Рабочая программа по биологии для 9 класса

Образовательная программа по общей биологи составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, рекомендованного Департаментом образовательных программ и стандартов общего среднего образования Министерства образования РФ. 

Согласно действующему Базисному учебному плану образовательная  программа для 9  класса предусматривает обучение биологии  в объеме 2 часа в неделю – 70 часов в год.

Цель программы:  Приобретение знаний  цитологической,  экологической,  практико-ориентированной  направленности;

Овладение  способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

Освоение компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, общекультурной, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, компетенцией личностного самосовершенствования

Изучение биологии в  классе направлено на достижение следующих задач:

  • раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды  развития человеческой  мысли.
  • развивать представление  о сущности жизни на основе изучения основных свойств живого – критериев;
  • формировать представления о начальных этапах биологической эволюции;
  • знакомить школьников с многообразием культурных растений для развития селекции в нашей стране и во всем мире;
  • раскрыть роль человека  в сохранении биологического равновесия как необходимого условия существования биосферы, воспитывать  бережное отношение к  сохранению окружающей среды;
  • углубить и расширить знания учащихся о сущности и проявлении естественного отбора как главного фактора эволюции и о результатах эволюции - удивительной и многообразной приспособленности видов  к среде обитания, показать значении  биологических знаний для развития техники,  приборостроения, архитектуры медицине.

Программа призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории,  географии, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Требованя к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 9 класс

В результате изучения предмета учащие­ся 9 классов должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;
  • основные области  применения  биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета.

Презентации уроков учителя и учащихся:

  • Биосфера – живая оболочка планеты
  • Карл Линней
  • Приспособленность организмов
  • Синтез белка
  • Формы естественного отбора
  • Социально – экономические предпосылки учения Ч. Дарвина
  • Биография Ч. Дарвина
  • Естественный отбор
  • Виды борьбы за существование
  • Происхождение человека
  • Ж.Б. Ламарк и его учение
  • Искусственный отбор

Содержание рабочей программы

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

РАЗДЕЛ 1

Развитие живой природы (20 ч.)

Тема 1.1 Общие закономерности развития живой природы (16 ч.)

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация

Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль». Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования. Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции;  материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Лабораторные  работы

  • Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
  • Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Тема 1.2 Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч.)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в превращении обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Биологические свойства человеческого общества.

Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия

  • Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объ екты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
  • Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
  • Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.

Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

Умения

  • Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
  • Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
  • Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

Межпредметные связи

  • Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.
  • Органическаяхимия. Основные группы органических соединений.
  • Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.
  • Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.
  • История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.
  • Экономическаягеографиязарубежных стран. Население мира. География населения мира.
  • Физическая география. История континентов.

РАЗДЕЛ 2

Структурная организация живых организмов (11 ч.)

Тема 2.1 Химическая организация живого. (3 ч.)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 ч.)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

*Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и привязывать отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур.

*Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических веществ. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

Тема 2.3 Общие принципы клеточной организации (6 ч.)

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.

Клетка – структурно-функциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов. Общие принципы организации клеток. Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цитоплазмы: ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи, митохондрии, пластиды, клеточный центр.  Клеточное ядро. Ядерная оболочка, хроматин, ядерный сок,  ядрышко, хромосомы, кариотип.

Деление клетки. Понятие о митотическом цикле. Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток, понятие о дифференцировке.

Прокариоты. Основы организации прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки.Прокариотические клетки; форма и размеры. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Демонстрация

Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Лабораторная работа

Изучение строения  растительной и животной клетки под микроскопом.

Основные понятия

Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

Умения

Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Межпредметные связи

  • Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.
  • Органическаяхимия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
  • Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

Повторение изученного материала. Подготовка к экзаменам. (9 ч.) 

Тематический план

Название темы

Количество часов

Введение

1

Раздел 1. Развитие живой природы

Тема 1.1 Общие закономерности развития живой природы 

16

Тема 1.2. Возникновение и развитие жизни на Земле 

4

Всего

20

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

Тема 2.1. Химическая организация живого.

Химическая организация клетки

3

Тема 2.2Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

2

Тема 2.3. Общие принципы клеточной организации 

6

Всего

11

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Формы размножения организмов 

2

Тема 3.2. Основы биологии развития.

3

Всего

5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

7

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

2

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

3

Всего

12

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

2

Тема 5.2. Взаимоотношения организмов и среды обитания 

6

Тема 5.3 Биосфера и человек

3

Всего

11

Повторение изученного материала. Подготовка к экзаменам. 

11

Итого

70 ч.

Скачать полную версию рабочей программы по биологии для 9 класса вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
<
Fizik

05.09.2014

Файл не открывается. Может, перезальете?
<
Admin

05.09.2014

Скачала и открыла рабочую программу без проблем. Попробуйте открыть на другом компьютере. Этот файл в формате .doc (Word), может у вас с MS Office проблема?
Огромное спасибо! Скачал, распечатал и применяю! Дай Бог здоровья Вам и сил на дальнейшие свершения!
Добавить комментарий