Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Михаил Васильевич Ломоносов"

УМК: "Школа России".

Цель урока: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России.

Задачи:

  • формирование представлений учащихся о жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова;
  • получение знаний о детских годах Михаила Ломоносова, о том, когда и где получил образование, о его вкладе в развитие отечественной и мировой науки и культуры.

Ход урока

Оргмомент

Римский государственный деятель и писатель Арбитр Петроний, умерший еще в 66 году н.э. говорил: "Чему бы ты не учился, ты учишься для себя". А известный русский поэт и драматург Александр Сергеевич Грибоедов, умерший уже в XIX веке произносил: "Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу".

Эти высказывания важны и в наши дни, хотя прошло столько лет. Каждый из вас учится как для себя, так и для общества. В этом были уверены и те, о ком мы говорили на прошлом уроке и будем говорить сегодня.

Повторение пройденного материала

1. Тест по изученному ранее материалу.

2. Фронтальный опрос

- О ком шла речь на прошлом уроке?
- Почему его называли Петр Великий
- Какие главные перемены произошли при Петре Первом в России?

3. Проверка задания в тетради. (с. 31-33)
4. Рассказы учащихся о Петре I.

Актуализация опорных знаний

- Сегодня мы продолжим разговор о великих людях. Объект нашего изучения – это ученый с мировым именем, поэт и прозаик.
- На его труды до сих пор ссылаются химики, физики, историки, биологи и многие другие ученые-исследователи. У вас есть предположения, кто это может быть?

Ребус "Ломоносов"Ребус "Ломоносов"

- Давайте проверим ваши предположения. Для этого отгадаем ребус и узнаем фамилию ученого. (Ломоносов)

Определение темы и целей урока

- Кто может назвать имя и отчество Ломоносова? (ответы учащихся)
- Это и есть тема нашего урока: "Михаил Васильевич Ломоносов".

- Сформулируйте цель нашего урока.
- Что вы знаете о Ломоносове?

Усвоение новых знаний

Просмотр видео-презентации: "Михаил Васильевич Ломоносов"
Беседа по вопросам

  1. В каком году и где родился М.В. Ломоносов? (В 1711 г. неподалеку от г. Холмогоры)
  2. Кем был отец Ломоносова? (Рыбаком)
  3. Как прозвали односельчане судно Ломоносова? (Чайка)
  4. Какие вопросы интересовали любознательного 10-летнего Ломоносова? (Отчего стрелка всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?)
  5. Во сколько Михаил начал постигать грамоту? (11-12 лет)
  6. Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви)
  7. Назовите первые учебные книги Ломоносова. ("Грамматика" Мелетия Смотрицкого, "Арифметика" Леонтия Магницкого)
  8. Какое решение принял Ломоносов, мечтая о науках? (Он решил отправиться в Москву)
  9. Когда и каким образом он покинул дом и добрался в Москву? (В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву)
  10. Сколько лет ему тогда было? (19 лет)
  11. Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно-греко-латинскую академию)
  12. Какой язык был международным языком науки в то время? (латинский)
  13. Какие трудности возникли у Ломоносова в начале учебы? (Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег)
  14. Куда был направлен Ломоносов за хорошую учебу? (В Петербург, потом в Германию)
  15. Где начал работать Ломоносов по возращении на Родину? (В Петербургской академии наук)
  16. В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк)
  17. Назовите его открытие. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов)
  18. Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла)
  19. Что сделал великий ученый для развития образования России? (По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова)
  20. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль М.В. Ломоносова)

Физминутка

- В одной из первых работ Ломоносова утверждалось, что сохранению здоровья способствует правильный образ жизни, давались рекомендации, как его организовать, т.е. режим дня.
- Он отличался необычайным трудолюбием, а лучшим отдыхом для себя считал смену занятий. Давайте и мы сменим вид деятельности и немного отдохнем.

Продолжение работы по теме урока
- Заполните таблицу "Основные научные открытия Ломоносова" с помощью учебника. (работа в парах)
На доске слова – подсказки: астрономия, химия , литература, геология, физика, география, художник.

Рассказ учителя

Михаил Васильевич Ломоносов был глубоко верующим православным человеком. Он не стеснялся показать свою приверженность христианству в стихах и научных трудах. И делал это не один раз и не два раза, а многое множество раз, из года в год.

Для него, как он говорил сам, Господь — сила, вмешивающаяся в дела людей постоянно, без Него и уста не придут в движение.

Его перу принадлежит переложение 26-го псалма. Взяться за эту работу и проделать ее так, как Ломоносов, мог только человек, ни капли не сомневающийся ни в бытии Божьем, ни в Его благости, ни в Его величии. Вот как Ломоносов писал в своих стихах: Услыши, Господи, мой глас,

Когда к тебе взываю,
И сохрани на всякий час:
К Тебе я прибегаю...

Для Михаила Васильевича настоящий ученый прежде всего — открыватель Божьего творения. Господь создал совершенный мир, и современный ученый, углубляясь в тайны его устройства, познает гармонию Божьего замысла, воплотившегося в природе. Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), оспаривая мнение тех, кто считает, что наука противоречит вере в Бога, приводил… пример Ломоносова.

"Наука и религия — две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут одна другую пересекать, но противоречить друг другу они не могут…". Так думал и Ломоносов...

Закрепление

- Разгадайте кроссворд. (задание 1 на с. 34)

Опыт "В химической лаборатории"

- На фабрике цветного стекла, построенной под руководством Ломоносова, было проведено более 4000 опытов. В лабораторных журналах были записаны рецепты изготовления цветного стекла. Созданная им палитра мозаичных стекол состояла из 112 основных тонов и свыше 1000 различных оттенков.
- Давайте и мы попробуем поэкспериментировать с некоторыми веществами и получить разные оттенки цвета.

Итог урока

- О каком ученом вы узнали на уроке?
- Какими чертами характера обладал юный Михайло Ломоносов?

- В каких областях науки он разбирался?
- Ломоносов – хороший пример для подражания, который доказывает нам, что при желании, любознательности и трудолюбии можно многого добиться в жизни.

Рефлексия

- Продолжите одно из предложений:

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было трудно…
  • Меня удивило…
  • Я бы хотел узнать …

Домашнее задание

Изучить с. 68-70, выполнить задания в тетради на с. 35-36, по выбору задания в учебнике на с. 70.

Размер:
33.45 Kb
Скачали:
5