Цели урока:
Задачи:
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, таблицы по биологии, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, весы, мох сфагнум, коллекция торфа, гербарий, сухие мхи.
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала начнем с записи систематического положения отдела Моховидные.
Обратите внимание на таблицу над доской.
Надцарство ядерные.
Царство растения.
Подцарство высшие растения.
Отдел Моховидные.
Назовите характерные признаки царства растений.
Назовите характерные признаки подцарства высших растений.
Моховидные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Почти все они - многолетние растения. Они широко распространены во влажных и болотистых местах умеренной зоны северного и южного полушарий, тундре, высокогорных лесах тропиков
Среди высших растений моховидные представляют обособленную и тупиковую ветвь развития. Они произошли около 350 млн лет назад, вероятно, от первых наземных растений псилофитов - прибрежных растений. Моховидные – обширная группа растений, очень разнообразных по внешнему строению. Во всем мире их насчитывается около 27 тысяч видов.
Отдел моховидные включает 3 класса - это антоцеротовые, печеночники, листостебельные. Наука, изучающая мхи, называется бриология.
Классы мхов:
Сегодня мы подробно изучим листостебельные мхи. Они получили свое название из-за
наличия у них листьев и стеблей.
К ним относятся: мох кукушкин лен и мох сфагнум.
Для изучения темы отдел «Моховидные» класс надо разделить на 4 группы.
Работать будете по инструкционным картам. Результаты работы потом обобщим в сводной таблице. Таблицу «Органы моховидных» перечертите себе в тетрадь с доски.
На доске таблица:
Органы моховидных
Признаки |
Кукушкин лен |
Сфагнум |
1. Лист |
|
|
2. Стебель |
|
|
3. Корни |
|
|
4. Ризоиды |
|
|
1 Группа (1 ряд)
Задание: Изучить особенности внешнего строения кукушкина льна.
Доказать, что мох кукушкин лен - высшее растение.
1. Используя гербарии, текст учебника и рисунки (с.52) изучить внешнее строение мха кукушкина льна. Найти признаки высших растений, заполнить таблицу, используя знаки «+», «-» :
Признаки |
Наличие |
1. Лист |
|
2. Стебель |
|
3. Корни |
|
4. Ризоиды |
|
2. Сделать вывод о принадлежности кукушкина льна к высшим растениям.
Кто готов сделать вывод о принадлежности кукушкина льна к высшим растениям.
Будьте внимательны во время ответа товарища.
Вывод: у кукушкина льна видно, что есть стебли и листья. Это значит, что они - высшие растения, исходя из определения. Но и есть ризоиды - это признаки низших растений.
У кого есть дополнения и замечания.
Итак, кукушкин лен имеет органы – признаки высших растений и ризоиды – выросты тела
– признаки низших растений.
Следовательно, кукушкин лен является связующим звеном между низшими и высшими растениями.
2 Группа (2 ряд)
Задание: Изучить особенности внешнего строения мха сфагнума.
Доказать, что сфагнум - высшее растение.
1. Используя гербарии, текст учебника и рисунки(с.55) изучить внешнее строение мха сфагнума. Найти признаки высших растений, заполнить таблицу, используя знаки «+»,«-».
Признаки |
Наличие |
1. Лист |
|
2. Стебель |
|
3. Корни |
|
4. Ризоиды |
|
2. Сделать вывод о принадлежности сфагнума к высшим растениям.
Ответ: у сфагнума видно, что есть стебли и листья. Это значит, что они - высшие растения исходя из определения.
Итак, сфагнум имеет стебли и листья - признаки высших растений.
Исходя из определения у высших растение существует не только дифференциация органов, но и тканей.
Исследовательская группа
3 Группа (2 человека).
1. Задание: провести опыт:
– Определите на весах массу сухого мха сфагнума.
– Опустите взвешенный мох в стакан с водой на 2-3 минуты.
– Вынуть мох и дать стечь воде.
– Взвесить мох на весах.
Выполнить лабораторную работу
1. Взять лист мха, положить на предметное стекло.
2. Капнуть каплю воды.
3. Закрыть покровным стеклом.
4. Рассмотреть препарат под микроскопом.
5. Сравнить с рисунком в учебнике.
6. Сделать выводы (используя учебник с.52 и 55):
Ответ эксперта 1: Одни из этих клеток зеленые, поскольку их цитоплазма содержит хлоропласты. Зеленые клетки узкие. Они соединены друг с другом концами и образуют сплошную сеть. В этих клетках происходит фотосинтез, они же проводят из листьев к стеблю органические вещества. Это вид основной ткани т.к. она содержит хлоропласты.
Ответ эксперта 2: Другие, более крупные клетки находятся между зелеными клетками. Они прозрачные, мертвые, так как их цитоплазма разрушена, а сохранились только оболочки, в которых появляются отверстия. Это – водоносная ткань.
Дополнение учителя: Снаружи стебли также покрыты прозрачными мертвыми клетками. Мертвые клетки листьев и стеблей сфагнума способны поглощать воду и долго ее удерживать, постепенно отдавая живым клеткам. Благодаря этому сфагнум поглощает очень много воды (в 20—25 раз больше своей массы). Значит в теле мха сфагнума имеются виды основной ткани.
В теле есть основная и фотосинтезирующая ткани, но проводящие, механические, запасающие и покровные ткани отсутствуют.
Итак, сфагнум имеет ткани в стеблях, листьях, т.е. является высшим растением.
Физкультминутка
4 группа (3 ряд)
Задание: Изучить цикл развития мха кукушкина льна. Доказать,что мох кукушкин лен - споровое растение.
1. Используя текст учебника и рисунки (с.54), изучить цикл развития мха кукушкина льна.
2. Выявить чередование бесполого и полового поколений. Чем представлен гаметофит и спорофит.
3. С помощью микроскопа на микропрепарате «Спорогоний кукушкина льна» рассмотрите продольный разрез коробочки с крышечкой. Внутри коробочки найдите споры.
Ответ: для мха кукушкина льна характерно бесполое размножение спорами. Это видно по рисунку по наличию специального органа коробочки на ножке - спорофита. Это значит, кукушкин лен - споровое растения исходя из определения. Гаметофит - взрослое растение мха, т. е. – гаплоидный набор хромосом.
Рассказ учителя о размножении мха.
Жизненный цикл мхов на примере цикла кукушкина льна
Взрослое растение мха - гаметофит, т.е. гаплоидный набор хромосом. Это единственный случай среди высших растений. На верхушке мха располагаются органы полового размножения (архегонии и антеридии). В них путем митоза образуются гаметы. Сперматозоиды по водяной пленке, которая покрывает растение весной или после дождя, достигают архегониев, проникают в них через шейку и оплодотворяют яйцеклетку. Из образовавшейся диплоидной зиготы вырастает небольшой белый (без хлорофилла) стебелек — спорофит, на верхушке которого образуется спорангий в виде небольшой коробочки. Т.о. спорофит у мхов не является самостоятельным растением, а паразитирует на гаметофите. В спорангии путем мейоза образуются споры. Коробочка открывается и споры разносятся ветром. Из споры вырастает зеленая нить протонема, на ней образуются несколько утолщений, из которых вырастают растения мха (гаметофиты).
Гаметофиты раздельнополы.
Составление схемы жизненного циклам мха кукушкина льна.
АРХЕГОНИИ - ЯЙЦЕКЛЕТКА (1n)
Гаметофиты (1n) + вода
ЗИГОТА(2n) - Спорофит (2n) – споры(1n) -протонема
АНТЕРИДИИ – СПЕРМАТОЗОИДЫ (1n)
Итак, у мха кукушкина льна происходит чередование поколений.
Ограничивающим фактором для распространения мхов является отсутствие воды во время размножения. Это является причиной того, что моховидные являются тупиковой ветвью в эволюции.
Знакомство со схемой жизненного цикла мха сфагнума. (Гаметофит обоеполый.)
Работа с текстом учебника
Прочитать текст учебника (с.55). Найти ответы на вопросы:
- Как происходит процесс торфообразования?
- Каково хозяйственное значение мхов?
Закрепление
Выполнение лабораторной работы на обобщение и систематизацию знаний по новой теме.
Цель: изучить особенности строения мха кукушкина льна.
Оборудование: гербарии, рисунки.
Ход работы.
1. Рассмотрите растение зеленый мох кукушкин лен. Найдите у него стебель, листья и бурые выросты- ризоиды.
2. На верхушке стебля мха найдите тонкую ножку и коробочку покрытую волосистым колпачком -спорофит.
3. Зарисуйте растение мха и подпишите части.
4. Сделайте вывод о принадлежности мха кукушкина льна к высшим споровым растениям. Укажите признаки низших растений.
Оценки за урок: выставляются обучающимся на уроке, и всем за лабораторную работу.