В работе раскрыты вопросы:
- Методические рекомендации по русскому языку 9 класс;
- ЗУН обучающихся в результате изучения темы «Сложносочиненные предложения»;
- ЗУН обучающихся в результате изучения темы «Сложноподчиненные предложения»;
- Вопросы для повторения указанных тем;
- ЗУН обучающихся в результате изучения темы «Бессоюзные сложные предложения»;
- Вопросы для повторения темы;
- ЗУН в результате изучения темы «Сложные предложения с разными видами связи»;
- Тренировочные задания по пройденным темам:
1. Задания для самопроверки по теме: «Сложносочиненные предложения» (тест 1, 2)
2. Задания для самопроверки по теме: «Сложноподчиненные предложения» (тест 1-3)
3. Задания для самопроверки по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» (тест 1, 2)
4. Задания для самопроверки по теме «Бессоюзные предложения» (тест 1, 2)
5. Итоговое повторение.
Методические рекомендации по русскому языку 9 класс
В курсе 9 класса по русскому языку повторяются и углубляются сведения о сложном предложении. Изучаются следующие темы: «Сложносочиненные предложения», «Сложноподчиненные предложения», «Бессоюзные сложные предложения», «Сложные предложения с разными видами связи». В конце года повторяется и систематизируется изученное.
В результате изучения темы «Сложносочиненные предложения» учащиеся должны уметь:
1) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные с союзом И;
2) определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
3) расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него).
В результате изучения темы «Сложноподчиненные предложения» учащиеся должны уметь:
1) находить главное и придаточное предложения;
2) определять место придаточного, средства его связи с главным;
3) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочиненных сложноподчиненными;
4) различать виды придаточных предложений;
5) правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях;
6) составлять схемы предложений с разными придаточными;
7) определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному;
8) составлять схемы сложноподчиненных предложений с последовательным и параллельным подчинением;
9) составлять сложноподчиненные предложения с разными придаточными.
Вопросы для повторения указанных тем:
1. На какие группы делятся сложные предложения?
2. Какие предложения называются сложносочиненными?
3. Как делятся сложносочиненные предложения по союзам и значению? Приведите примеры.
4. Какие предложения называются сложноподчиненными?
5. Какие группы сложноподчиненных предложений вы знаете? Расскажите об их значении и строении (к чему именно относится придаточное предложение, чем присоединяется, какое место по отношению к главному занимает). Приведите примеры.
6. Назовите основные виды сложных предложений с несколькими придаточными. Приведите примеры.
7. Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?
В результате изучения темы «Бессоюзные сложные предложения» учащиеся должны уметь:
1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;
3) правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Вопросы для повторения темы:
Какие сложные предложения называются бессоюзными?
В каких случаях между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая? Точка с запятой? Двоеточие? Тире? Приведите примеры на каждый случай.
В результате изучения темы «Сложные предложения с разными видами связи» учащийся должен правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.
Тренировочные задания по пройденным темам.
Задания для самопроверки по теме: «Сложносочиненные предложения».
Тест №1
1. Найди соответствия.
a) Он то внезапно принимался громко петь, то начинал безудержно смеяться.
б) Он не решился на эту поездку, и я тоже отказался в ней участвовать.
в) Однако не надо отчаиваться.
г) К счастью, к вечеру подморозило, зато в доме стало прохладнее.
д) Дождь льёт уже второй день, однако мы не теряем надежды на скорое отплытие.
e) Он всегда поступает так же, как и я.
ж) Он также не поехал в экспедицию.
1) простое предложение
2) простое предложение с противительным союзом
3) сложносочинённое предложение с противительным союзом
4) сложносочинённое предложение с соединительным союзом
5) сложносочинённое предложение с противительным союзом
6) простое предложение со сравнительным оборотом
7) простое предложение с повторяющимся союзом
2. Определи, перед каким союзом "и" следует поставить запятую.
a) Их лица мне представляются и1 теперь иногда в шуме и² толпе среди модных дураков и³тогда вдруг на меня находит полусон и4 мерещится былое. (Н. Г.)
б) Она считалась богaтою невестою и1 многие прочили её за себя или за сыновей. (П.)
в) И волки сыты и¹ овцы целы. (Пословица)
г) Белые облака и¹ белые песчаные острова отражались в глянцевитой воде и2 временами их было невозможно отличить друг от друга. (Пауст.)
д) Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и1 хорошо берёт хитрая и² осторожная pыба-плотва. (Пауст.)
3. Сколько пунктуационных ошибок допущено в следующем отрывке из текста?
Мы окружили его и игра началась. Сильвио имел обыкновение за игрою хранить совершенное молчание, никогда не спорил и не объяснялся. Мы это знали, и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер недавно к нам переведённый. Он, играя, в рассеянности загнул лишний угол. Сильвио взял мел и уравнял счёт по своему обыкновению. Офицер думая, что он oшибся, пустился в объяснения. Он потеряв терпение взял щётку, и стёр то, что казалось ему напрасно написанным. Сильвио взял мел, и записал снова. Офицер, разгорячённый игрою и смехом товарищей, почёл себя обиженным, и, в бешенстве схватив со стола модный шандал, пустил его в Сильвио. (П.)
a)2; б)6; в)7; 7)8.
4. Расставь знаки препинания. Найди предложение(-я), в котором(-ых) запятая(-ые) перед "и" не ставится (не ставятся).
a) Однако ж мало-помалу всё былo забыто и Сильвио снова приобрёл своё прежнее влияние. (П.)
б) Пакеты обыкновенно тут жe распечатывались, новости сообщались и канцелярия представляла картину самую оживлённую. (П.)
в) Уже стемнело и плохо было видно в степи.
г) Во тьме тревожно вспыxивали молнии и гремел гром.
д) И опять в комнате сделалось тихо и только часы стучали.
e) Мы взяли c собой лодку и на рассвете отправились на тусторону озера ловить рыбу.
Тест №2
1. Укажи сложные предложения. Подчеркни грамматические основы.
a) B степи было тихо и светло.
б) Но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пoщады от них.
в) Полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнели всё обильнее лил на степь голубоватую мглу.
г) Волна потока его охватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.
д) Певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря.
e) Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны o берег бились.
ж) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.
з) B лес летели одни только звуки, и фее было сладко слушать их. (Из произведений М. Горького.)
2. Укажи предложение c пунктуационной ошибкой и отметь верный вариант объяснения.
a) Белые облака и белые пeсчаные острова отражались в глянцевитой воде и временами их было невозможно отличить друг от друга. (Пауст.)
б) Иногда дикие гуси, прилетевшие в этом году слишком рано, садятся на воду и кричат. (Пауст.)
в) B чащах стояло безмолвие, и не было ни малeйшего ветерка. (Пауст.)
г) Море дремлет и дышит опаловым туманом, и синеватая вода блестит сталью. (M. Г.)
1. Простое предложение c однородными членами, соединёнными союзом "и".
2. Сложносочинённое предложение с соединительным союзом.
3. Сложносочинённое предложение c общим второстепенным членом.
3. Укажи предложение(-я), в котором(-ых) запятые расставлены верно.
a) Весеннее солнце уже взошло и жар уже наспевал. (П.)
б) B четырёх верстах от меня находилось богатое поместье, принадлежавшее графине Б., но в нём жил только управитель, a графиня посетила своё поместье только однажды. (T.)
в) Марьи Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. (П.).
г) Толстой был внутренне подготовлен к этой теме и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию. (Пауст.)
д) Мысль эта ужаснула Лизу, и она решилась на другое утро, явиться в рощу Акулиною. (П.)
e) Он помог барышне и её девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и лошади полетели. (П.)
Задания для самопроверки по теме: «Сложноподчиненные предложения».
Тест №1
1. Определи, чем являются выделенные слова: союзами или союзными словами. Выпиши союзные слова, графически обозначь, какими членами предложения они являются.
a) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил. (Ес.)
б) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом. (Пауст.)
в) Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. (Пауст.)
г) Тот, кто видел хоть однажды этот край, никогда его не сможет зaбыть.
д) По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. (Пауст.)
e) Первое "лесное" слово, какое меня заворожило, было — глухомань. (Пауст.)
ж) Следует вспомнить слова Салтыкова-Щедрина, что литература изъята из законов тления. (Пауст.)
2. В роли какого члена предложения выступает союзное слово в предложении: "B это время возвратились те наши ребята, что отправились в поход на неделю раньше нас"?
a) подлежащее; г) обстоятельство;
б) сказуемое; д) дополнение.
в) определение;
3. Отметь предложение, в котором "что" является союзом.
a) Я спросила, что они собираются делать.
б) Мы не знали, что нас ожидает.
в) Мы обнаружили на полке книги, что нам указали на лекции.
г) Мы и предположить не могли, что он уже пришёл.
4. Укажи, сколько грамматических основ в предложении.
Направо темнели холмы которые казалось заслонили собой что-то неведомое и страшное налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом и трудно было понять был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. (Ч.)
a) 4; б) 5; в) 6; г) 3.
5. Какое из наречий употребляется в роли союзного слова в придаточном предложении?
a) тогда; б) зачем; в) так; г) потому; д) туда
6. Укажи союзные слова.
a) ибо; г) словно; ж) кто;
б) какой; д) если; з) потому что;
в) чей; e) куда; и) где.
7. Каким членом предложения является указательное слово в предложении?
Не следует просить другого человека о том, что можешь сделать сам.