Конспект урока литературы в 7 классе "История создания, темы и идея поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Задачи урока:

  • создать условия для знакомства учащихся с историей создания поэмы "Мцыри", содействовать развитию умений учащихся выявлять структурные особенности произведения;
  • учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы М.Ю. Лермонтова;
  • дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения;
  • развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание, навыки работы с художественным текстом;
  • воспитывать у учащихся интерес к творчеству поэта.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку.

Актуализация ранее изученного материала

- Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
- Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть?
- Какие произведения на исторические темы вы читали? ("Бородино", "Песня про купца Калашникова")

- Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям? (Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение)

Слово учителя

- Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни.
- Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.
- Одним из них является герой поэмы "Мцыри", которую мы начинаем изучать.

Сообщение темы урока

Запись на доске темы урока и эпиграфа, формулировка цели.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
(М.Ю. Лермонтов "Мцыри")

Словарная работа

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема - изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор)

Идея - главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.

Сюжет - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности. (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения)

Композиция - построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Интересные факты из жизни Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – один из самых известных русских поэтов, прозаик, драматург, художник, представитель русского романтизма. В его судьбе было много необъяснимых, роковых событий. Интересные факты из жизни Лермонтова помогают узнать больше о великом поэте, по-новому открыть грани его личности.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) - русский поэт, прозаикМихаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) - русский поэт, прозаик

Когда Михаил появился на свет, принимавшая роды акушерка сразу сказала, что мальчик умрет не своей смертью. В юношестве Михаил Юрьевич любил проводить время за решением математических задач.

Лермонтов был неразборчив в еде и мог за раз съесть достаточно много, чем очень забавлял друзей. Как-то они решили разыграть Михаила Юрьевича – после долгой прогулки они угостили его специально испеченными булочками с опилками. Съев две, Лермонтов ничего не заметил, но, когда друзья открыли ему правду, очень обиделся и с тех пор ел только дома.

Выразительное чтение поэмы учителем

В сильном классе поэма читается дома самостоятельно, для классов неподготовленных - составление плана поэмы с записью в тетрадях.

Беседа по прочитанной поэме

  1. Почему местом действия поэмы избран Кавказ? (С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край. Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри)
  2. Давайте узнаем, выслушав историю Мцыри, каким образом он попал в монастырь.
  3. Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)
  4. Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре? (Перенося действие в монастырь, Лермонтов хотел подчеркнуть силу характера своего героя. Ведь нигде не было так прочно духовное рабство, как у монахов. Какой же волей, решимостью, непокорностью должен обладать герой, чтобы восстать" против бога" в монастыре, цитадели христианской религии)

Жизнь Мцыри в монастыре. Но уже здесь (в монастыре) формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (Окружающая обстановка, люди, и то, что заложено природой, передано с молоком матери). Какие черты, прочитайте.

Он был, казалось, лет шести.
Как серна гор, пуглив и дик.
И слаб и гибок, как тростник,
Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух
Его отцов…
Даже слабый стон из детских

Губ не вылетал…
И тихо, гордо умирал.
Бродил безмолвен, одинок.

Вывод: По ходу урока нам необходимо заполнить опорную схему, которая поможет нам сформулировать основную идею произведения.
- Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?
- А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев)

- О чем мечтает юноша? (Увидеть родину)
- Прочитайте, какой он ее представляет?

- И это не просто мечты: это пламенная страсть, которая сравнивается с червем. Объясните это сравнение. (Страсть завладевает человеком, доходит до каждого уголка его души, поглощает, также как червь лишает яблоко жизни. Таким образом, Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри)

Определение темы и идеи произведения "Мцыри"

- Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше "негодном и непокорном", как в пылу гнева назвал его отец.

Однажды Саул дел клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый "и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его". Саул, узнав об этом, решил умертвить сына.

Ионафан сказал: "Я отведая концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть". Но народу сказал Саулу: "Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он".

- Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста- произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
- Первоначально эпиграфом к поэме "Мцыри" Лермонтов хотел избрать французское изречение Родина бывает только одна. Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии ("Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю")?

- Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Тема "Мцыри" - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Идея - лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

1. Группа вопросов, преследующая цель обеспечить усвоение школьниками содержания поэмы:

- Что видел Мцыри на свободе?
- Что делал он, вырвавшись из монастыря?

- Что узнал о себе герой за три блаженных дня?
- Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре? (Жизнь в монастыре не очень красочна, а З дня свободы стали целой жизнью. Да и о чем писать - о страданиях?)

2. Каков сюжет поэмы?

Сюжет поэмы "Мцыри" прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан.

Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за "три блаженных дня".

3. В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана.

- Посмотрите еще раз текст поэмы и определите, как она построена.
- Что дает для понимания характера героя 2-я глава?

Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисую щего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе - строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу.

Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.

- Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою?

В центре поэмы - образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера.

Монолог-исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил ("душу можно ль рассказать ?" - обращается он к монаху).

- Слово "исповедь" имеет следующие значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
- Композиция монолога - исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, определите, как она построена?

Главы 3-5 - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, "душой - дитя, судьбой - монах", он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Глава 6,7 - Мцыри рассказывает, что он увидел на воле. Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вещных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трех дневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - родине, свободе, жизни.

Выводы

Из всего сказанного о композиции сюжете учащиеся усваивают следующее:

  • Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.
  • Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.
  • Все события трехдневных скитаний Мцыри показано через его восприятия.
  • Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.

Домашнее задание

  1. Подготовить пересказ "Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника".
  2. Выполнить задания 1, 2 (с. 149).
  3. Охарактеризовать изобразительные средства, используемые автором для описания монастыря, родины героя
  4. Ответить на вопросы:
    - Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь)
    - Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
    - Почему погиб Мцыри?
Размер:
38.18 Kb
Скачали:
22