Цели:
1. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Совершенствовать умение использовать в работе полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
2. Развивать познавательную активность и речь учащихся.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: таблицы «Природное равновесие», «Цепи питания»; толковый словарь С. И. Ожегова; раздаточный материал.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята и взрослые! Подарите свои улыбки друг другу. Если вы будете улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка вернётся к вам с добром и радостью. Окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить, беречь.
2. Проверка знаний.
- Но сначала отправимся туда, где солнце, воздух, в море тёплая вода.
- О какой природной зоне говорится в этих строках? (О Черноморском побережье Кавказа).
- Мы знаем, что основная часть субтропической зоны находится южнее нашей страны. Как же субтропики оказались в России? (Благодаря географическому положению зоны, благодаря морю и горам сложились такие природные условия)
- Подробнее проверить ваши знания нам помогут тесты.
Тест "Субтропическая зона"
1. Черноморское побережье Кавказа расположено…
а) в арктической зоне страны;
б) в лесной зоне страны;
в) в субтропической зоне страны.
2. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:
а) бук, каштан;
б) ель, сосна;
в) ольха, липа.
3. На Черноморском побережье обитают:
а) пчёлы, комары, мошки;
б) цикады, богомолы, олеандровые бражники;
в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки.
4. В Чёрном море обитают:
а) киты, морские черепахи, тюлени;
б) медузы, крабы, морские коньки;
в) крокодилы, анаконды, котики.
5. В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают:
а) кипарисы, пальмы, магнолии;
б) липы, ждузгун, маки;
в) полынь, типчак, ель.
3. Работа над новой темой.
- Серьёзные проблемы будем мы решать:
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам нужен ответ:
Экологическое равновесие – это важно или нет?
- Давайте сначала вспомним, что же такое экология? (Это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.)
- Что обозначает слово «равновесие»? («Равное по весу».)
- Найдите толкование этого слова в словаре С. И. Ожегова. (Равновесие – устойчивое соотношение между чем-нибудь.)
- Рассмотрим это на примерах. По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду.)
- Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки.)
- То есть происходил обмен: река питала растения, а растения – реку. И всё было бы хорошо, но пришли люди … Послушайте, о какой экологической проблеме идёт речь в отрывке из поэмы Н. Некрасова «Саша».
Плакала Саша, как лес рубили,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. (вырубка леса)
- Что произойдёт с рекой? (Не получая питания, она обмелеет)
- Нарушается связь или экологическое равновесие.
4. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
5. Закрепление.
6. Работа в парах.
- Нарушение экологического равновесия может происходить и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. Вспомните цепи питания, которые мы составляли при изучении природных зон и докажите, что они тоже являются примером экологического равновесия. (Дети составляют пирамиды питания.)
7. Анализ работ.
8. Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Прочитайте об этом на стр. 142 в учебнике под цифрой 4.
- Что произошло в Австралии? Какой же сделаем вывод из всего сказанного? (Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе всё взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.)
9. Домашнее задание.
- О других нарушениях взаимосвязей в природе вы прочитаете дма на стр. 141-142.
- Но иногда нарушение экологического равновесия происходит без вмешательства человека. Об этом нам приготовят сообщения 2 ученика. (Даётся дополнительная литература.)
10. Работа с пословицами.
Много света – много хлеба. Лес и река – брат и сестра.
Много леса – береги, мало леса – посади.
- Какие пословицы говорят о том, что в природе всё взаимосвязано?
- Чему учит третья пословица?
- Наш класс тоже участвовал в сохранении экологического равновесия. Мы собрали 60 кг макулатуры. Это значит, что мы спасли 1 дерево. А сколько деревьев спасла наша школа, если всего было собрано 1200 кг макулатуры? (20 деревьев)
- Закончить наш урок мне хочется стихотворением Б. Заходера «Про всех на свете».
Все - все на свете – на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Скачать полную версию конспекта урока для 4 класса "Экологическое равновесие"