Цель и задачи урока: знакомство с испарением воды листьями.
1. Образовательная: познакомить учащихся еще с одной функцией листа – испарением воды
2. Развивающая: расширить понятие о взаимосвязях организма со средой обитания, продолжить формирование умения объяснять результаты опытов
3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, культуру поведения, речи; активизировать познавательный интерес к предмету; экологическое воспитание.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами игры
Метод: проблемно-поисковый
Оборудование урока: Интерактивная доска, таблицы по теме
Ход урока
1. Организационный этап: Проверка готовности к уроку.
Пора чудес прошла,
И нам подыскивать причины (приходится) всему,
Что совершается на свете. (В.Шекспир)
2. Подготовка к восприятию темы:
1) Мы продолжаем изучение листа.
1. Биологический диктант по теме «Фотосинтез»
1. Образование органических веществ в растениях происходит в _________на свету, с участием углекислого газа и воды. 2. Для фотосинтеза источником энергии является ________ 3. Когда на листья падает свет, хлоропласты из воздуха поглощают__________ 4. Для образования хлорофилла в листьях необходим ________ 5. Если фотосинтез в растениях с начала проростка до появления бутона цветка идет _______, то во время цветения ________ 6. Большая половина углекислого газа образуется в результате ________ органических веществ почвенными микроорганизмами. 7. Из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза образуется ___________ 8. Процесс очищения воздуха от углекислого газа и обогащение кислородом, необходимым для всех живых организмов, называется__________ 9. ____________ крахмал не образуется 10. Хлорофилл по природе своей _________ |
1. Углекислый газ 2. Органическое вещество 3. Хлоропластах 4. Фотосинтезом 5. Без углекислого газа 6. Световая солнечная энергия 7. Сложный эфир 8. Свет, соли железа 9. Расщепления 10. Активно 11. Замедленно |
Комментирование ошибок
Проверьте свои ответы:
1- 3
2- 6
3- 1
4- 8
5- 11, 10
6- 9
7- 2
8- 4
9- 5
10- 7
2) Головоломка – пословица.
Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Рисунок
4. Изучение нового материала:
1. Испарение воды листьями. (рассказ учителя с элементами беседы)
Испарение воды является важным процессом в жизни растений. Происходит оно в листьях. Чем больше пластинка листа, тем больше испаряется влаги. В испарении воды растением можно убедиться, поставив следующий опыт.
Прочитать самостоятельно описание опыта. Стр 64, рис 30
Второй опыт – стр. 65 рис 30 прочитать и рассказать.
2. Значение испарения воды. Стр. 65 прочитать и записать значение в тетради.
3. Приспособление листьев к влажному и сухому климату.
В районах с повышенной влажностью листья у растений крупные и темно- зеленые, на них очень много устьиц. Насыщенность воздуха и почвы влагой способствует увеличению размера листьев.
Стр. 66 прочитать о видоизменениях листьев и приспособлении их к испарению.
5. Закрепление. Викторина «Знаете ли вы?»
1. Очень часто утром на листьях дикорастущего растения манжетки можно увидеть капли воды. Даже тогда, когда ночи стоят очень теплые и роса не выпадает. Откуда там появляется вода? Как называется это явление?
2. Дерево – фляга, огуречное дерево, бутылочное дерево, хлорофитум. Какое свойство объединяет все эти перечисленные растения засушливых районов?
3. Картофель, лук, морковь. Что у них общего и почему морковь в этой «компании» можно считать лишней?
4. Какие ткани входят в состав жилки листа?
5. Почему в листьях, смазанных вазелином, не образуется крахмал?
6. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что запомнилось вам на урок
7. Домашнее задание. П. 19, стр. 68 в АВС. Составить синквейн на тему «Фотосинтез»
8. Итог урока