Конспект урока: Природное сообщество - луг. 2 класс

Цели урока:

1. познакомить учащихся с природным сообществом  -  луг, проследить вместе с детьми тесную взаимосвязь животных и луга.

2. расширить и обогатить знания учащихся об окружающим их животном и растительном мире, развивать наблюдательность, мышление детей;

3. учить учащихся наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, систематизировать, делать выводы на примере решения проблемы урока;

4. воспитывать у учащихся эмоционально целостное, бережное отношение к природе, дружбу, взаимовыручку  приемом групповой работы.

Оборудование:

1. учебники, справочники, энциклопедии (классные и личные);

2. гербарий растений луга;

3. наглядно-демонстрационный материал (плакат) с видом луга;

4. доклады учащихся (домашние задания). 

Ход урока:

1. На доске написана тема урока (слева находится  плакат с видом луга).

Учитель: - Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – луг (указывает на плакат)

Учитель: - До этого мы с вами познакомились с  одним  из природных сообществ. Каким?

Дети: - Лес. (Дети вспоминают и перечисляют растения и животных луга)

Учитель: - Почему мы говорили: лес - это природное сообщество? Как вы понимаете?

Дети: - Лес помогает размножаться и существовать  многим животным. И животные помогают расселяться растениям, оберегают их от вредителей.

Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о луге.  Откройте учебник на странице 61.

Учитель: - Давайте прочитаем текст "Растения луга". (Первым вслух начинает читать Никита. Далее дети меняются по выбору учителя.)

Учитель: - К сегодняшнему дню вы подготовили доклады о растениях луга и животных луга. Но прежде, чем мы продолжим нашу работу, прослушайте проблему, над которой мы будем работать:

Может ли луг зарасти лесом?

Если да, то почему не зарастает?

Если нет, то почему не может?

Учитель: - Попробуйте решить эту проблему сейчас. Для обсуждения в группах вам дается 5 минут. (Дети обсуждают проблему в группах и предлагают свои ответы)

2. Версии детей:

I группа - Нет, так как люди ухаживают за лугом.

Аппонируют учащиеся других групп:

- Деревья пропалывают, что ли?

- А как же луга, за которыми люди не ухаживают, опушки леса?

II группа - Мы думаем, что луг не зарастет лесом, так как растения борятся за солнце и не дают расти деревьям.

Аппонируют учащиеся других групп:

- Деревья сильнее.

- Деревья, наоборот, вырастают выше травы и скорее затенят траву.

III группа - нет версии.

VI группа - Там, где растет луг, не может вырасти лес, т.к. на этом месте не могут расти деревья.

Аппонируют учащиеся других групп:

- Как это не могут, могут!

- На плакате на лугу растут два дерева, значит и много может вырасти.

- Это же все в умеренном поясе.

3. Учитель: - Мы с вами зашли в тупик. Чтобы решить эту проблему, давайте попробуем разобраться, что такое луг, и заслушаем подготовленные вами доклады.

(Заслушиваются доклады учащихся, в тетрадь по естествознанию записываются упоминаемые названия растений и  животных луга. Затем растения леса и луга сравниваются.)

Учитель: - Какой же вывод мы можем сделать?

Дети: - Луг - это природное сообщество.

Учитель: - На основании чего мы можем утверждать это?

(Учащиеся, отвечая на этот вопрос, указывают,  как  взаимосвязаны между собой животный и растительный мир луга)

4. Учитель: - Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, записанный на доске? (В классе тишина, никто не пробует)

Учитель: - Но сейчас вы очень близки к правильному ответу. Вы только что говорили, что растения луга являются кормом для скота. Что это означает?

Дети: - Скот пасется на лугу?

      - Или для скота скашивают траву люди?

      - Траву косят, сушат сено и кормят скот зимой.

Учитель: - Луговая трава от этого погибает?

Дети: - Нет. Она очень быстро отрастает.

      - От этого луговая трава не погибает.

      - Я летом видел, как косили сено. Траву скосили.

Она высохла и сено убрали. И хотя люди ходили по лугу, топтались, даже трактор ездил, через некоторое время там уже молодая травка отросла.

Учитель: - Значит, если луговую травку скосить, или ее под корень съест корова, это ей не повредит?

Дети: - Нет, она опять вырастет.

Учитель: - А что произойдет с побегом дерева, если его скосят или животное, например, коза, съест или сломает его под корень?

Дети: - Оно погибнет.

- Мы летом клен и не совсем под корень сломали случайно, а он погиб.

- Я догадался! Луг скот охраняет.

- Скот мешает деревьям и кустарникам расти на лугу.

- Скот тоже входит в природное сообщество луг, хотя и не живет на лугу.

- Все-таки в самом начале мы  (I группа) были чуть-чуть правы. Мы сказали, что люди ухаживают за лугом. Это же так,  ведь  человек  выкашивает луг и, значит, заботится о нем и мешает зарастанию лесом.

- Но ведь вы же не могли сказать, почему он не зарастает.

- И это же не главная причина! Все-таки самое главное - скот. Человек же для скота косит.

Учитель: - Ну вот мы с вами и ответили на вопрос  нашего урока и познакомились с еще одним природным сообществом - луг. Человек и скот мешают лугу зарасти лесом, приносят ему пользу, но они же могут и нанести лугу вред. Если человек очень часто будет выкашивать траву, она не успеет зацвести и дать семена, или если скот очень долго будет пастись на одном и том же месте, трава не будет успевать отрасти, и ценные кормовые травы могут исчезнуть с этого луга.

Домашнее задание: приготовить доклады на следующий урок о грибах.

Размер:
50.5 Kb
Скачали:
40