Сатирическая направленность сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Проблема жанра

Цели:

  • на основе языкового анализа сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина;
  • показать традиции и новаторство в сказках писателя.

Задачи:

  • формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;
  • познакомит со способами выражения отношения автора к изображаемому (юмор, ирония, сатира, гротеск);
  • выявить связь сказки с народной сказкой и особенности стиля писателя;
  • развивать умения делать выводы из прочитанного.

Ход урока

- О каком произведении сегодня мы будем вести речь?
- Кто герои повести?
- Когда она была написана?

- Что это за годы?
- Какое событие произошло в 1861 году?
- Что дала реформа?
- Для кого писал свои произведения Салтыков-Щедрин?

- К какому жанру относил?
- А что такое сказка?
- Какие сказки вы знаете? (фольклорные, литературные)
- Чему учат сказки?

- Какие художественные средства в них используются? (аллегория, гипербола, гротеск, антитеза)

- К литературным сказкам относится и "Повесть..."
- Вдумайтесь в название произведения... Нет противоречия?.. Сказка... Повесть...
- Возникает какая проблема? Проблема жанра!

- Перед нами то ли повесть, то ли сказка, то ли басня?
- С вашей точки зрения?

Проверка домашнего задания (записи в тетрадях)

Реальное в "повести..."

Сказочное в "повести..."

Генералы

Регистратура

Пенсия

Сказочные формулы:

1. "По щучьему велению, по моему хотению";

2. "Ни в сказке сказать, ни пером описать";

3. "Там был, мед - пиво пил, по усам текло, в рот не попало".

Необитаемый остров. 

- Следовательно, что? Сказка? Сказка - быль?
- А басня? Что делает "Повесть..." похожей на басню? (аллегория: генерал не может сам сорвать яблоко с дерева, т. к. ничего не умеет делать)
Обратимся к литературоведческому словарю и повторим определения, изученные ранее: Аллегория; гипербола; фантастика. ("пища в том самом виде на свет родится, в каком ее к столу подают" - гипербола; генералы, заснув, попадают на необитаемый остров - фантастика)

- Обратимся к тексту, созданному Салтыковым-Щедриным.
Представим себе генералов... (рисунок)

Генералы и мужикГенералы и мужик

- Какие ведущие черты в характерах генералов отмечает автор? (невежество, неприспособленность, привычку жить чужим трудом)

Чтение эпизодов по ролям
- Как относится Салтыков-Щедирн к своим героям?
- Добрый это смех или злой? (конечно, злой!)

Аристотель: "Салтыков - Щедрин не шутит, он зло высмеивает человеческие пороки. И такой смех - сатирический смех"
- Беспощадное высмеивание человеческих пороков - Сатира.

"Для того, чтобы сатира действительно была сатирою и достигала своей цели, надобно, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено ее жало," - утверждал Салтыков-Щедрин.

- Против чего же направил "жало сатиры" сам автор? (против существующих в пореформенной стране порядков на примере образов генералов)
Чтобы усилить сатирический эффект, писатель использует еще один прием: гротеск. (см. словарь литературоведческих терминов)

- Как вы думаете, в какой сцене ярко используется данное художественное средство? ("остервенение генералов")

Читает учитель:
Известно, что Салтыков-Щедрин перепробовал несколько вариантов этой сцены: в одном из них генерал откусывал у другого палец, а в другом - ухо. И, наконец, орден!
- Как вы думаете, почему автор остановился на последнем варианте? (предельное преувеличение, доведение до абсурда - орден воспринимается как часть тела генералами - предельное преувеличение)

Палец - ухо - орден (реальность + фантастика)
Ужасно то и другое!
- В отношении генералов используется сатира, а в отношении кого - юмор и ирония?

- Какого литературного героя напоминает "мужичина"? (Левша. Лесков)
- Что их объединяет?
- В чем различие в отношении к ним авторов? (восхищение, осуждение, боль)

- Почему же образ мужика все же вызывает чувство смеха? (смешон в своем усердии служить: кислое яблоко, веревку для себя, силок из своих волос, стремление порадовать генералов)

Итак, перед нами весьма "загадочное" произведение, с точки зрения жанра, в котором переплетается и реальность, и фантастика. Поэтому - "Повесть..."
- Но! Почему все-таки СКАЗКА? Сказка для детей изрядного возраста?

  1. Открывает возможность осветить материал с большой остротой, используя иносказательную форму.
  2. Реалистический рассказ едва ли прошел бы цензуру.
  3. Популярность сказки.
  4. Воздействие на Салтыкова-Щедрина фольклорной традиции.

(Вывод записываем в тетрадь)

Кстати сказать, в мифологии "двойка" символизировала злое начало. Число 2 у Салтыкова-Щедрина употребляется обоснованно:

  1. хотели съесть друг друга;
  2. уныние от голода сменяется веселием от мужицкого старания накормить их;
  3. веселие сменяется скукою и тоскою, вызванными желанием вернуться на Подьяческую к своим кухаркам.

Итог урока

Итак, подведем итог нашей работы:

  • Кому адресована сказка Салтыкова-Щедрина?
  • Какие пороки общества вскрывает автор?
  • В чем заключается проблема жанра?

Оценки за урок…

Домашнее задание

  1. (Всем) Найти гротескные ситуации из известных вам сказок.
  2. Подготовить выразительное чтение смыслового законченного отрывка из сказки Салтыкова-Щедрина (по выбору).
  3. (Индивидуальное задание) Кто иллюстрировал сказки Салтыкова-Щедрина? Описать одну из иллюстраций.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: литература, 7 класс