Цель: создать условия для формирования представления о лесной зоне России.
Задачи урока:
Оборудование: карточки-иллюстрации, презентация, правила работы в парах, тесты для самостоятельной работы, карта "Природные зоны России", рисунки и и фотографии растительного и животного мира Арктики.
Прозвенел звонок веселый, начинается урок.
Любознательные дети
Знать хотят про все на свете.
Учитель: Это стихотворение про вас?
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем путешествие по нашей огромной стране.
Чтоб урок пошел вам впрок,
Активно включайся в работу, дружок.
Мы сегодня с вами будем наблюдать
Делать выводы, рассуждать,
Природную зону изучать.
Графический диктант
Учитель: В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет – знак «-» (нет)
№ п/п |
Утверждение |
Знак согласия/ несогласия |
1. |
Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей |
+ |
2. |
Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето |
+ |
3. |
В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. |
- |
4. |
В тундре, как в зоне арктических пустынь, нет коренного населения |
- |
5. |
Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя. |
+ |
6. |
Растения тундры высоко тянутся к солнцу. |
- |
7. |
Ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища |
- |
8. |
Дикие северные олени обычно живут стадами |
+ |
9. |
В тундре добывают нефть и природный газ. |
+ |
10. |
Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек. |
+ |
Задания на карточках
Для сильных учеников предлагаются задания на карточках
Работа в парах
- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2, 7 на с.42, 45 рабочей тетради.
- Природа России очень разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон.
- Кто из вас сможет показать на карте место, где мы с вами живем. В какой природной зоне мы с вами находимся?
Чтение стихотворения С. Погореловского
Здравствуй, лес.
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой - не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
- В этом стихотворении "спрятана" тема нашего урока.
- Мы с вами живем и будем сегодня изучать зону лесов.
- Скажите, а все ли вы знаете о нашей зоне. Давайте вспомним план изучения природных зон. (с.71 учебника)
Дети дискуссируют, учитель не вмешивается, в результате оказывается, что не на все вопросы они могут дать полный ответ.
- Кто хочет узнать об этой зоне больше?
- Я предлагаю всем вместе отправиться в научную экспедицию в зону лесов и исследовать ее. Кто "за"?
- Скажите, с какой целью мы туда отправимся? (Цель: познакомиться с зоной лесов)
- Каковы же будут наши задачи? Что хотите вы узнать об этой зоне? (Дети на основании рубрики "На следующем уроке" формулируют задачи)
А еще одну задачу экспедиции я хочу предложить вам сама - узнать, чем объясняется такое разнообразие лесов.
Работа с картой
- Думаю, что нам можно приступать к исследованию.
Ответы на вопросы со слайда:
- Что можно сказать о зоне лесов, глядя на карту?
- Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
- Какая поверхность у зоны лесов?
- Почему зона лесов раскрашена разными оттенками зеленого цвета, определите по легенде карты, с чем это связано? Знакомятся с понятиями "хвойные леса", "смешанные леса", "широколиственные леса" с помощью презентации
- Чем объясняется такое разнообразие лесов?
Вывод: Зона лесов - самая большая по территории, поэтому есть различия в климате, что определяет разные типы лесов
- На с.95-96 учебника вам на выбор предложены три задания. Мы с вами разобьемся на три группы, каждая группа сядет за свой стол.
Работа в группах
План ответа для первой группы
План ответа для второй группы
План ответа для третьей группы
- Давайте вспомним правила работы в группе.
Самостоятельная работа в группах
Учитель: Ребята, приступаем к исследованию. Через 10 минут попрошу предоставить сведения по вашему вопросу.
- Результатом вашей групповой работы будет устное сообщение по вопросу.
- Я помогу вам с презентацией.
В течении заданного времени происходит изучение материала в рабочих группах. У каждой группы: учебник, атлас-определитель, гербарий, картинки по теме, энциклопедии, электронное приложение к учебнику, диск "Энциклопедия Кирилла и Мефодия". Дети сами определяют, какой источник информации им выбрать при подготовки устного ответа.
- Итак, ваше время для исследования закончилось. Прежде чем представить ваши работы, надо отдохнуть.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже помашем –
Крылья сложили назад.
Дети рассказывают с учителем стихотворение и по ходу чтения выполняют движения.
Проверка самостоятельной работы групп: сообщения учащихся
- Продолжаем нашу научную работу экспедиции. Заслушаем выступления ученых по группам.
- Уважаемые коллеги, по ходу выступления группы можете задавать уточняющие вопросы.
В конце выступления проводится оценивание работ.
- Оцените ответ своей группы, как вы справились с заданием?
- Что остальные могут сказать о выполненной работе группы?
Кроссворд
Учитель: Разгадайте кроссворд. Если выф узнаете названия растений, то в выделенных клетках прочтете название еще одного дерева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению.
На каждой парте лежит лист с кроссвордом. Дети выполняют задание в парах. При выполнении дети могут пользоваться атласом-определителем.
Ключевое слово в выделенных клетках: лиственница.
- Давайте теперь проверим, на сколько хорошо вы все усвоили этот материал. Я предлагаю вам тест. Нужный ответ вы выделяете кружком. После выполнения вы сами себя проверите по ключу и дадите самооценку.
Тест "Природная зона лесов"
1. Природная зона лесов состоит из:
а) двух частей;
б) трех частей;
в) четырех частей.
2. Самую большую территорию занимают:
а) широколиственные леса;
б) смешанные леса;
в) тайга.
3. В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы;
б) сосны, дубы, ели;
в) лиственницы, пихты, липы, ели.
4. Лесным исполином называют:
а) благородного оленя;
б) лося;
в) медведя.
Сверяют ответы по ключу: 1. б; 2. в; 3. а; 4. б.
- Время нашей экспедиции заканчивается. Довольны ли вы своей работой?
- В какую природную зону мы совершили путешествие?
- Понравилось ли вам работать в группах?
- На все ли, поставленные в начале урока вопросы мы нашли ответы?
- При помощи каких средств вам удалось найти ответы на интересующие вас вопросы?
Домашнее задание
- Запишите домашнее задание: с. 95-102, выполнить задания в рабочей тетради на с. 49-50.
Творческие задания на выбор:
- Дополните предложения:
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?