного предложения
8. Первичная проверка понимания.
Чтение лингвистической сказки (Перед учащимися ставится задача: объяснить, какая роль знаков препинания обыгрывается в сказке).
Знаете ли вы, что запятая может спасти жизнь человеку? Не верите? Тогда слушайте, расскажу я вам одну сказку, да не простую. В ней намек да грамматический урок.
Было это много-много лет назад, так давно, что уж никто и не помнит, с кем это произошло. Заблудился раз в лесу мальчик. Долго бродил по темным густым рощам, по болотам и лесным зарослям. Вдруг видит: мост! Значит, люди близко! Обрадовался мальчонка, подбежал к мосту, но тут услышал странный звук; сначала тихий, он с каждой секундой нарастал все сильнее и сильнее. Хотел вбежать мальчик на мост, но дорогу преграждал огромный камень, из-под которого неожиданно появился старичок и сказал: «Тебе страшно? Тогда не теряй ни одной минуты и вот этой палочкой поставь запятую в том предложении, которое написано на камне».
Не успел удивиться мальчишка, как старик исчез, а в руке оказался обыкновенный прутик. Смотрит мальчик на камень, читает странную и непонятную фразу: «Прейти нельзя остаться».
А шум нарастает все сильнее, и видно уже – страшный зверь приближается к мосту. И тут решился мальчик и поставил запятую, и камень как бы сказал: «Перейти, нельзя остаться».
Вдруг камень исчез, как тот старик-волшебник, мальчонка вбежал на мост, быстро перебрался через бурную реку на другой берег. Как только зверь ужасный попал на мост, тот …рухнул.
Вот как запятая спасла мальчика. А вы не верили, что так может быть! (Сказка составлена учеником)
- На какую роль знаков препинания обратил школьник, составляя сказку?
- Какие признаки могут помочь определить постановку знаков препинания? (Смысл, интонация, грамматика).
9. Организация первичного закрепления.
- На доске записаны предложения. Без знаков препинания они имеют двоякий смысл. Запишите предложения дважды и расставьте знаки препинания так, чтобы передать этот смысл.
Иду с трудом руками разбирая пшеницу. – 1) «Идти трудно, чувствуется большая усталость». 2) «Приходится руками освобождать себе дорогу в пшеничном поле».
Это произведение должно быть известно вам. – 1) «Вы обязаны знать это произведение». 2) «Может быть, вы знаете что-то об этом произведении»
- В чем состояла особенность этой лингвистической задачи? (По одному показателю (смысл) догадаться о двух других (знаки препинания, интонация))
10. Предметная рефлексия.
- Учащимся выданы карточки (по одной) разного цвета с заданием, нужно поставить знаки препинания на ней в соответствии со смыслом предложения, указанным на карточке.
Карточка №1 (зеленая)
Буду учить наизусть стихотворение поеду на районный конкурс чтецов. – «Если успею выучить, то уверена, что пошлют на конкурс».
Карточка №2 (красная)
Буду учить наизусть стихотворение поеду на районный конкурс чтецов. –
«Меня уже послали на конкурс, нужно учить произведение».
Карточка №3 (желтая)
Буду учить наизусть стихотворение поеду на районный конкурс чтецов. –
«Расскажу тебе, чем стану заниматься завтра. Во-первых, надо выучить стихотворение, потом я уезжаю».
- Учащимся предлагается прикрепить карточки на доске в три колонки в соответствии со знаками препинания: тире, двоеточие, запятая (знаки колонок написаны на доске). Цвет поможет определить правильность выполнения задания всеми учащимися: в колонке с тире должны оказаться карточки зеленого цвета, в колонке с двоеточием – красные, с запятой – желтые.
11. Домашнее задание: упр.271, подобрать примеры к опорному конспекту, составленному на уроке.
12. Рефлексия.
- Учащимся предлагается выбрать карточку того цвета, которая соответствует их настроению на уроке (карточки заранее лежат на столах у детей)