Цель урока: осознать и сформулировать факторы, влияющие на развитие личности.
Задачи:
Методы и приемы: эвристическая беседа, проблемно-поисковый, исследовательский.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку, домашнего задания.
Время, место, период жизни, когда создавалась трилогия
Рассказывает ученик, получивший индивидуальное задание на предыдущем уроке.
Повесть Л. Толстого "Детство" написана в 1852 г., ему тогда было 23 года, он находится на Кавказе, куда приехал по совету брата Сергея. Поездке предшествовали прерванная учеба в Казанском университете, неудачные попытки реформ в Ясной Поляне, материальные трудности, отсутствие ясной цели в жизни. Повесть опубликована в журнале "Современник" под названием, данным редакцией, "История моего детства".
- Почему название не понравилось автору?
Ответ учащихся: да, повесть автобиографическая (на доске учащийся пишет это слово, выделяет корни, объясняет значение), но Толстой хотел показать процесс "воспитания сердца", касающийся любого, понятный и близкий каждому, раскрыть закономерности развития ребенка.
- Как вы понимаете фразу, взятую из названия нашего урока, "воспитание сердца"? (Формирование потребности жить по совести, отличать хорошее от плохого, уметь анализировать свои поступки и признавать вину, проявлять милосердие и сострадание)
- Попробуйте сами сформулировать главную цель нашего урока. (Показать процесс воспитания и определяющие его факторы на примере Николеньки Иртеньева)
- В момент нашего знакомства с героем ему 10 лет. Можем ли мы уже сейчас понять, каким человеком он вырастет?
Учащиеся находят и зачитывают фрагменты текста, характеризующие героя, комментируют их.
Подведем итог: записать ключевые слова, характеризующие героя: добрый, совестливый, любящий.
- Что же сделало его таким? (Любовь и доброта окружающих, особенно матери)
Работа с текстом
Находим в тексте цитаты, показывающие отношение близких к мальчику, комментируем.
Мать: "…глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь", "мой ангел", "она поцеловала меня в глаза".
Найдите и выпишите ряд ключевых слов, составляющих образ матери. (доброта, любовь, грустная и очаровательная улыбка, звуки голоса сладки и приветливы, чудесная нежная ручка)
Мать – неиссякаемый источник любви и нежности, человек, оказавший главное влияние на личность ребенка.
Карл Иванович: "… я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети". (Преданность, душевная щедрость)
Наталья Савишна: "вся жизнь ее была любовь и самопожертвование…" (показала мальчику, что можно прожить жизнь во имя других)
Итог: человек формируется под влиянием той атмосферы, которая царит вокруг него.
- Есть ли на свете идеальные люди? Можно ли прожить без страданий, мучений, разочарований? (Ответы учащихся)
- Послушаем, что говорит об этом Толстой. (текст на экране)
"Каждый человек несет в себе зачатки всех свойств людских, и иногда проявляются одни, иногда другие". По разным причинам люди совершают не самые хорошие поступки.
Пересказ эпизода с Иленькой Грапом
(Индивидуальное задание, остальным текст роздан заранее)
Работа с текстом, поиск и анализ фрагментов, передающих отношение ребят к Иленьке и состояние мальчика:
- Как вы оцениваете поведение детей? Почему Николенька не заступился за мальчика? (Хотел соответствовать кумиру Сереже, "казаться молодцом")
- Осознание пришло позже. Какой нравственный вывод сделал герой? ("Незавидные были эти любовь и желание казаться молодцом. Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний")
- Какие качества Николеньки раскрывают эти слова? (Способность анализировать свои поступки, осуждать себя, не искать оправданий)
- Итак, годы детства – это воспитание сердца. Вот почему эта пора так важна. Так что же воспитывает человека? (Ответы учащихся: среда, атмосфера, окружение, в котором он живет. Но не менее значительна и роль самовоспитания. Это важнейший фактор формирования личности)
- Как человек может воспитывать себя? (Необходимо научиться признавать свои ошибки, отвечать перед собой за дурные мысли и поступки, анализировать свои душевные порывы и давать им оценку)
- Современна ли повесть?
- Испытывали вы чувства и эмоции, схожие с теми, что переживал герой?
- Какие нравственные выводы сделали?
Обучающиеся создают синквейн на тему "Детство".
Домашнее задание
Письменный ответ на вопрос: Как вы понимаете слова А. Сент-Экзюпери "Все мы родом из детства"?