УМК: "Школа России".
Цель урока: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России.
Задачи:
Римский государственный деятель и писатель Арбитр Петроний, умерший еще в 66 году н.э. говорил: "Чему бы ты не учился, ты учишься для себя". А известный русский поэт и драматург Александр Сергеевич Грибоедов, умерший уже в XIX веке произносил: "Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу".
Эти высказывания важны и в наши дни, хотя прошло столько лет. Каждый из вас учится как для себя, так и для общества. В этом были уверены и те, о ком мы говорили на прошлом уроке и будем говорить сегодня.
1. Тест по изученному ранее материалу.
2. Фронтальный опрос
- О ком шла речь на прошлом уроке?
- Почему его называли Петр Великий
- Какие главные перемены произошли при Петре Первом в России?
3. Проверка задания в тетради. (с. 31-33)
4. Рассказы учащихся о Петре I.
Актуализация опорных знаний
- Сегодня мы продолжим разговор о великих людях. Объект нашего изучения – это ученый с мировым именем, поэт и прозаик.
- На его труды до сих пор ссылаются химики, физики, историки, биологи и многие другие ученые-исследователи. У вас есть предположения, кто это может быть?
- Давайте проверим ваши предположения. Для этого отгадаем ребус и узнаем фамилию ученого. (Ломоносов)
- Кто может назвать имя и отчество Ломоносова? (ответы учащихся)
- Это и есть тема нашего урока: "Михаил Васильевич Ломоносов".
- Сформулируйте цель нашего урока.
- Что вы знаете о Ломоносове?
Просмотр видео-презентации: "Михаил Васильевич Ломоносов"
Беседа по вопросам
Физминутка
- В одной из первых работ Ломоносова утверждалось, что сохранению здоровья способствует правильный образ жизни, давались рекомендации, как его организовать, т.е. режим дня.
- Он отличался необычайным трудолюбием, а лучшим отдыхом для себя считал смену занятий. Давайте и мы сменим вид деятельности и немного отдохнем.
Продолжение работы по теме урока
- Заполните таблицу "Основные научные открытия Ломоносова" с помощью учебника. (работа в парах)
На доске слова – подсказки: астрономия, химия , литература, геология, физика, география, художник.
Рассказ учителя
Михаил Васильевич Ломоносов был глубоко верующим православным человеком. Он не стеснялся показать свою приверженность христианству в стихах и научных трудах. И делал это не один раз и не два раза, а многое множество раз, из года в год.
Для него, как он говорил сам, Господь — сила, вмешивающаяся в дела людей постоянно, без Него и уста не придут в движение.
Его перу принадлежит переложение 26-го псалма. Взяться за эту работу и проделать ее так, как Ломоносов, мог только человек, ни капли не сомневающийся ни в бытии Божьем, ни в Его благости, ни в Его величии. Вот как Ломоносов писал в своих стихах: Услыши, Господи, мой глас,
Когда к тебе взываю,
И сохрани на всякий час:
К Тебе я прибегаю...
Для Михаила Васильевича настоящий ученый прежде всего — открыватель Божьего творения. Господь создал совершенный мир, и современный ученый, углубляясь в тайны его устройства, познает гармонию Божьего замысла, воплотившегося в природе. Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), оспаривая мнение тех, кто считает, что наука противоречит вере в Бога, приводил… пример Ломоносова.
"Наука и религия — две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут одна другую пересекать, но противоречить друг другу они не могут…". Так думал и Ломоносов...
- Разгадайте кроссворд. (задание 1 на с. 34)
Опыт "В химической лаборатории"
- На фабрике цветного стекла, построенной под руководством Ломоносова, было проведено более 4000 опытов. В лабораторных журналах были записаны рецепты изготовления цветного стекла. Созданная им палитра мозаичных стекол состояла из 112 основных тонов и свыше 1000 различных оттенков.
- Давайте и мы попробуем поэкспериментировать с некоторыми веществами и получить разные оттенки цвета.
- О каком ученом вы узнали на уроке?
- Какими чертами характера обладал юный Михайло Ломоносов?
- В каких областях науки он разбирался?
- Ломоносов – хороший пример для подражания, который доказывает нам, что при желании, любознательности и трудолюбии можно многого добиться в жизни.
- Продолжите одно из предложений:
Домашнее задание
Изучить с. 68-70, выполнить задания в тетради на с. 35-36, по выбору задания в учебнике на с. 70.