Конспект-игра: Путешествие в страну экологии. 6 класс

Что изучает экология? История развития экологии как науки.

Цель:

1. Познакомить учащихся с новыми терминами:

- Экология,

- Среда обитания

- Биосфера

- Экологическая система

2. Изучить структуру современной экологии.

3. Познакомить с историей развития экологии, как науки

Оборудование:

1.   Схема- рисунок «Структура современной экологии»

2.   Карточки для игры «Подбери правильно ответ»

3.   Терминологический словарь.

4.   Портреты Э. Геккеже, В.И. Вернадского

5.   Карта «Животный мир Оренбургской области»

6.   Атлас Оренбургской области.

7.   Принадлежности для рисования.

Литература:

1.   Н.М.Чернова «Основы экологии»

2.   Е.А. Криксунов «Экология»

3.   Б.М. Миршен «Экологическая азбука школьника» 

План занятия

1.   Вводная беседа учителя.

2.   Работа в группах с новыми терминами:

•    Экология

•    Среда обитания

•    Биосфера

•    Экологическая система

3.   Игра «Подбери правильно ответ»

4.   Рассказ об истории развития экологии, как науки.

5.   Рассказ - биография

•    Э. Геккель

•    В.И. Вернадский

6.   Работа с картой и атласом Оренбургской области.

7.   Работа в группах со схемой «Структура современной экологии»,

8.   Рисование на тему: «Дом моей мечты»

9.   Анализ занятия

Ход занятия

I.

1.1. На доску вывешивается рисунок-схема «Структура современной экологии»

1.2. Учитель предлагает ученикам побеседовать по плану:

•    Расскажите в каком доме вы живете, есть ли возле дома деревья, цветы, нравиться ли вам смотреть на цветущие растения, какие чувства они у вас вызывают? Хотели бы вы жить в красивом доме?

•    Что нужно делать, чтобы вокруг вас всегда было красиво?

•    Рассказ учителя о существовании науки экологии, о ее возникновении.

•    Рассказывая об экологии учитель знакомит учащихся со схемой «Структура современной экологии»

II.

2.1. Учитель делит учащихся на 4 группы. Каждой группе дается карточка, на которой написан один из новых терминов. Ребятам предлагается рассказать, как они понимают этот термин, дети могут дать определение самостоятельно вспомнив предварительную беседу учителя. Каждая группа может дать несколько вариантов ответов.

2.2.  На доску учитель вывешивает листы, на которых крупным шрифтом даны определения терминам : экология, среда обитания, биосфера, экологическая система.

2.3.  Учащимся предлагается сравнить свою формулировку с научным определением.

III. Проводиться игра «Подбери правильно ответ»

С доски убираю определения новых терминов. Учащимся раздаются конверты, где к каждому термину прилагается 3-4 определения, одно - верное, остальные - нет. Нужно подобрать правильный ответ. Конверты - задания можно менять между группами, чтобы каждая группа имела возможность поработать с каждым термином.

IV-V. Учащимся предлагается прослушать три рассказа

•    «История развития экологии, как науки»

•    Биография  Э.Геккеля

•    Биография В.И.Вернадского

Рассказы готовятся учащимися, им дается опережающее задание. Во время рассказов демонстрируются портреты ученых, (рассказы на 2-3 минуты)

VI. Работа с картой и атласом Оренбургской области.

1.  На доску вывешивается карта «Животный мир Оренбургской области»

2.   Детям раздаются атласы Оренбургской области.

3.   Учитель предлагает работу по плану:

•    Назовите животных Оренбургской области, которых вы видите, или много о них слышали

•    Покажите этих животных

•    Покажите в каких районах оренбургской области эти животные обитают.

•    Рассмотрите внимательно иллюстрации на карте и в атласе и скажите о каких животных вы знаете мало или вообще ничего не слышали? Покажите этих животных.

•    Как вы считаете, почему эти животные встречаются редко?

•    Как вы считаете, какие меры нужно предпринять, чтобы сохранить видовой состав животного мира Оренбургской области.

•    Какая наука призвана изучать и охранять животный мир?

VII. Работа со схемой «Структура современной экологии»

1.   На доску вновь вывешивается плакат со схемой «Структура современной экологии»

2.   Каждому ученику раздается отдельная схема в уменьшенном и черно-белом варианте.

3.   Учитель предлагает учащимся раскрасить эту схему, подбирая цвет к каждой отрасли экологии (например. Лесная экология- зеленый, экология атмосферы - голубой).

4.   В конце работы учитель предлагает объяснить, с чем ученики ассоциируют каждый цвет.

VIII. «Дом моей мечты»

1.  Учитель проводит беседу о том, каким должен быть дом человека (под словом «дом подразумевается окружающая среда). Как его нужно беречь, чтобы он всегда был чистым и красивым и приносил человеку радость.

2.   Учащиеся делятся на группы и по желанию могут работать над рисунком группой или по одному.

3.   В конце занятия ребята вместе рассматривают рисунки и рассказывают о них.

IX. Анализ занятия.

1.   Учитель предлагает заключительную беседу по теме:

•    Что такое экология?

•    Зачем нужно изучать эту науку?

•    Как вы считаете с какого возраста нужно изучать экологию?

•    Как каждый из вас будет относиться к окружающей среде?

•   Как вы считаете может ли один человек изменить что-либо в современном отношении человечества к окружающей среде или для этого нужно работать группой?

 

Скачать