Цель: формирование знания о процессе макроэволюции в системе органического мира; ознакомление с доказательствами эволюции; использование доказательств эволюции для отстаивания взглядов на реальность исторического развития живой природы; формирование научного мировоззрения при раскрытии картин эволюции органического мира.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация опорных знаний. Терминологический диктант.
1) Как называется эволюционный процесс внутри вида? (микроэволюция)
2) Как называется резкое колебание численности особей в популяциях? (волны жизни)
3) Как называется случайное возникновение в популяции у какой-либо особи нового признака в результате изменения гена? (мутация)
4) К какому фактору эволюции относится нашествие саранчи в некоторые годы? (волны жизни)
5) Какой формой организмов можно назвать колонию кротов или заросли крапивы? (популяция)
3. Постановка проблемного вопроса.
В отличие от микроэволюции, макроэволюция совершается миллионы, миллиарды лет, человек не был ее свидетелем. Как он мог узнать пути развития живой природы?
4. Изучение нового материала.
Доказательства эволюции многообразны. Их можно объединить в несколько групп.
I. Группа доказательств единства происхождения органического мира на Земле:
а) Растения, животные, грибы и бактерии имеют общий элементарный химический состав;
б) Единство молекулярного строения (белки, НК)
в) Всеобщность клеточного строения и сходство строения клеток живых организмов;
г) Единство функционирования клеток.
Вывод: сходство в составе, строении и функционировании живых организмов является результатом их общего происхождения.
II. Сравнительная анатомия и морфология – изучает особенности строения и развития органов и систем органов путем сопоставления организмов различных систематических групп.
а) Наличие в современной флоре и фауне переходных форм. (утконос, ехидна, латимерия, ланцетник)
- Признаки каких групп организмов они сочетают?
Переходные формы свидетельствуют о преемственности в эволюции и о том, что эволюция идет в направлении от низших форм к высшим.
б) Наличие гомологичных органов.
Строение передних конечностей позвоночных, несмотря на выполнение совсем разных
функций, в принципиальных чертах строения сходны. Их гомология, основанная на общности происхождения, совершенно очевидна.
в) Наличие аналогичных органов.
Не всякое сходство органов свидетельствует в пользу их родства. Например, крыло бабочки и
крыло птицы. Выполняют сходную функцию, вызванную образом жизни, приспособлением к полету, возникшим независимо друг от друга, а не родственным происхождением этих форм.
г) Наличие рудиментов.
Рудименты закладываются во время зародышевого развития организма, но не полностью
развиваются.
д) Наличие атавизмов.
Причины их появления заключаются в том, что гены, ответственные за данный признак, сохраняются в эволюции данного вида, но при нормальном развитии их действие блокируется генами-репрессорами.
Вывод: данные сравнительной морфологии и анатомии убедительно свидетельствуют об изменяемости органического мира.
Все это косвенные доказательства эволюции. Но существуют и прямые – ископаемые остатки, которые являются подлинными документами прошлого живой природы. Эти доказательства предоставляет палеонтология (наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности).
III. Палеонтологические доказательства.
а) ископаемые остатки: окаменелости, отпечатки на горных породах.
б) сведения о ископаемых переходных формах, присутствующие только в виде ископаемых остатков (семенные папоротники, зверозубые ящеры, археоптерикс и т.д.)
в) сведения о филогенетических рядах, позволяющие узнать причину эволюции отдельных групп организмов. Например, эволюция предков лошадей (исследование В.О.Ковальского).
IV. Эмбриологические доказательства.
5. Заключительный этап.
Современная система органического мира как отображение эволюции. Работа с таблицей «Родословное древо животного и растительного мира».
Родословное древо наглядно показывает прогрессивный и дивергентный характер эволюции.
Современная классификация является:
- естественной, т.е. она отражает естественное родство организмов.
- эволюционной, т.е. каждая таксонометрическая категория соответствует группе организмов, которые имеют общего предка.
6. Домашнее задание: параграф 50, вопросы после параграфа.