Методика обучения литературы, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введением новых ФГОС изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области.
Создаются новые концепции образования, основанные на системно-деятельностном подходе.
Использование современных образовательных технологий делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучающихся, существенно повышает уровень индивидуализации обучения, но по-прежнему, неизменными остаются фундаментальные задачи литературного образования. Проблема духовно-нравственного воспитания во все времена являлась прерогативой литературы. Ведь именно литературный материал необыкновенно богат примерами нравственных и этических принципов, которые необходимо формировать у подрастающего поколения.
В настоящее время ученые отмечают резкое снижение уровня нравственности современного общества, происходит девальвация духовно-нравственных ценностей. Исключением не стал и институт семьи, он также приобрел в умах подрастающего поколения формальный облик, не имеющий ничего общего с нравственными принципами. В связи с этим, литература как неотъемлемая часть духовной жизни общества призвана остановить процесс деморализации общества. При этом роль учителя-словесника наполняется весомым содержанием воспитателя духовно-нравственных качеств ребенка.
Новый стандарт предполагает формирование ключевых компетенций учащихся. Так наиболее важной, на мой взгляд, является формирование социокультурной компетенции, которая предполагает становление представлений человека об окружающем мире. Эти представления и их смыслы сосредоточены в структурах сознания; их отношения и функционирование образуют специфический этнический, национальный образ мысли.
Вхождение учащихся в русский мир и приобретение социокультурной компетенции, образование русской языковой картины мира – это также постижение специфического русского образа мыслей, русского менталитета.
Древнерусская литература необыкновенно богата произведениями, способными сформировать семейные ценности. Одним из таких является "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Ермолая Еразма – писателя, работавшего в середине XVI века
"Повесть о Петре и Февронии" представляет собой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее-соблазнителе и другого - о мудрой деве. Сюжеты эти в "Повести" соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претендует на историческую достоверность.
Очарование "Повести" - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.
Героиня повести - дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.
Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти.
Эта необыкновенная история вечной любви способна затронуть даже тех ребят, которые ранее не проявляли интерес к литературе. Она небольшая по объему, сюжет достаточно прост, но не так однозначен, как кажется ребятам на первый взгляд. Именно поэтому повесть вызывает живой интерес читателей, пробуждает их положительные качества.
Урок по изучению "Повести о Петре и Февронии Муромских" целесообразно начать с эпиграфа, в качестве которого могут быть предложены слова Д.С. Лихачева:
"Святые, прославившиеся несколько столетий назад, князья Петр и Феврония Муромские явили для всего мира красоту и высоту православной семьи, став идеалом христианского супружества".
В контексте требований ФГОС ученики должны самостоятельно формулировать тему урока и цели. Работа с эпиграфом может в полной мере этому способствовать. Необходимо предложить ребятам определить основную мысль данного высказывания. Таким образом, на этом этапе учащиеся могут самостоятельно сформулировать тему и цели урока. Тема может звучать так: "Повесть о Петре и Февронии Муромских – идеал христианского супружества" или "Торжество мудрости, разума, добра и любви в "Повести о Петре и Февронии Муромских".
Далее можно вспомнить содержание повести, ответив на вопросы викторины. На слайде представлены цитаты из текста. Необходимо ответить на вопросы и пересказать эпизод близко к тексту.
"Доблестный князь Петр взял меч и с того дня искал подходящего времени, чтобы убить Змея".
- Кто такой князь Петр? Почему ему необходимо было убить Змея? Удалось ли это ему? Перескажите соответствующий эпизод близко к тексту, сохраняя по возможности стилистику древней литературы.
"Я – врач, но даров мне не надо. Мое слово таково: если не буду его супругой, нечего мне и лечить его".
- Кто этот загадочный врач? Почему не взяла даров? Сумела ли она исцелить Петра? Кто она по происхождению?
После повторения основного сюжета повести целесообразно сопоставить главных героев повести, охарактеризовать их, подобрав оценочные эпитеты, цитаты из текста.
Наряду с вышеописанными традиционными формами работы на данном уроке возможно применение таких форм, как групповая работа, работа в парах, разнообразные творческие задания.
Современная методика обучения литературе основана на системно-деятельностном подходе, который предполагает самостоятельное получение знаний через систему творческих заданий. Одним из таких заданий при изучении "Повести о Петре и Февронии Муромских" может быть проектная работа, которую дети выполняют в качестве домашнего задания по группам. Первая группе может быть предложена тема: "Взгляд Д.С. Лихачева на "Повесть о Петре и Февронии Муромских".
Цель работы - изучить статью Д.С. Лихачева, выявить отношение автора к произведению и героям, составить цитатный план, подготовить презентацию, иллюстрирующую основные идеи статьи. Презентацию может защитить на уроке наиболее активный ученик.
Практически все подростки, да и взрослые в нашей стране празднуют 14 февраля как день всех влюбленных, но мало кто знает о том, что это католический праздник и нам, россиянам, нужно знать свой праздник. Этот праздник отмечается 8 июля и называется День семьи, любви и верности.
Идея праздника возникла у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей семьи и брака. В связи с этим, второй группе может быть предложено проектирование информационного буклета, пропагандирующего День семьи, любви и верности. У меня на уроке дети защищали буклет, который содержал следующую информацию: на первой странице буклета учащиеся расположили информацию об истории создания праздника, далее, на развороте, было предложено задание "Составь пословицу из набора слов".
Например, предлагаются слова семья, лад, клад, не нужен. Учащиеся составляют известную русскую пословицу "Когда в семье лад, не нужен и клад". Здесь же было предложено задание "Закончи фразу". Ребятам предлагалось закончить последнюю строчку в каждой строфе.
На Руси есть сказ о том,
Как Феврония с Петром
Были парою примерной,
Дружной, любящей и … (верной)
Стихотворение посвящено Петру и Февронии, рифма легко подбиралась, поэтому это задание вызвало у ребят особый интерес.
В основе анализа любого литературного произведения лежит словарная работа, поэтому третьей группе необходимо предложить организовать работу по созданию проекта "Устаревшие слова в "Повести о Петре и Февронии Муромских". Цель данной работы заключалась в поиске устаревших слов, присутствующих в повести, замене их современными аналогами, подборе к ним синонимов, определении того, какие слова до сих пор употребляются в речи, а какие ушли из активного словаря. Защита проекта может проходить в форме демонстрации мультимедийной презентации одним из наиболее активных учеников группы.
Литература как вид искусства, прежде всего, призвана воздействовать на эмоции и чувства учащихся, поэтому живой интерес у ребят вызывают задания, направленные на выявление эмоциональных переживаний, вызванных литературным произведением. Одним из таких заданий на уроке может быть задание "Ромашка". Издавна на Руси ромашка считается символом семьи, поэтому мною было придумано такое задание: ребятам необходимо предложить составить ромашку по группам (из заранее подготовленных лепестков и сердцевины).
На лепестках нужно записать качества личности. Первой группе - качества, которые помогают семье стать крепкой и дружной. Второй - качества, которые разрушают семью. Третьей - качества, которые помогают двум противоборствующим сторонам примириться. Задание способствует не только развитию мыслительных качеств, оно заставляет учащихся задуматься о значении семьи в жизни каждого человека.
Записывая положительные и отрицательные качества, каждый ребенок думает о своей семье а, следовательно, наглядно видит, какими качествами должны обладать супруги. В качестве домашнего задания целесообразно предложить написать сочинение-миниатюру "Мое отношение к героям повести" с использованием эмоционально-оценочных характеристик.
Таким образом, произведения древнерусской литературы способствуют духовно-нравственному развитию личности учащихся, а "Певесть о Петре и Февронии Муромских" является богатым материалом, способствующим формированию и развитию социокультурной компетенции.
Учителю русского языка и литературы необходимо в полной мере использовать воспитательный потенциал художественного произведения, ведь именно книга является духовным наставником ребенка на пути становления его нравственных качеств. Очень точно об этом сказал У. Теккерей: "Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце".