Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цели урока:
Образовательная: Объяснить учащимся, что такое среда обитания организмов;
найти отличия между условиями жизни в разных средах;
определить черты приспособленности организмов к жизни в разных средах;
Воспитательная: Воспитание бережного отношения к природе.
Развивающая: Развитие умения творчески мыслить.
- научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения;
- способствовать формированию экологического мышления;
Применяемые на уроке педагогические технологии |
Работа в группах |
Деятельность учащихся на уроке |
|
Связь с ранее изученным материалом |
|
Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
|
Необходимое оборудование и материалы, демонстрации |
мультимедийная презентация, открытки животных и растений. |
Структура урока |
|
|
|
Конспект урока |
|
Мотивация учащихся, актуализация знаний
|
Беседа с составлением схемы 1. Какими свойствами живые организмы отличаются от тел неживой природы? 2. Земля — единственная планета Солнечной системы, на которой существует жизнь. Без каких факторов неживой природы жизнь на Земле невозможна? |
Ход и содержание урока
|
Изучение нового материала 1. Факторы, обеспечивающие существование жизни на Земле Сведения о факторах неживой природы рассматривались на протяжении предыдущих уроков, поэтому обобщить знания об их значении можно в процессе самостоятельной работы учащихся в группах. Работа в группах Класс делится на три группы, каждая группа получает задание — подготовить в виде рисунков отчет: — значение Солнца для жизни на Земле (1-я группа); — роль воздуха в обеспечении существования жизни на Земле (2-я группа); — роль воды в жизнедеятельности организмов (3-я группа). Во время отчета каждой группы учащиеся других групп делают свои замечания и дополнения. 2. Приспособление растений к условиям обитания Беседа — Приведите примеры растений нашего края. — Можно ли вырастить миндаль (апельсин, лимон и т. п.) на открытом грунте Украины? Почему? — Что произойдет с водорослями, если их на длительное время вынуть из воды? Почему? — Погибнет ли за то же время наземное растение, если его не поливать? Чем это можно объяснить? Рассказ учителя с демонстрацией живых объектов и рисунков (Во время рассказа учитель демонстрирует живые объекты и рисунки.) У растений сформировались различные приспособления к условиям обитания. Например, растения, произрастающие в засушливых местностях, во время дождей запасают воду в листьях и стеблях (кактусы, алоэ). У одних растений листья превратились в колючки, листья других имеют грубый восковой налет, что позволяет им экономно тратить воду. Корни некоторых растений (саксаул, верблюжья колючка) достают воду с очень большой глубины. Весной, как только выпадут дожди, растения пустынь быстро развиваются и заканчивают этот период с наступлением знойного лета. А следующей весной после выпадения дождей опять начинается их развитие, и земля покрывается ковром цветущих растений. — Как изменяются погодные условия в течение года в нашей местности? — Как приспособились растения к этим изменениям? Активное развитие растений начинается весной и продолжается в течение всего лета, потому что в это время растения получают достаточное количество тепла, света и воды. Осенью их развитие постепенно прекращается. Однолетние растения погибают, в почве остаются толькоих семена, которые прорастут следующей весной. У многолетних трав отмирает наземная часть растений и сохраняются подземные органы — корневища, луковицы. Деревья покрыты листьями только летом; стволы и ветви защищены от испарения воды зимой довольно толстой корой, а почки у большей части деревьев — плотной смолистой чешуей. Вечнозелеными остаются только хвойные деревья. — Попробуйте объяснить, как хвойные деревья приспособились к условиям обитания в холодную пору. — Почему лиственные деревья сбрасываю листву зимой? 3. Приспособление животных к условиям обитания Беседа — В какое время года условия для жизни животных в нашей местности становятся неблагоприятными? — Как разные животные приспособились к неблагоприятным условиям? У многих животных, например у лисы, волка, лося, зайца, осенью накапливается слой жира, а мех становится более густым. Некоторые животные, такие как сурок, медведь, змеи, ящерицы, ежи, впадают в спячку, и тогда все процессы жизнедеятельности у них замедляются. Некоторые птицы осуществляют перелеты на большие расстояния в теплые края. Животные приспособились к разным средам обитания: воде почве, воздуху. — Приведите примеры животных, обитающих в воде. — Как они приспособились к водной среде? (Обтекаемая форма тела, поверхность тела покрыта слизью, у многих дыхание жабрами, конечности превратились в ласты.) — Какие животные освоили воздух? Как они приспособились к полету? — Назовите животных, обитающих в почве. Работа с учебником Учащиеся рассматривают рисунок, на котором изображен крот (рис. 103, в на с. 111 учебника [28]). — Какие приспособления к среде обитания возникли у крота? Своеобразное строение имеют передние лапы крота: они направлены не вниз, а в стороны. Кисти его очень развиты и преобразованы в лопаты, которыми крот разгребает землю, благодаря чему быстро продвигается вперед. Короткий, но густой бархатистый мех крота защищает его кожу от контакта с землей. Он легко может изменять свое направление, поэтому крота нельзя погладить против шерсти. Глаза у крота очень маленькие и недоразвитые, но недостаток зрения компенсируется хорошим нюхом (носовые отверстия направлены у крота не вперед, а вниз). Ушных раковин нет: они мешали бы кроту продвигаться в узких подземных ходах. Закрепление и обобщение знаний Беседа
|
Проверка и оценивание учебных достижений |
Выставление оценок за работу на уроке
|
Домашнее задание |
|
Дополнительная необходимая информация |
|
В помощь учителю |
|
Использованные источники и литература (если имеются) |
|
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим |
|
Межпредметные связи |
|
Другое |
|