Учебник: "Русский язык. 9 класс" Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова М.: Просвещение, 2017 г. - 151с
Цель урока: сформировать у учащихся единое, целое представление о бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения, рассмотреть особенности постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Формы обучения: индивидуальная, работа в группах, взаимообучение.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативная, деятельностный подход, элементы технологии сотрудничества.
Ход урока
Организационный момент
- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас снова на уроке. Думаю, что сегодняшнее наше общение будет плодотворным. А какие основные 4 вида деятельности на уроках русского и английского языка надо выполнять ученикам?
(Слайд 1)
Читать
Писать
Слушать
Говорить
- Как будем это делать?
(Слайд 2)
читать выразительно, громко
писать грамотно, красиво
слушать внимательно
говорить четко, внятно, доступно
- (К ОГЭ) Какие словосочетания получились по типу связи? (примыкание)
- Какие из этих словосочетаний можно заменить синонимичным со связью управление? (слушать с вниманием, читать с выражением)
Введение в тему урока
Анализ предложений № 183
(Слайд 3)
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями…
Печален я: со мною друга нет…
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
- Прочитайте предложения. Что объединяет эти предложения на письме?
- О каких предложениях по способу связи узнаем на сегодняшнем уроке?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие задачи урока по теме "Двоеточие в БСП" поставим для себя? Что узнаем? Чему научимся?
(Слайд 4: тема урока)
Погружение в тему урока
Беседа по вопросам:
- Давайте определим смысловые отношения между частями сложных предложений из № 183(на слайде тоже эти предложения). (2-е поясняет, 2-е содержит причину, 2-е дополняет)
- С какой интонацией следует произносить эти предложения?
- Какие смысловые отношения выражаются между частями БСП, в которых ставится двоеточие?
Знакомство с теорией параграфа 27 стр. 122
Рубрика "Из истории языка"
- О чем говорят вам слова М. Ломоносова?
Первичное закрепление знаний
Работа с учебником (№ 184)
- Прочитайте задание к упражнению.
- Подготовьте выразительное чтение предложений, учитывая прочитанную в задании информацию.
- Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.
Групповая работа
(Слайд 5)
1 группа: Выпишите из упражнения предложения, в которых вторая часть указывает на причину. (1, 5)
2 группа: Выпишите из упражнения предложение (-я), в которых(-ом) вторая часть поясняет первую. (2)
3 группа: Выпишите из упражнения предложения, в которых вторая часть дополняет первую. (3, 4)
Проверка работы
- Прочитайте выписанные вами предложения. В каких из них двоеточие можно заменить союзом и каким?
- Какие смысловые значения имели части БСП, в которых мы заменили двоеточие союзом? (причины, дополнения).
Знакомство с теорией стр. 123 - 124
- С какими союзными предложениями соотносятся бессоюзные сложные предложения?
Расширение знаний
1. "Лингвистическая задачка" с. 124
- Как вы думаете, сложные предложения с пояснительными союзами а именно и то есть являются сложносочиненными или сложноподчиненными? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Рубрика "Это интересно" с. 124.
- Давайте прочитаем информацию, данную в рубрике "Это интересно".
- Почему, по-вашему, происходит вытеснение СМИ СМК?
3. № 185
- Прочитайте текст. Согласны ли вы с утверждениями, высказанными в нем?
- Преобразуйте союзные предложения в бессоюзные. Какие слова исчезнут из предложений? Какие знаки нужно будет поставить между частями БСП?
- Запишите полученные бессоюзные сложные предложения. Постройте схемы записанных предложений.
- Прочитайте выразительно записанные вами предложения.
4. № 187
- Изучите информацию, представленную в виде схемы, и составьте связный рассказ о правилах постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях. Приведите примеры.
Проверочная работа
(Слайд 6)
- Выпишите номера бессоюзных сложных предложений, между частями которых следует поставить двоеточие.
(Слайд 7)
- Проверьте себя: двоеточие: 1, 3, 4, 6, 8.
Оцените свою работу.
- Если все номера записаны верно, поставьте "5", если допустили одну ошибку – "4", две ошибки – "3". Если больше двух ошибок, мы поработаем над изучением темы дома и завтра на уроке.
- Прочитайте предложения с двоеточиями выразительно.
- Определите смысловые отношения между частями БСП.
- Соотнесите бессоюзные предложения с союзными.
Рефлексия
- Что планировали узнать? Что узнали?
- Чему планировали научиться? Получилось?
Домашнее задание
(Слайд 8)
п. 27, упр.185, задание 2 (творческое) или практикум п. 27 + определить способ связи слов в словосочетаниях.