Конспект урока биологии 6 класс: Испарение воды растениями

Цель: Познакомить учащихся еще с одной функцией листа – испарением воды, используя знания по другим предметам.

Учебно – воспитательные задачи:

  1. Образовательная – усвоение учащимися сущности и значения испарения воды листьями растений.
  2. Развивающие – развитие расчетно-измерительных умений и анализа результатов опыта и стимулирование интереса к количественной оценке биологических явлений.
  3. Воспитательные – формирование мировоззренческих представлений учащихся о единстве живой и неживой природы.

Тип урока: урок-исследование

Межпредметные связи: естествознание – 5 кл., математика – 5 кл.

«Измерение площадей», «Взвешивание тел»-физика 7 класс

Оборудование: Опыт №1,2,3,4; весы, гирьки, штатив, пробирки, трафареты.

Оформление доски: Тема урока; вопросы по которым будем вести исследования; формулы измерения площадей, таблица «Количество устьиц у растений на 1 мм2».

План:

  1. Орг. момент.
  2. Изл. н/м (рассказ-беседа, исследовательская работа)
  3. Д/з § 29, рис. 56 + задача.
  4. Опрос д/з.
  5. Итог урока

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Изучение нового материала:  

1 этап  Что такое испарение?

Испарение – это явление природы. Какие явления природы вы знаете еще? Что называют явлением природы? ( Все изменения, которые происходят в природе).

Испарение – это приспособление для охлаждения растения.

Когда вам летом жарко, как вы охлаждаете свое тело? А для растения очень важен для охлаждения обильный полив и интенсивное испарение.

Каким образом в растение попадает вода (корень – стебель – листья). А какой орган испаряет воду? Лист или стебель? Убедиться в этом поможет опыт. 

Опыт №1    4 пробирки

1. контрольная

2. в пробирке стебель без листьев

3. в пробирке один лист

4. веточка с тремя листьями

 

Поверхность залита раст. маслом

 

Запись в тетрадь!  рассматривая результат опыта, учащиеся должны прийти к выводу, что именно лист испаряет воду.

Что же такое испарение? Вспомнить три агрегатных состояния воды.

З\т! Испарение – переход воды из жидкого  состояния в газообразное!

Учитель: При испарении воды листьями количество воды в листе уменьшается и образуется   водяной пар, который распространяется в воздухе и уносит тепло с поверхности листа.

Подобно тому, как разносится тепло в бане, если вы польете на горячие камни холодной водой. На место испарившейся воды приходит из стебля свежая и прохладная.

А действительно ли лист испаряет воду? Хотя мы и рассмотрели опыт №1, но все же пар невидим. А хотелось бы увидеть сам процесс.

Опыт №2  рис. 59,  стр. 69 учебник

Горшочек с цветком. На молодой побег одета колбочка. Отверстие закрыто ватой, чтобы пар не выходил наружу. Ребята убеждаются, что действительно листья растений выделяют воду, так как на стенках колбы капельки воды. 

Учитель: Улавливая лучи солнца, тонкая и нежная пластинка листа подвергается сильному нагреванию. Сорванный с дерева лист на солнце очень быстро высыхает, а на дереве листья всегда свежие и сочные, так как от корней по стеблю всегда поступает свежая вода. Если вы сорвете лист и приложите к щеке, то почувствуете прохладу.

Итак, первое, что мы узнали, это то, что именно лист испаряет воду и испарение – это переход из жидкого состояния в газообразное.

2 этап    Какой поверхностью лист испаряет воду?

Опыт №2   две пробирки

1. Лист, у которого намазана вазелином верхняя часть листа.

2. Лист, у которого намазана вазелином нижняя часть листа.

З\т!  Вывод: листья растений испаряют воду через нижнюю поверхность листа. Почему? Вы читаете в параграфе, что на нижней поверхности листа устьиц больше. 

Справка о количестве устьиц на 1 мм2 

Название растений

Верхняя поверхность листа

Нижняя поверхность листа

Яблоня

Слива

Дуб

Пшеница

Овес

0

0

0

47

40

246

258

438  

32  + с поверхности стебля

47

3 этап  Как много воды испаряют растения?

Листья испаряют воду в большом количестве в день:

Кукуруза – 800 г. Капуста – 1 л. Дуб – 5 ведер Береза – 6 ведер

Если брать масштабы леса, то с 1 га елового леса испаряется 2240 т воды.

Букового леса – 2070 т Дубового леса 1200 т  Соснового леса – 440 т за лето

Испарение воды лесом оказывает большое влияние на климат. Над лесом быстрее образуются облака и тучи (чаще дожди). В лесу влажно и оттого в жаркие дни прохладно.

Проблемная ситуация:

Каким образом можно подсчитать количество испарившейся воды.

Опыт №3. На весы колбу с веточкой на воду – растительное масло, уравновесить через 1,5 суток, проанализировать изменения на весах. При помощи гирь узнать, сколько воды испарилось.

Опыт №4  исследовательская работа

Раздать трафареты с листьями растений. Надо подсчитать кол-во испарившейся воды с поверхности листьев веточки за сутки, если известно, что за 1 час с 1 см2 испарилось 0,12 г. воды.

Решение: нам известно t, S, m

t = 1 час                                    S= 1 см2                                 mв= 0,012г

t =24 часа                                 S= ?                                        m= ?

Sобщ.= S1+ S2 + S3                   S1= а +в\2, где а – кол – во целых квадратов

в – кол – во пересечённых квадратов

S1= 77 + 33\2 = 77 + 16,5 = 93,5 см2

S2 = 29 + 26\2 = 29 + 13 = 42 см2

S3 = 22 +21\2 = 22 + 10,5 = 32,5 см2

Sобщ.=  93,5 +42 + 32,5 =168 см2

За 24 ч.:     mв= 24 х 0,012 =0,3г  с 1 см2

За 24 ч. с S = 168 см2:       mв = 168 х0,3 = 50,4г

Ответ: за сутки с поверхности трёх листьев Sобщ.= 168 см2 испарилось 50,4 г воды (показать в мензурке!)

!Теперь мы знаем, как много листья испаряют воды и каким образом можно это подсчитать. 

4 этап Зависимость испарения от окружающих  условий.

  1. Чем больше по размеру листья у растения, тем больше или меньше испарится воды? (больше)
  2. При недостатке воды в почве в жаркую погоду устьица открывается или  закрывается?  (закрывается)
  3. Испарение лучше идет на свету или в темноте? (на свету)
  4. Воды испаряется меньше в тени или на свету? (в тени)
  5. Испарение идет сильнее при сухом ветре или в тихую погоду? (при сухом ветре) 

5 этап Значение испарения для растений.

Подводим итог:

Благодаря испарению воды листья охлаждаются и растение защищается от перегрева. Испарение воды создает силу, под влиянием которой вода поднимается вверх по стеблю.

Теперь выясним, что же вы запомнили:

1. Какое значение имеет вода в жизни растений:

а) для образования веществ внутри растения

б) для испарения

в) только в растворенном виде могут всасываться минеральные вещества.

2.Чем отличается испарение воды с поверхности блюдца от испарения с поверхности листа? (регулируется работой устьиц)

3. Каково значение испарения в жизни растений? (испаряется вода, охлаждая организм растения)

4. Объясните, в какое время суток лучше всего срезать цветущие растения для букета, чтобы они дольше были свежими?   (поздно вечером после полива или рано утром до восхода солнца)

Посмотрите на запись на доске:

Фотосинтез, дыхание и испарение – основные функции листа, т. е. основные его обязанности!

Если рассматривать эти процессы чуть шире, то можно отметить взаимосвязь живой и неживой природы.

СО2, О2 и Н2О  Используется растением для жизненно необходимых процессов. К тому жевыделяется О2 который необходим для дыхания всех живых организмов. 

Растение – уникальный живой организм!!!

Размеры устьица так малы: на 1 см2 листа капусты их несколько миллионов, а какую грандиозную работу они совершают: за 1 сек. через устьица может выходить наружу цифра с 15 нулями. Вместе с этими молекулами движется 2500 000 000 000 молекул О2 и столько же молекул СО2

Зеленые растения на планете Земля выделяют за год в атмосферу 400 млрд. т. О2 и усваивают 600 млрд. т. СО2

3. Д/з: параграф 29, рис. 56+ задача

4. Опрос д/з: чем фотосинтез отличается от дыхания?

5. Итог урока

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!