Рабочая программа по биологии 6 класс Пономарева

Программа представлена на 20 печатных листах

В программу вошли разделы:

Пояснительная записка

Содержание программы

Требования к уровню подготовки

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

Список литературы для учащихся

Календарно – тематическое планирование

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6 – ого класса «Биология – 6 (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники). Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6 класса авторов И.Н. Пономаревой, В.С. Кумченко // Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф,2005. Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана – Граф, 2007.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 – го класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (всего за год 35 часов, в том числе 19 лабораторных работ). Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных практических работ, представленных в Примерной программе. Все лабораторные являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, грибов, бактерий, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на разных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

Задачи раздела «Растения» (6 класс)

Обучения:

Привить познавательный интерес к новому для учеников предмету  через систему разнообразных по форме уроков  изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний,

Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 34 уроков;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ  и экскурсии;

- продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)

Развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,

- эстетических эмоций,

- положительного отношения к учёбе,

- умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого  ученика

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у  шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, КСО

Основные изменения, внесенные в программу И.Н. Пономаревой:

Тема «Введение» сокращена с 3 часов до 2 часов.

Тема «Основные отделы царства растений» расширена с 5 часов до 7 часов, за счет увеличения часов на изучение темы «Отдел Покрытосеменные» (с 1 часа до 3 часов), так как вопросы по семействам Покрытосеменных растений включены в варианты заданий ЕГЭ по биологии.

Содержание рабочей программы.

Тема 1. Введение. Общее знакомство с растениями. (2 часа)

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Растение – живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Лабораторные работы.

№ 1 «Знакомство с цветковым растением».

Тема 3. Клеточное строение растений. (2 часа)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура  труда и техника безопасности в работе.

Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Лабораторные работы.

№ 2 «Клеточное строение кожицы лука».

Тема 4. Органы цветковых растений. (9 часов)

Семя.

Внешнее и внутреннее строение семени. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Лабораторная работа:

№3 «Строение семени двудольных и однодольных растений».

Корень.

Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.

Лабораторная работа:

№ 4 «Внешнее строение корней проростков».

Побег.

Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листьев. Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.

Лабораторные работы.

№ 5 «Строение вегетативных и генеративных почек»

№ 6 «Внешнее и внутреннее строение листа»

№ 7 «Внешнее и внутреннее строение стебля»

№ 8 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»

Цветок и плод.

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Лабораторные работы.

№ 9 «Строение цветка и соцветий»

№ 10 «Изучение органов (плодов) цветкового растения»

Тема 5. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов)

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений.

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Этапы развития растений (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.

Лабораторные работы.

№ 11 «Черенкование комнатных растений».

Тема 6. Основные отделы царства растений. (10 часов)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Отдел Моховидные Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства).

Лабораторные работы.

№ 12 «Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей»

№ 13 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

№ 14 Изучение внешнего строения папоротников

№ 15 «Внешнее строение Голосеменных растений»

№ 16 «Строение шишек и семян хвойных растений»

№ 17 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений»

Тема 7. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. (2 часа)

Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.

Тема 8. Царство Бактерии. (1 час)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах. Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).

Тема 9. Царство Грибы. Лишайники. (2 часа)

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы - Грибы.  Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Лабораторная работа.

№ 18 «Строение плесневого гриба мукор».

№ 19 «Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов»

Тема 10. Природные сообщества. Заключение по курсу биологии 6 класса (3 часа)

Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Экскурсии:

Лес как природное сообщество. 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии  ученик 6-ого класса должен
Знать/понимать

- признаки биологических объектов:растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.

Уметь

- наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;

- объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Чувашской Республики; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Чувашской Республики;

- изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;

- распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений Чувашской Республики, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

- приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;

- сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- давать характеристику растениям различных систематических групп;

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;

- оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;

- формулировать выводы на основе собранного материала;

- прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Чувашской Республики;

- применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;

- использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Чувашской Республики.

Скачать полную версию

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!