Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Мир древности: далекий и близкий»

Цель: Познакомить учащихся с древним Египтом, Грецией и Римом.

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будет сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способу решения задач;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- самостоятельно определять тему урока.

У учащихся могут быть сформированы:
- устойчиво учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- адекватное принятие причин успешности / неуспешности учебной деятельности.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Учащиеся научатся:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- учитывать установленные правила в планировании к контроле способа решения.

Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Учащиеся научатся:
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:
- умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.

Этап

Деятельность учителя

Деят-ть

уч-ся

Мотивация к учебной деятельности (1 мин )

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Чтоб историю узнать
Книги надо нам читать. 

 

Актуализация опорных знаний. (5-6 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, раздел истории вы начали с изучения истории человечества, давайте вспомним эту тему, я задам вам вопросы вы должны на них ответить.

Кто может описать, как выглядел древний человек?

Чем занимался первобытный человек?

Почему древние люди не могли жить поодиночке?

Какие орудия труда они использовали?

Молодцы вот мы и вспомнили предыдущую тему урока, а сейчас ваша задача, будет отгадать какая, сегодня тема нашего урока.

Я приготовила вам  кроссворд

Вопросы к кроссворду.

1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории.

2. Люди научились… глиняную посуду.

3. Этим занимались женщины и дети.

4. Как по-другому назвать древнейшего человека.

5. Освещение первобытных художников.

6. Основное занятие древнейшего человека.

(Ответы: 1. Земледелие. 2. Изготовлять. 3. Собирательство. 4. Первобытный. 5. Факел. 6. Охота. Ключевое слово: ЕГИПЕТ.)

Ключевое слово будет подсказкой нашей темы.

Кто-нибудь уже догадался, о чем пойдет речь? (1 слайд)

Речь сегодня пойдет о мире древности: о древнем Египте, о древней Греции и о древнем Риме.

Прочитайте тему урока, записанную на доске.

Какой вопрос у вас возникает?

Давайте поставим цель в связи с темой?

Нам сегодня с вами надо побывать в трех древних государствах и получить новую информацию.

 

 

 

Формулирование темы (2 минуты)

(слайд 2)

В пустыне Древний Египет лежит, 
много построено там пирамид. 
И, раскаленный песок. Жуткий зной. 
Как перед бурей зловещий покой. 

А в пирамидах гробницы внутри, 
камнем богатым украшены. И, 
царит тишина, там таинственный свет, 
витает безмолвие множество лет. 

Малый огонь тот большому сродни, 
гореть не устал и по наши он дни, 
того, кто в гробницы дверь открывал, 
праведный луч враз разил на повал. 

Но гениальность, обычно, проста: 
в пяти измерениях высота, 
остановилось время в изломе, 
целая вечность в закрытом объеме? 

А войдет в гробницы только тот, 
кто свет в себе живой - божий несет, 
кто знает чистоту, любовь хранит. 
Откроит двери - тайны пирамид. 

 

 

Проблемное объяснение нового знания

(5-15 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка (3 минуты)

Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Египет? (3 слайд)

- Да, верно. Египет – одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море. 

- Найдите на карте материк Африка и реку Нил

Ученик выходит и показывает. (4 слайд)

- Где протекает река Нил? –

 Нил течёт через пустыню, а возможна ли жизнь в пустыне без воды?

- Скажите, так почему оказалась возможна жизнь на берегах Нила?

Молодцы!
- Ваша задача сейчас будет прочитать текст  на с.8-9 учебника, но не просто прочитать, а взять в руки карандаш и подчеркнуть всех богов какие были ,какие иероглифы, что они обозначали. 

О каких богах вы  Египетских богах вы узнали?

(На слайде идет показ богов) (слайд 6,7,8)

- Иероглиф – древние рисуночные знаки египетского письма. (5 слайд)

 Что ещё вам показалось интересным?

(Перечисление построек древнего Египта сопровождается демонстрацией слайдов.) (слайд 9,10)

 Возможно вы уже слышали о египетских пирамидах. Какие это пирамиды? 

- Много позже возникли Древняя Греция и Древний Рим. (слайд 11,12) Греция – горная страна на Балканском полуострове. Покажите на карте. (слайд 13)

Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт очень долгая жизнь, поэтому Афина (слайд 13) захотела дать городу своё имя, а Посейдон – своё. (слайд 14). Решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник.

Греция – страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику – а вода- то морская, солёная. Негодным оказался подарок бога морей. Тут Афина ударила копьем в землю – и выросло оливковое дерево.

Плоды этого дерева – оливки (их ещё называют маслинами греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали из них масло. Оливковое дерево живёт 250 лет, а вот плоды даёт только на 16-18 год…

Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в её честь, Афинами. 

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились

- Так почему же столица Греции носит такое название?
- Найдите на карте столицу Греции – город Афины (Дети самостоятельно находят этот город на карте) 
Теперь найдите на карте столицу Италии, город Рим. 

Ребенок выходит к карте и показывает всему классу.
- Прочитайте текст учебника на с. 10-13 
- Какими ,постройками славен Рим? - Какое назначение имели эти постройки? 

Что такое Акрополя?

Что такое Парфенон?

А кто может сказать, как выглядит Парфенон?

 Древний Рим, Римская империя – это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя – Ромула. (слайд 20).

Мы не знали, как на самом деле появился город Рим, но легенда рассказывает об этом так. На территории современной Италии в древности жило племя латинов.

В небольшом городе – государстве Альта – Лонга правил царь Нумитор. (слайд 21)

Его свёрг с престола младший брат Амулий. (слайд 22) Чтобы потомки Нумитора не смогли предъявить своих законных прав на престол, Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь сделать весталкой. Весталки – служительницы Весты, (слайд 23) римской богини домашнего очага.

Они должны были жить при храме и поддерживать огонь в священном очаге.

Весталки не могли выходить замуж, и Амулий надеялся, что у дочери Нумитора не будет детей. Но вскоре у весталки родились два сына – близнеца. Она говорила, что их отец – бог Марс. (слайд 24)

Амулий приказал казнить молодую женщину, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, их крик услышала волчица – она выкормила их.

Позже их подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем (слайд 25)   – так назвал пастух мальчиков – выросли, они узнали тайну своего рождения, Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору.

Братья не остались в Альта – Лонге, они решили основать новый город. Каждый из братьев хотел назвать город своим именем, они поссорились, и Ромул в гневе убил Рема.

А потом основал город, который назвал Римом (по – латински Roma) и стал его первым царём.

Какие постройки рассказывают о прошлом Рима?

Как называется храм всех богов?
-В честь кого Рим носит своё название?

Кто такой Ромул?

 

 

Сейчас мы с вами проверим ваши знания ,для этого я раздам вам карточки с заданиями.

 

 

Проведем викторину кто, знает, поднимает руку.

Воспользоваться учебником вы можете один раз.

На берегах какой реки возникло Египетское государство?

- Что такое иероглиф?

- Легко ли было научиться такому письму?

- Что вы знаете о богах Ра, Себек, Тот?

- Кто такой фараон? (слайд 26)

- Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне?

- Как называется самая большая пирамида в Египте?

- Назовите столицу Греции?

- Столицей какого государства является Рим?

- Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней?

Ребята давайте сравним, какой период изучать сложнее первобытную историю или историю Древнего мира?

Почему?

 

 

Ребята, ответим на вопрос, который мы задавали в начале урока «Почему мир древности может быть близким?»

Достигли мы цели урока?

Проведем самоанализ

Смог ли ваш класс справиться со всеми заданиями?

Что помогло?

Что помешало?

Кого из ребят вашего класса вы бы могли сегодня назвать лучшими исследователями?

Молодцы ребята, урок окончен, всем спасибо! До свидания

 

 

Автор: Абакумова Ирина Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 156, г. Новосибирск
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!