Конспекты уроков русского языка 9 класс "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, местоименно-определительными, изъяснительными"

В раздел «Сложноподчиненные предложения (СПП) с придаточными опре­делительными, местоименно-определительными, изъяснительными» вошли пять уроков с презентациями:

  • Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова.
  • Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП.
  • Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. СПП с придаточными определительными.
  • Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными.
  • Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Цели: дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению; сформировать понятие о придаточных опре­делительных, местоименно-определительных, изъяснительных, особенностях их структуры; совер­шенствовать речевую компетентность и пунктуацион­ные навыки.

Авторский медиапродукт: компьютерное сопровождение уроков русского языка по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, местоименно-определительными, изъяснительными».

Средства обучения: компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор.

Авторские комментарии: система уроков русского языка по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, местоименно-определительными, изъяснительными» с компьютерным сопровождением может быть использована при организации фронтальной работы с учащимися на уроках по изучению нового материала, повторению и закреплению пройденного по данной теме, а также при самоподготовке учащихся в режиме дистанционного обучения.

Урок 13. Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова.

Цель урока:

- закрепить знания учеников о сложноподчиненном предложе­нии;

- дать представление о его строении;

- научить различать союзы и союз­ные слова в СПП;

- совершенствовать пунктуационные навыки.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

1. Словарный диктант (Один ученик работает у доски, остальные - в тет­радях, проверяем сразу после диктанта, по очереди комментируя правописа­ние каждого слова)

Участник, прочувствованный, расчет, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притво­ряться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, ги­гантский, антигуманный, расспросить, оптимист.

2. Грамматическое задание.

1-й вариант: выделить слова с приставками;

2-й вариант: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные.

II. Слово учителя. Изучение строения сложноподчиненного предложения

О сложноподчиненных предложениях вам многое известно из курсов пре­дыдущих лет, кроме того, дома вы прочитали § 5 о строении сложноподчи­ненного предложения. Поэтому предлагаю поменяться местами: вы объясня­ете материал, я стараюсь его усвоить. (Объяснение материала нужно разбить на несколько стадий, за каждую из которых отвечает кто-либо из учеников. Функция учителя — задавать вопросы, направлять ими ход урока. Уточнять, комментировать объяснения лучше совместно с классом.)

III. Выводы 

1. Части сложноподчиненного предложения не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточные.

2. В сложноподчиненном предложении может быть одно или несколько при­даточных.

3. Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчи­нительных союзов или союзных слов.

4. В главном предложении могут находиться указательные слова, которые за­ключают в сжатом виде содержание придаточного предложения.

5. Указательные слова могут сливаться с подчинительными союзами, образуя составные союзы.

6. В зависимости от смысла место придаточных предложений может быть постоянным, неизменным, а может быть свободным.

IV. Объяснение учителя

1. Подчинительные союзы и союзные слова.

Один из трудных вопросов, касающихся СПП, как отличить подчинитель­ные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие.

В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с глав­ным, выступают относительные местоимения (кто, что, который, чей, сколь­ко) и относительные наречия (где, когда, куда, откуда, отчего, как и т. п.). Со­мнения возникают, когда в предложении встречается союзное слово, совпа­дающее с подчинительным союзом, например, что, как. Вне контекста по­нять различие невозможно.

Рассуждаем так. Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.

Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях):

1) Все понимают, что сейчас решается судьба страны.

В данном случае «что» — подчинительный союз: он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом.

2) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. (А. Ах­матова, «Мужество»)

«Что» в обоих случаях - союзное слово, так как явля­ется членом предложения (подлежащим), отвечает на вопрос что? Первое «что» можно заменить, к примеру, словом «судьба», второе - словом «тра­гедия».

Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется, а служеб­ное слово - союз (в первом примере) произносится бегло, как бы смазанно.

Обратим внимание, что между двумя придаточными предложениями запя­тая не стоит. Почему?

Причина отсутствия запятой - об­щее главное предложение «Мы знаем», а два придаточных предложения рассма­триваются как однородные члены. Этот случай аналогичен другому, относяще­муся к сложносочиненным предложениям с общим второстепенным членом.

-Схемы сложноподчиненных предложений.-

Условимся обозначать главные предложения квадратными скобками, а придаточные - круглыми. Отметим аналогию с ролью квадратных и круглых скобок в математике. Вспомним, что для обозначения сложносочиненных предложений применяются только квадратные скобки, т. к. предложения рав­ноправны.

Предлагаю в схемах союзные слова вносить в скобки: они являются члена­ми предложения, а союзы оставлять за скобками: их роль вспомогательная, служебная; они не члены предложения.

Изобразим схематически наши предложения:

  • [ ], что( ).
  • [ ], (что...) и (что...).

V. Закрепление материала

1. Работа с учебником.  Упражнения 22, 23, 25 (по выбору).

2. Анализ предложений:

1) Эту семейную историю я столько раз слышал, что знал ее почти наиз­усть.

2) Если б мишки были пчелами, то они бы нипочем, никогда бы не подума­ли так высоко строить дом.

3) Чем дальше в лес, тем больше дров.

4) Никогда не говори о том, чего не знаешь.

В каких предложениях встречаются двойные союзы, а в каких - указатель­ные слова?

(Двойные союзы - в предложениях 2 (если — то) и 3 (чем — тем); указа­тельные слова - в предложениях 1 (столько), 1 (так) и 4 (о том).)

Словарная работа

Записать в словарик слова в рамках: аккомпанемент, аккомпанировать.

Разобрать слова по составу.

VII. Занимательная лингвистика

Найдите предложения, в которых что является союзом; определите роль остальных «что»:

1. О нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь? (А. Блок) 

2.

а) Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле.

б) Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле. (С. Есенин)

(1-е предложение: что - относительное местоимение, дополнение. 2-е предложение: а) что - подчинительный союз, б) что = которые - относи­тельное местоимение, подлежащее.)

VIII. Домашнее задание

§ 5; 30, 32 (по выбору); подобрать материал для выполнения творческой части изложений № 1 и 2

Урок 14. Тема. Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП

Цель урока:

- закрепить понятие о сложноподчиненном предложении;

- на­учиться представлять структуру СПП в виде схем;

- совершенствовать пунк­туационные навыки.

Ход урока 

I. Проверка домашнего задания

1. Вопросы для закрепления теоретических знаний:

- Чем различаются ССП и СПП?

- Какие способы прикрепления придаточных предложений вы знаете?

- Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

- Какую роль играют указательные слова?

- Как образуются составные подчинительные союзы?

- Каково место придаточных предложений по отношению к главному?

- Какую функцию выполняют знаки препинания между предложениями в составе СПП? (Разделительную.)

- Характерны ли сложноподчиненные предложения для разговорного сти­ля речи?

2. Проверка упражнений 30, 32. Проверяем «по цепочке»: схемы предложений рисуем на доске.

II. Лингвистическая разминка

1. Сделать фонетический разбор слова дирижёр.

2. Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор слова безымянный. 

III. Структура сложноподчиненных предложений

Записать предложения под диктовку, объяснить орфограммы, представив структуру предложений в виде схем; определить, чем прикрепляются прида­точные предложения к главным (один человек работает у доски, остальные в тетрадях).

1). Опытные шахматисты могут играть вслепую, не смотря на доску, что очень трудно для начинающих.

2). Софья слишком поздно поняла, что Молчалин её никогда не любил.

3). Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. (В. М. Песков.)

Схемы предложений: 1) [ ], (что...); 2) [ ], что ( ); 3) [...там], (где...). Союзные слова (члены предложения) и указательные слова вносим в круглые скобки, подчинительные союзы выносим за скобки.

IV. Конструирование предложений

1. Упражнение 33 устно. Дополнительное задание: указать осо­бенности подчинительных союзов и союзных слов, их значение; сделать схе­мы получившихся предложений на доске и в тетрадях.

2. Составить предложения по данным схемам:

  • [ ], (которые...).
  • [ ], (где...)?
  • [там.., (где...) ,...].
  • Чтобы ( ), [ ].

Примеры предложений:

  1. Приведите примеры слов, которые считаются устаревшими.
  2. Что вы знаете о происхождении названия города, где вы живете?
  3. Там, где небо сходится с землей, пламенела полоса заката.
  4. Чтобы много знать, необходимо много читать.

V. Схематический восстановительный диктант

1. Учитель читает предложения (между ними надо делать достаточные па­узы), ученики записывают в тетради только схемы.

2. Учитель читает диктант второй раз, после чего ученики по схемам вос­станавливают текст.

1. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. 2. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». 3. Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. 4. Но все же, неправда, - замечаем. 5. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми раз­рядами. 6. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. 7. Бывают слад­чайшие, драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю жизнь.

(79 слов) (По В. Солоухину)

3. Сделайте самопроверку.

Схемы предложений:

  • [...тогда], когда ( ).
  • Чтобы ( ), [ ].
  • [ ], пока ( ).
  • [ ].
  • [ ], когда ( ).
  • [ ].
  • [ ], (которые...).

VI. Слово учителя

Диктант, который мы только что написали, необычный. Вы восстанавлива­ли предложения по схемам, которые составили на слух. Этот прием можно

применять и в работе над изложениями. В течение года мы напишем не-; только изложений из сборника текстов для проведения письменного экза­мена по русскому языку за курс основной школы. По одному из так называ­емых «открытых» текстов этого же сборника будет проводиться экзаменаци­онное изложение. Чем больше мы сумеем разобрать изложений, тем лете зам будет на экзамене.

Для начала возьмем тест из первого десятка изложений (всего их 73). Про­читайте все десять текстов, попробуйте кратко восстановить их в вашей па­мяти, перескажите родителям или друзьям. Решите, в каком стиле написан каждый из десяти текстов. Озаглавьте тексты, не имеющие названий.

Советую чаще обращаться к сборнику изложений, выбирать из него необ­ходимые примеры, время от времени прочитывать тексты.

VII. Домашнее задание

1. Работа над текстами изложений 3-10 из экзаменационного сборника.

2. Выписать из каждого текста по одному сложноподчиненному предложе­нию, сделать его синтаксический разбор и схему к нему.

Работа публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже

Размер:
272.92 Kb
Скачали:
224