Цель и задачи урока:
Оборудование: учебник "Окружающий мир" 4 класс А.А. Плешаков УМК "Перспектива", карточки для индивидуальной работы, карточки с вопросами, фоторепродукции представителей разных народов, листы А4, рабочая тетрадь, слова для схемы, слова из задания на соответствие.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к урокам.
Фронтальный опрос. Работа по карточкам
- Проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока. На столе лежат карточки с вопросами. Каждый тянет вопрос и отвечает на него.
- Остальные внимательно слушают и дополняют ответы одноклассников. (Параллельно выдаются карточки для индивидуальной работы)
Вопросы:
Проверка домашнего задания в рабочей тетради № 1 с.3, № 3 с.5; эмблемы сообществ.
Задание на соответствие
Соедините название сказки и вид сообщества.
На доске название темы "Российский народ".
- Прочитайте на доске название темы урока. (Российский народ)
- Объясните значение слова "народ".
Народ - население государства, жители страны
- Как вы понимаете значение словосочетания "российский народ"? (Народ, живущий в России)
- Можно ли отнести к российскому народу иностранного туриста, приехавшего в Россию? (Нет, он не является гражданином России)
Учитель прикрепляет к доске фоторепродукции представителей разных народов России в национальных костюмах, например, русских, татар, чеченцев и др.
- Представителей каких народностей, национальностей вы видите на фотографиях?
- У каждой народности есть свои традиции, праздники, язык, а все они относятся к российскому народу. Почему?
Работа по учебнику и в рабочей тетради (№ 1 с. 6)
- Прочитаем текст стр 10-11, заполним схему на доске, выполним задание в рабочей тетради, чтобы узнать, что объединяет всех граждан страны в единый российский народ.
Слова для схемы: память о прошлом, общероссийская культура, русский язык, государственная символика, совместный труд.
- Как вы поняли смысл народного изречения? (Каждый народ в России имеет свои особенности, свой язык, культуру, традиции, но все народы объединяет любовь к Родине, память о прошлом, стремление сделать Россию богаче, краше)
- Сделаем вывод: что же объединяет народы, живущие в России? (Эти люди являются гражданами одной страны, у них общие история, государственный язык, государственные символы, одна территория проживания)
- В каких делах вы можете сейчас проявить свою любовь к Родине? Какие проекты мечтаете выполнить в будущем для процветания России?
Работа в группах
Дети делятся на три группы. Задание для трех групп: Что необходимо сделать для развития и процветания нашего города? (Защита проектов)
- Что объединяет народы России?
- Какого человека называют гражданином России?
Домашнее задание
Учебник с. 10-13, вопросы, рабочая тетрадь № 2,3 с. 7-9. (по выбору)