Урок русского языка по учебнику «Русский язык в 9 классе», авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2006.
Цели: закрепить умение опознавать СПП с придаточными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, производить синонимичную замену СПП на простые; повторить правописание производных предлогов и союзов;
Продолжить работу по формированию умений и навыков использования различных способов самоконтроля, опорных схем для закрепления теоретических сведений.
Оборудование: рабочие листы с заданиями, тесты.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение цели урока.
II. Повторение. Проверка домашнего задания.
А. Индивидуальная работа.
- на доске начертить схемы СПП с придаточными цели, указать номера предложений (1, 3, 6, 7).
- работа по карточке «Слитно или раздельно»
1. (По) тому, как он разговаривает, можно судить о его настроении.
2. Он в плохом настроении, (по) тому не хочет разговаривать
3. (От) того, что облака почти касались верхушек берёз, на земле было тихо и тепло.
4. Право, мне скучно (от) того, что вы уехали так далеко.
Б. Работа с классом.
Словарная работа.
Задание: раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Включить (в) следстви…, обнаружить (в) следстви… по делу, (в) следстви… похолодания, иметь (в) виду, (в) виду ряда обстоятельств, (в) виде предупреждения, (в) связи с угрозой.
III. Самостоятельная работа над новой темой.
Рабочий лист с заданиями.
1. Изучите теорию по учебнику: стр. 57-59, 70, упр. 155.
2. Запишите предложения 1, 3, 5, 8 из упр.156; разберите их (внимательно прочитайте правила на стр. 59), составьте схемы предложений.
3. Выполните проверочную работу (вы можете выбрать одну работу из трёх предложенных)
Вариант 1.
Выполните упражнение 158 (перестройте предложения, заменяя выделенные обстоятельственные обороты придаточными причины или условия)
Вариант 2.
Разберите предложения, укажите виды придаточных.
1. Ни на секунду не останавливайтесь, не зазнавайтесь потому что зазнайство – только выражение невежества.
2. Не будет добра коли между своими вражда.
3. Так как противник ввел в бой танковый батальон артиллеристам было приказано выкатить пушки на передовые позиции.
4. Мне нужен мир чтоб я учиться мог и овладеть высотами науки.
5. Поскольку о награде речь опять зашла, друзья то уже не шутки ради кое-что добавлю я.
Вариант 3.
Задание: в предложенном тексе найдите СПП и укажите типы придаточных.
Когда в южные широты приходит весна, в жизни странствующего альбатроса наступает период кладки яиц и выращивания птенцов. (2) Птенец, как и взрослая птица, мужествен и терпелив, так как ему приходится 270 дней проводить в гнезде почти в одиночестве. (3) Только один раз в трое суток родители приносят ему пищу. (4) Ведь чтобы найти её, альбатросу приходится улетать за сто и за двести миль от острова.
IV. Сегодня вы изучили сложную тему. Сейчас посмотрим, кто и как справился с работой. (Взаимопроверка с использованием ключей)
V. Домашнее задание: стр.70, упр. 159.
Рабочий лист с заданиями.
1. Изучите теорию по учебнику: стр. 57-59, 70, упр. 155.
2. Запишите предложения 1, 3, 5, 8 из упр.156; разберите их (внимательно прочитайте правила на стр. 59), составьте схемы предложений.
3. Выполните проверочную работу (вы можете выбрать одну работу из трёх предложенных)
Тестовые задания.
Вариант 1.
Выполните упражнение 158 (перестройте предложения, заменяя выделенные обстоятельственные обороты придаточными причины или условия)
Вариант 2.
Разберите предложения, укажите виды придаточных.
1. Ни на секунду не останавливайтесь, не зазнавайтесь потому что зазнайство – только выражение невежества.
2. Не будет добра коли между своими вражда.
3. Так как противник ввел в бой танковый батальон артиллеристам было приказано выкатить пушки на передовые позиции.
4. Мне нужен мир чтоб я учиться мог и овладеть высотами науки.
5. Поскольку о награде речь опять зашла, друзья то уже не шутки ради кое-что добавлю я.
Вариант 3.
Задание: в предложенном тексте найдите СПП и укажите типы придаточных.
Когда в южные широты приходит весна, в жизни странствующего альбатроса наступает период кладки яиц и выращивания птенцов. (2) Птенец, как и взрослая птица, мужествен и терпелив, так как ему приходится 270 дней проводить в гнезде почти в одиночестве. (3) Только один раз в трое суток родители приносят ему пищу. (4) Ведь чтобы найти её, альбатросу приходится улетать за сто и за двести миль от острова.