Цель: Познакомить учащихся еще с одной функцией листа – испарением воды, используя знания по другим предметам.
Учебно – воспитательные задачи:
Тип урока: урок-исследование
Межпредметные связи: естествознание – 5 кл., математика – 5 кл.
«Измерение площадей», «Взвешивание тел»-физика 7 класс
Оборудование: Опыт №1,2,3,4; весы, гирьки, штатив, пробирки, трафареты.
Оформление доски: Тема урока; вопросы по которым будем вести исследования; формулы измерения площадей, таблица «Количество устьиц у растений на 1 мм2».
План:
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Изучение нового материала:
1 этап Что такое испарение?
Испарение – это явление природы. Какие явления природы вы знаете еще? Что называют явлением природы? ( Все изменения, которые происходят в природе).
Испарение – это приспособление для охлаждения растения.
Когда вам летом жарко, как вы охлаждаете свое тело? А для растения очень важен для охлаждения обильный полив и интенсивное испарение.
Каким образом в растение попадает вода (корень – стебель – листья). А какой орган испаряет воду? Лист или стебель? Убедиться в этом поможет опыт.
Опыт №1 4 пробирки
1. контрольная 2. в пробирке стебель без листьев 3. в пробирке один лист 4. веточка с тремя листьями |
Поверхность залита раст. маслом
|
Запись в тетрадь! рассматривая результат опыта, учащиеся должны прийти к выводу, что именно лист испаряет воду.
Что же такое испарение? Вспомнить три агрегатных состояния воды.
З\т! Испарение – переход воды из жидкого состояния в газообразное!
Учитель: При испарении воды листьями количество воды в листе уменьшается и образуется водяной пар, который распространяется в воздухе и уносит тепло с поверхности листа.
Подобно тому, как разносится тепло в бане, если вы польете на горячие камни холодной водой. На место испарившейся воды приходит из стебля свежая и прохладная.
А действительно ли лист испаряет воду? Хотя мы и рассмотрели опыт №1, но все же пар невидим. А хотелось бы увидеть сам процесс.
Опыт №2 рис. 59, стр. 69 учебник
Горшочек с цветком. На молодой побег одета колбочка. Отверстие закрыто ватой, чтобы пар не выходил наружу. Ребята убеждаются, что действительно листья растений выделяют воду, так как на стенках колбы капельки воды.
Учитель: Улавливая лучи солнца, тонкая и нежная пластинка листа подвергается сильному нагреванию. Сорванный с дерева лист на солнце очень быстро высыхает, а на дереве листья всегда свежие и сочные, так как от корней по стеблю всегда поступает свежая вода. Если вы сорвете лист и приложите к щеке, то почувствуете прохладу.
Итак, первое, что мы узнали, это то, что именно лист испаряет воду и испарение – это переход из жидкого состояния в газообразное.
2 этап Какой поверхностью лист испаряет воду?
Опыт №2 две пробирки
1. Лист, у которого намазана вазелином верхняя часть листа.
2. Лист, у которого намазана вазелином нижняя часть листа.
З\т! Вывод: листья растений испаряют воду через нижнюю поверхность листа. Почему? Вы читаете в параграфе, что на нижней поверхности листа устьиц больше.
Справка о количестве устьиц на 1 мм2
Название растений |
Верхняя поверхность листа |
Нижняя поверхность листа |
Яблоня Слива Дуб Пшеница Овес |
0 0 0 47 40 |
246 258 438 32 + с поверхности стебля 47 |
3 этап Как много воды испаряют растения?
Листья испаряют воду в большом количестве в день:
Кукуруза – 800 г. Капуста – 1 л. Дуб – 5 ведер Береза – 6 ведер
Если брать масштабы леса, то с 1 га елового леса испаряется 2240 т воды.
Букового леса – 2070 т Дубового леса 1200 т Соснового леса – 440 т за лето
Испарение воды лесом оказывает большое влияние на климат. Над лесом быстрее образуются облака и тучи (чаще дожди). В лесу влажно и оттого в жаркие дни прохладно.
Проблемная ситуация:
Каким образом можно подсчитать количество испарившейся воды.
Опыт №3. На весы колбу с веточкой на воду – растительное масло, уравновесить через 1,5 суток, проанализировать изменения на весах. При помощи гирь узнать, сколько воды испарилось.
Опыт №4 исследовательская работа
Раздать трафареты с листьями растений. Надо подсчитать кол-во испарившейся воды с поверхности листьев веточки за сутки, если известно, что за 1 час с 1 см2 испарилось 0,12 г. воды.
Решение: нам известно t, S, m
t = 1 час S= 1 см2 mв= 0,012г
t =24 часа S= ? m= ?
Sобщ.= S1+ S2 + S3 S1= а +в\2, где а – кол – во целых квадратов
в – кол – во пересечённых квадратов
S1= 77 + 33\2 = 77 + 16,5 = 93,5 см2
S2 = 29 + 26\2 = 29 + 13 = 42 см2
S3 = 22 +21\2 = 22 + 10,5 = 32,5 см2
Sобщ.= 93,5 +42 + 32,5 =168 см2
За 24 ч.: mв= 24 х 0,012 =0,3г с 1 см2
За 24 ч. с S = 168 см2: mв = 168 х0,3 = 50,4г
Ответ: за сутки с поверхности трёх листьев Sобщ.= 168 см2 испарилось 50,4 г воды (показать в мензурке!)
!Теперь мы знаем, как много листья испаряют воды и каким образом можно это подсчитать.
4 этап Зависимость испарения от окружающих условий.
5 этап Значение испарения для растений.
Подводим итог:
Благодаря испарению воды листья охлаждаются и растение защищается от перегрева. Испарение воды создает силу, под влиянием которой вода поднимается вверх по стеблю.
Теперь выясним, что же вы запомнили:
1. Какое значение имеет вода в жизни растений:
а) для образования веществ внутри растения
б) для испарения
в) только в растворенном виде могут всасываться минеральные вещества.
2.Чем отличается испарение воды с поверхности блюдца от испарения с поверхности листа? (регулируется работой устьиц)
3. Каково значение испарения в жизни растений? (испаряется вода, охлаждая организм растения)
4. Объясните, в какое время суток лучше всего срезать цветущие растения для букета, чтобы они дольше были свежими? (поздно вечером после полива или рано утром до восхода солнца)
Посмотрите на запись на доске:
Фотосинтез, дыхание и испарение – основные функции листа, т. е. основные его обязанности!
Если рассматривать эти процессы чуть шире, то можно отметить взаимосвязь живой и неживой природы.
СО2, О2 и Н2О Используется растением для жизненно необходимых процессов. К тому жевыделяется О2 который необходим для дыхания всех живых организмов.
Растение – уникальный живой организм!!!
Размеры устьица так малы: на 1 см2 листа капусты их несколько миллионов, а какую грандиозную работу они совершают: за 1 сек. через устьица может выходить наружу цифра с 15 нулями. Вместе с этими молекулами движется 2500 000 000 000 молекул О2 и столько же молекул СО2
Зеленые растения на планете Земля выделяют за год в атмосферу 400 млрд. т. О2 и усваивают 600 млрд. т. СО2.
3. Д/з: параграф 29, рис. 56+ задача
4. Опрос д/з: чем фотосинтез отличается от дыхания?
5. Итог урока