УМК: "Перспектива", 4 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель урока: формирование представление о природной зоне России - тундре.
Планируемые результаты:
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.
Цель: включение обучающихся в учебную деятельность.
Действия учителя |
Действия обучающихся |
- Добрый день, ребята. Сегодня на уроке у нас много гостей. Повернитесь и поприветствуйте их. - Присаживайтесь на свои места. - Какой урок сейчас? - Проверьте готовность к уроку. На парте лежат атласы и ручки. - Желаю успешной работы! |
Обучающиеся приветствуют учителя и гостей.
- Урок окружающего мира. Проверяют готовность. |
Результат: настрой обучающихся на работу.
Цель: подготовка обучающихся к работе, восприятию нового материала.
Действия учителя |
Действия обучающихся |
- Как называется раздел, темы которого мы изучаем? Вывешивает карточку с названием раздела: По родным просторам - Что входит в понятие «родные просторы»?
- Изображение чего является помощником при изучении всего того, что вы перечислили? - Какие карты вам известны? - Остановимся на карте природных зон. Какую природную зону мы изучили?
- Кто желает показать на карте зону арктических пустынь? - Оцените ответ с помощью сигнальных карточек. - Отлично! Продолжаем работу. |
-Раздел называется «По родным просторам».
- «Родные просторы» - это наша страна, города, реки, горы и т.д.
- Карта.
- Нам известны физическая, политическая карты; карта природных зон. - Мы изучили зону арктических пустынь.
Один из обучающихся показывает на карте зону арктических пустынь.
|
Результат: актуализация обучающимися материала из изучаемого раздела.
Цель: организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого возникает и согласуется тема и цель урока, выстраивается план работы.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
- Послушайте музыкальную композицию и постарайтесь определить, о какой природной зоне идет речь в ней. Включаю аудиозапись. - О какой природной зоне идет речь в песне?
- Верно. Положите перед собой атлас. Откройте его на с. 16 -17. Найдите на карте природную зону тундры. Каким цветом она обозначена? - Кто желает показать у доски границы тундры?
- Как вы считаете, достаточно ли тепла от солнца получает зона тундры?
— Значит, как можно охарактеризовать тундру с точки зрения погодных условий? - Исходя из этого, сформулируйте тему урока. - Верно. Вывешивает карточку с темой: В холодной Тундре. - Какова цель нашего урока? Вывешиваю карточку с целью: Познакомиться с природной зоной тундры. - По какому плану мы изучали зону арктических пустынь? - Можем ли мы по этому плану изучить особенности зоны тундры?
- Как нужно организовать работу, чтобы за один урок собрать всю информацию по плану о зоне тундры?
- Вспомним правила работы в группе. - Определите, кто в вашей группе будет капитаном. - Капитаны, выйдите к доске. Вашим отличительным знаком будет платок. (Выдаю капитанам команд платки на шею) - Капитаны, выберите одну из перевернутых карточек нашего плана. - Представьте группам карточки плана.
- Каждая команда будет работать с одним из пунктов плана. Выдаю рабочий лист и конверт с заданиями. - Капитаны, займите свое место в командах. |
Обучающиеся прослушивают музыкальную композицию гр. Самоцветы «Увезу тебя я в тундру».
- В песне идет речь о природной зоне тундры. - На карте тундра обозначена фиолетовым цветом.
Один из обучающихся показывает на карте зону тундры. - Зона тундры получает мало тепла от солнца. Лучи наклонены и слабо нагревают землю. - Суровая, холодная тундра.
- В холодной тундре.
- Узнать о природной зоне тундры.
Обучающиеся перечисляют пункты плана и вывешивают карточки: климат, почва, растительный и животный мир, население.
- Да, все природные зоны можно изучить по единому плану.
- Можно поработать в группе.
- В группе должен быть ответственный. - Работать должен каждый на общий результат. - Один говорит, другие слушают. - Свое несогласие высказывай вежливо. - Если не понял, переспроси.
Обучающиеся выбирают капитана группы. Капитаны получают платки и завязывают их на шею.
Капитаны берут карточку, встают в линию и показывают карточки. |
Результат: осознание цели и построение плана для ее достижения.
Цель: в ходе групповой исследовательской деятельности.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
- У каждой группы на парте лежит рабочий лист и конверт с заданием. - Капитаны, достаньте из конверта лист голубого цвета. - Прочитайте для группы пошаговую инструкцию.
- Что в инструкции непонятно? Задайте вопросы. - Соблюдая правила работы в группе, выполняем задание. На работу дается 15 минут. Желаю удачи! Включаю фоновую музыку. |
Капитаны достают из конвертов лист голубого цвета, читают инструкцию для других членов группы.
Обучающиеся задают вопросы учителю.
Обучающиеся выполняют задание в группе. |
Физкультминутка (1 мин.)
Цель: в ходе групповой исследовательской деятельности достигнуть цели урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учителя |
Каждая группа выступает в соответствии с планом изучения природной зоны. - Ребята из других групп внимательно слушают и фиксируют ключевые слова в таблицу. |
Кадая группа представляет свою работу у доски по плану отчета. |
Результат: фиксация полученного результата исследования; обобщение полученных результатов.
Цель: применение обучающимися новых знаний.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
- Приготовьте заполненные таблицы. Проведем блиц-опрос. - Что узнали о климате тундры?
- Что можете сказать о почве тундры?
- Какие растения растут в зоне тундры?
- Какие животные обитают?
- Что узнали о населении тундры?
Включаю презентацию. - Посмотрите, сколько нового мы узнали о природной зоне тундры!
|
- Климат суровый, температура зимой достигает -50°, летом до +10°, зимой в течение 2 месяцев длится полярная ночь и пр. - Почва бедная, летом почва оттаивает на 10-50 см, ниже находится слой вечной мерзлоты, много болот и озёр. - Ягель, морошка, карликовая береза, карликовая ива. -Песец, лемминги, полярная сова, северный олень, куропатка. - В зоне тундры живут ханты, манси, саамы, ненцы. Живут в чумах. Основное занятие – оленеводство. Традиционная одежда – малица и пимы.
Обучающиеся рассматривают слайд, на котором записаны ключевые слова темы. |
Результат: применение полученных на уроке знаний.
Цель: подведение итогов урока, самооценка результата деятельности.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
- Над какой темой работали? - Какую цель ставили?
- Достигли ли мы цели урока? Почему? - Что помогло получить новые знания?
- Где могут пригодиться полученные знания? - Что расскажете родителям?
- Спасибо за работу! Урок окончен. |
- Тема урока «В холодной тундре». - Цель: познакомиться с природной зоной тундры. - Цель достигли, т.к. узнали о климате, почве, растительном и животном мире, населении. - Получить новые знания помог текст о тундре, работа в группах, учитель и т.п. - Знания могут пригодиться для написания контрольной работы. Полученные знания могут пригодиться во время путешествий. Возможно, кому-то эти знания пригодятся для будущей работы. Высказывания обучающихся. |
Результат: получение обратной связи; осознание учащимися своей учебной деятельности и самооценка результатов деятельности.