Урок окружающего мира 4 класс "Российский народ"

Цель и задачи урока:

  • систематизировать представления детей о российском народе;
  • познакомить с понятием народ, признаками принадлежности к одному народу.
  • назвать объединяющие факторы народов России;
  • характеризовать государственную символику России.

Оборудование: учебник "Окружающий мир" 4 класс А.А. Плешаков УМК "Перспектива", карточки для индивидуальной работы, карточки с вопросами, фоторепродукции представителей разных народов, листы А4, рабочая тетрадь, слова для схемы, слова из задания на соответствие.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к урокам.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос. Работа по карточкам

- Проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока. На столе лежат карточки с вопросами. Каждый тянет вопрос и отвечает на него.
- Остальные внимательно слушают и дополняют ответы одноклассников. (Параллельно выдаются карточки для индивидуальной работы)

Вопросы:

  1. Как ты можешь охарактеризовать место человека в мире? (каждый человек с детства и в течение всей жизни входит в разные сообщества)
  2. Почему люди объединяются в особые группы – сообщества? (чтобы стать сильнее, приобрести навыки, получить знания, освоить достижения науки и искусства, обогатить внутренний мир и т.д.)
  3. Дай определение слову "общество"? (Общество – это люди, объединенные совместной жизнью и деятельностью)
  4. В каких сообществах люди связаны общим родством, местом рождения или жительства? (семья, земляки, соотечественники)
  5. Почему семья очень важная часть общества?
  6. Как называется документ, который каждый человек получает по достижении 14 лет и зачем этот документ нужен? (паспорт, он удостоверяет личность гражданина, вы достоверно сможете доказать свою принадлежность к родному государству)

Проверка домашнего задания в рабочей тетради № 1 с.3, № 3 с.5; эмблемы сообществ.

Задание на соответствие

Соедините название сказки и вид сообщества.

Соедини название сказки и вид сообществаСоедини название сказки и вид сообщества

Самоопределение к деятельности

На доске название темы "Российский народ".

- Прочитайте на доске название темы урока. (Российский народ)
- Объясните значение слова "народ".

Народ - население государства, жители страны

- Как вы понимаете значение словосочетания "российский народ"? (Народ, живущий в России)
- Можно ли отнести к российскому народу иностранного туриста, приехавшего в Россию? (Нет, он не является гражданином России)
Учитель прикрепляет к доске фоторепродукции представителей разных народов России в национальных костюмах, например, русских, татар, чеченцев и др.

- Представителей каких народностей, национальностей вы видите на фотографиях?
- У каждой народности есть свои традиции, праздники, язык, а все они относятся к российскому народу. Почему?

Работа по теме урока

Работа по учебнику и в рабочей тетради (№ 1 с. 6)
- Прочитаем текст стр 10-11, заполним схему на доске, выполним задание в рабочей тетради, чтобы узнать, что объединяет всех граждан страны в единый российский народ.

Схема "Российский народ"Схема "Российский народ"

Слова для схемы: память о прошлом, общероссийская культура, русский язык, государственная символика, совместный труд.

- Как вы поняли смысл народного изречения? (Каждый народ в России имеет свои особенности, свой язык, культуру, традиции, но все народы объединяет любовь к Родине, память о прошлом, стремление сделать Россию богаче, краше)

- Сделаем вывод: что же объединяет народы, живущие в России? (Эти люди являются гражданами одной страны, у них общие история, государственный язык, государственные символы, одна территория проживания)
- В каких делах вы можете сейчас проявить свою любовь к Родине? Какие проекты мечтаете выполнить в будущем для процветания России?

Работа в группах

Дети делятся на три группы. Задание для трех групп: Что необходимо сделать для развития и процветания нашего города? (Защита проектов)

Подведение итогов урока

- Что объединяет народы России?
- Какого человека называют гражданином России?

Домашнее задание

Учебник с. 10-13, вопросы, рабочая тетрадь № 2,3 с. 7-9. (по выбору)

Размер:
50.07 Kb
Скачали:
11