Цели:
Задачи:
- О каком произведении сегодня мы будем вести речь?
- Кто герои повести?
- Когда она была написана?
- Что это за годы?
- Какое событие произошло в 1861 году?
- Что дала реформа?
- Для кого писал свои произведения Салтыков-Щедрин?
- К какому жанру относил?
- А что такое сказка?
- Какие сказки вы знаете? (фольклорные, литературные)
- Чему учат сказки?
- Какие художественные средства в них используются? (аллегория, гипербола, гротеск, антитеза)
- К литературным сказкам относится и "Повесть..."
- Вдумайтесь в название произведения... Нет противоречия?.. Сказка... Повесть...
- Возникает какая проблема? Проблема жанра!
- Перед нами то ли повесть, то ли сказка, то ли басня?
- С вашей точки зрения?
Проверка домашнего задания (записи в тетрадях)
Реальное в "повести..." |
Сказочное в "повести..." |
Генералы Регистратура Пенсия |
Сказочные формулы: 1. "По щучьему велению, по моему хотению"; 2. "Ни в сказке сказать, ни пером описать"; 3. "Там был, мед - пиво пил, по усам текло, в рот не попало". Необитаемый остров. |
- Следовательно, что? Сказка? Сказка - быль?
- А басня? Что делает "Повесть..." похожей на басню? (аллегория: генерал не может сам сорвать яблоко с дерева, т. к. ничего не умеет делать)
Обратимся к литературоведческому словарю и повторим определения, изученные ранее: Аллегория; гипербола; фантастика. ("пища в том самом виде на свет родится, в каком ее к столу подают" - гипербола; генералы, заснув, попадают на необитаемый остров - фантастика)
- Обратимся к тексту, созданному Салтыковым-Щедриным.
Представим себе генералов... (рисунок)
- Какие ведущие черты в характерах генералов отмечает автор? (невежество, неприспособленность, привычку жить чужим трудом)
Чтение эпизодов по ролям
- Как относится Салтыков-Щедирн к своим героям?
- Добрый это смех или злой? (конечно, злой!)
Аристотель: "Салтыков - Щедрин не шутит, он зло высмеивает человеческие пороки. И такой смех - сатирический смех"
- Беспощадное высмеивание человеческих пороков - Сатира.
"Для того, чтобы сатира действительно была сатирою и достигала своей цели, надобно, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено ее жало," - утверждал Салтыков-Щедрин.
- Против чего же направил "жало сатиры" сам автор? (против существующих в пореформенной стране порядков на примере образов генералов)
Чтобы усилить сатирический эффект, писатель использует еще один прием: гротеск. (см. словарь литературоведческих терминов)
- Как вы думаете, в какой сцене ярко используется данное художественное средство? ("остервенение генералов")
Читает учитель:
Известно, что Салтыков-Щедрин перепробовал несколько вариантов этой сцены: в одном из них генерал откусывал у другого палец, а в другом - ухо. И, наконец, орден!
- Как вы думаете, почему автор остановился на последнем варианте? (предельное преувеличение, доведение до абсурда - орден воспринимается как часть тела генералами - предельное преувеличение)
Палец - ухо - орден (реальность + фантастика)
Ужасно то и другое!
- В отношении генералов используется сатира, а в отношении кого - юмор и ирония?
- Какого литературного героя напоминает "мужичина"? (Левша. Лесков)
- Что их объединяет?
- В чем различие в отношении к ним авторов? (восхищение, осуждение, боль)
- Почему же образ мужика все же вызывает чувство смеха? (смешон в своем усердии служить: кислое яблоко, веревку для себя, силок из своих волос, стремление порадовать генералов)
Итак, перед нами весьма "загадочное" произведение, с точки зрения жанра, в котором переплетается и реальность, и фантастика. Поэтому - "Повесть..."
- Но! Почему все-таки СКАЗКА? Сказка для детей изрядного возраста?
(Вывод записываем в тетрадь)
Кстати сказать, в мифологии "двойка" символизировала злое начало. Число 2 у Салтыкова-Щедрина употребляется обоснованно:
Итог урока
Итак, подведем итог нашей работы:
Оценки за урок…
Домашнее задание