Конспект урока литературы 7 класс по повести Л.Н. Толстого "Детство" на тему "Годы детства – это воспитание сердца"

Цель урока: осознать и сформулировать факторы, влияющие на развитие личности.

Задачи:

  • продолжить развитие навыков анализа художественного произведения;
  • заставить задуматься над взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками;
  • осмыслить проблему ответственности за формирование собственной личности;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Методы и приемы: эвристическая беседа, проблемно-поисковый, исследовательский.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку, домашнего задания.

Работа по теме урока

Время, место, период жизни, когда создавалась трилогия

Рассказывает ученик, получивший индивидуальное задание на предыдущем уроке.

Повесть Л. Толстого "Детство" написана в 1852 г., ему тогда было 23 года, он находится на Кавказе, куда приехал по совету брата Сергея. Поездке предшествовали прерванная учеба в Казанском университете, неудачные попытки реформ в Ясной Поляне, материальные трудности, отсутствие ясной цели в жизни. Повесть опубликована в журнале "Современник" под названием, данным редакцией, "История моего детства".

- Почему название не понравилось автору?
Ответ учащихся: да, повесть автобиографическая (на доске учащийся пишет это слово, выделяет корни, объясняет значение), но Толстой хотел показать процесс "воспитания сердца", касающийся любого, понятный и близкий каждому, раскрыть закономерности развития ребенка.

- Как вы понимаете фразу, взятую из названия нашего урока, "воспитание сердца"? (Формирование потребности жить по совести, отличать хорошее от плохого, уметь анализировать свои поступки и признавать вину, проявлять милосердие и сострадание)
- Попробуйте сами сформулировать главную цель нашего урока. (Показать процесс воспитания и определяющие его факторы на примере Николеньки Иртеньева)

- В момент нашего знакомства с героем ему 10 лет. Можем ли мы уже сейчас понять, каким человеком он вырастет?
Учащиеся находят и зачитывают фрагменты текста, характеризующие героя, комментируют их.

  • "Я сочувствовал его горю…" (умеет любить, сопереживать, хочет помочь действием – восстановить согласие между Карлом Ивановичем и отцом)
  • "…когда я буду генералом…построю стеклянный дом и выпишу родных Карла Ивановича из Саксонии". (проявление любви, благодарности, щедрости)
  • "Слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда". (способность прощать, не держать в себе обиды, раскаиваться, критически оценивать свои не только поступки, но и мысли)
  • "Помолишься о том, чтобы Бог дал счастья всем, чтобы все были довольны". (в душе любовь ко всем окружающим)
  • "Спаси, Господи, папеньку и маменьку". (герой умеет не только получать любовь, но и отдавать ее).

Подведем итог: записать ключевые слова, характеризующие героя: добрый, совестливый, любящий.
- Что же сделало его таким? (Любовь и доброта окружающих, особенно матери)

Работа с текстом

Находим в тексте цитаты, показывающие отношение близких к мальчику, комментируем.

Мать: "…глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь", "мой ангел", "она поцеловала меня в глаза".

Найдите и выпишите ряд ключевых слов, составляющих образ матери. (доброта, любовь, грустная и очаровательная улыбка, звуки голоса сладки и приветливы, чудесная нежная ручка)

Мать – неиссякаемый источник любви и нежности, человек, оказавший главное влияние на личность ребенка.

Карл Иванович: "… я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети". (Преданность, душевная щедрость)

Наталья Савишна: "вся жизнь ее была любовь и самопожертвование…" (показала мальчику, что можно прожить жизнь во имя других)

Итог: человек формируется под влиянием той атмосферы, которая царит вокруг него.

- Есть ли на свете идеальные люди? Можно ли прожить без страданий, мучений, разочарований? (Ответы учащихся)
- Послушаем, что говорит об этом Толстой. (текст на экране)

"Каждый человек несет в себе зачатки всех свойств людских, и иногда проявляются одни, иногда другие". По разным причинам люди совершают не самые хорошие поступки.

Пересказ эпизода с Иленькой Грапом

(Индивидуальное задание, остальным текст роздан заранее)

Работа с текстом, поиск и анализ фрагментов, передающих отношение ребят к Иленьке и состояние мальчика:

  • "…мы обращали на него внимание только тогда, когда хотели посмеяться над ним…казался мне таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать";
  • " непременно, непременно на голову….";
  • "плачевная фигура бедного Иленьки…".

- Как вы оцениваете поведение детей? Почему Николенька не заступился за мальчика? (Хотел соответствовать кумиру Сереже, "казаться молодцом")
- Осознание пришло позже. Какой нравственный вывод сделал герой? ("Незавидные были эти любовь и желание казаться молодцом. Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний")

- Какие качества Николеньки раскрывают эти слова? (Способность анализировать свои поступки, осуждать себя, не искать оправданий)
- Итак, годы детства – это воспитание сердца. Вот почему эта пора так важна. Так что же воспитывает человека? (Ответы учащихся: среда, атмосфера, окружение, в котором он живет. Но не менее значительна и роль самовоспитания. Это важнейший фактор формирования личности)

- Как человек может воспитывать себя? (Необходимо научиться признавать свои ошибки, отвечать перед собой за дурные мысли и поступки, анализировать свои душевные порывы и давать им оценку)

Рефлексия

- Современна ли повесть?
- Испытывали вы чувства и эмоции, схожие с теми, что переживал герой?
- Какие нравственные выводы сделали?

Обучающиеся создают синквейн на тему "Детство".

Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос: Как вы понимаете слова А. Сент-Экзюпери "Все мы родом из детства"?

Размер:
18.1 Kb
Скачали:
5