Задачи урока:
Приветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку.
- Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
- Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть?
- Какие произведения на исторические темы вы читали? ("Бородино", "Песня про купца Калашникова")
- Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям? (Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение)
- Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни.
- Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.
- Одним из них является герой поэмы "Мцыри", которую мы начинаем изучать.
Запись на доске темы урока и эпиграфа, формулировка цели.
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
(М.Ю. Лермонтов "Мцыри")
Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.
Тема - изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор)
Идея - главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.
Сюжет - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности. (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения)
Композиция - построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – один из самых известных русских поэтов, прозаик, драматург, художник, представитель русского романтизма. В его судьбе было много необъяснимых, роковых событий. Интересные факты из жизни Лермонтова помогают узнать больше о великом поэте, по-новому открыть грани его личности.
Когда Михаил появился на свет, принимавшая роды акушерка сразу сказала, что мальчик умрет не своей смертью. В юношестве Михаил Юрьевич любил проводить время за решением математических задач.
Лермонтов был неразборчив в еде и мог за раз съесть достаточно много, чем очень забавлял друзей. Как-то они решили разыграть Михаила Юрьевича – после долгой прогулки они угостили его специально испеченными булочками с опилками. Съев две, Лермонтов ничего не заметил, но, когда друзья открыли ему правду, очень обиделся и с тех пор ел только дома.
Выразительное чтение поэмы учителем
В сильном классе поэма читается дома самостоятельно, для классов неподготовленных - составление плана поэмы с записью в тетрадях.
Жизнь Мцыри в монастыре. Но уже здесь (в монастыре) формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (Окружающая обстановка, люди, и то, что заложено природой, передано с молоком матери). Какие черты, прочитайте.
Он был, казалось, лет шести.
Как серна гор, пуглив и дик.
И слаб и гибок, как тростник,
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов…
Даже слабый стон из детских
Губ не вылетал…
И тихо, гордо умирал.
Бродил безмолвен, одинок.
Вывод: По ходу урока нам необходимо заполнить опорную схему, которая поможет нам сформулировать основную идею произведения.
- Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?
- А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев)
- О чем мечтает юноша? (Увидеть родину)
- Прочитайте, какой он ее представляет?
- И это не просто мечты: это пламенная страсть, которая сравнивается с червем. Объясните это сравнение. (Страсть завладевает человеком, доходит до каждого уголка его души, поглощает, также как червь лишает яблоко жизни. Таким образом, Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри)
- Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше "негодном и непокорном", как в пылу гнева назвал его отец.
Однажды Саул дел клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый "и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его". Саул, узнав об этом, решил умертвить сына.
Ионафан сказал: "Я отведая концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть". Но народу сказал Саулу: "Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он".
- Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста- произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
- Первоначально эпиграфом к поэме "Мцыри" Лермонтов хотел избрать французское изречение Родина бывает только одна. Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии ("Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю")?
- Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?
Тема "Мцыри" - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
Идея - лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
1. Группа вопросов, преследующая цель обеспечить усвоение школьниками содержания поэмы:
- Что видел Мцыри на свободе?
- Что делал он, вырвавшись из монастыря?
- Что узнал о себе герой за три блаженных дня?
- Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре? (Жизнь в монастыре не очень красочна, а З дня свободы стали целой жизнью. Да и о чем писать - о страданиях?)
2. Каков сюжет поэмы?
Сюжет поэмы "Мцыри" прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан.
Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за "три блаженных дня".
3. В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана.
- Посмотрите еще раз текст поэмы и определите, как она построена.
- Что дает для понимания характера героя 2-я глава?
Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисую щего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе - строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу.
Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.
- Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою?
В центре поэмы - образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера.
Монолог-исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил ("душу можно ль рассказать ?" - обращается он к монаху).
- Слово "исповедь" имеет следующие значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
- Композиция монолога - исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, определите, как она построена?
Главы 3-5 - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, "душой - дитя, судьбой - монах", он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Глава 6,7 - Мцыри рассказывает, что он увидел на воле. Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вещных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.
С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трех дневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.
Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - родине, свободе, жизни.
Из всего сказанного о композиции сюжете учащиеся усваивают следующее:
Домашнее задание