Цели:
Оборудование: учебник "Окружающий мир", карточки с датами, карточки с текстами репортеров, темные листы цветной бумаги (небо), звезды, разрезанная ракета.
1. Орг. момент.
- Встали все у парт красиво, прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.
- С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?
- Вспомним, о чем мы узнали на прошлом уроке. Я вам задаю вопрос, а вы находите ответ на карточке на доске.
- Когда началась Вторая мировая война? (1939)
- Когда Германия напала на CCCH? (22 июня 1941)
- Сколько длилась блокада Ленинграда? (900 дней)
- Когда Советская армия перешла в наступление? (1942)
- Когда начался штурм столицы Германии Берлина? (апрель 1945)
- Когда День Победы? (9 мая)
- Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? (27 млн)
- Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война? (4)
2. Мотивационно - целевой
- Мои вопросы по теме Великой Отечественной войны закончились, но на доске еще остались несколько карточек.
- Как вы думаете, о каких событиях нам говорят эти числа? ( 108 – К, 12 – О, 1961 – С, 55 – М, 4 – О, 1 – С), соберите слово
- Ребята, а что такое космос?
- Слово «космос» в переводе с греческого языка означает «мир», «Вселенная». От греков слово «космос» перешло в современную науку, как синоним Вселенной.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
- Верно. Что вам известно по этой теме?
- Тема нашего сегодняшнего урока "Страна, открывшая путь в космос"
- Что вы уже знаете по этой теме?
- Что вам хотелось бы еще узнать? Сформулируйте вопросы.
- Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах. Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы, за работу на уроке вы будете получать звезды, и в конце урока мы выясним, кто же был самым внимательным и активным.
3. Открытие нового знания
- Итак, закончилась Вторая мировая война, Советский Союз победил фашизм, мы с вами знаем, что любая война несет: разруху, нищету, смерть, ослабление государства. И, поэтому, во многих других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное войной хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен их в чем – то обогнать. Однако… а что же случилось, нам об этом прочитают репортеры, а репортеры – это те, у кого лежат на столах розовые карточки, начинаем с первого ряда:
- 4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов.
- Вслед за первым спутником были запущены второй - с собакой лайкой, потом третий - с разными приборами для изучения атмосферы земли и солнечного излучения.
- А 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту.
- Совершив на корабле «Восток» полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю. Космическая эра началась!!!
- Другим первооткрывателем – космонавтом стал также наш соотечественник Алексей Леонов – первый человек, вышедший в открытый космос.
- Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королева.
- Наряду с мужчинами осваивали космическое пространство и женщины. Валентина Терешкова единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку.
- Спасибо репортерам за представленные репортажи, каждый из них заслужил по звезде.
- Поиграем в игру «космический аукцион».
Физкультминутка
А сейчас давайте проведем небольшой эксперимент.
Встали на линию, прошли четко по линии вперед, сделаем три оборота вокруг своей оси, крутимся, стоп, встали ко мне спиной и четко прямо по линии пошли вперед, поднимите руки у кого это упражнение не вызвало затруднений.
А знаете, что мы сейчас делали? Мы тренировали вестибюлярный аппарат, это такой орган в человеческом организме, который отвечает за координирование положения тела при его движении в пространстве. У космонавтов вестибюлярный аппарат очень хорошо развит.
5. Работа по новой теме
- Продолжаем работу
- Итак, в 1961 году страна открыла миру путь в космос, но несмотря на все эти достижения в 1970 – 1980 годах Советский Союз стал все больше и больше отставать в своем развитии от многих государств, особенно от Японии и США. Жизнь народов нашей страны не улучшалась, а постоянно ухудшалась. Советский Союз распался на суверенные государства и в 1991 году прекратил свое существование.
- Прочитайте об этих событиях на с. 148 -149 учебника. Приготовьтесь отвечать на вопросы.
- Что стало особенно цениться в 1970 годы (образование)
- Назовите новые постройки (на сибирских реках были возведены мощные электростанции: Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская)
- Какие велись разработки природных ископаемых? (добыча нефти и газа в Зап. Сибири)
- Из-за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка? (вырубались леса, заводы и фабрики загрязняли атмосферу и воду)
- Какие бытовые трудности переживал народ? (в магазинах пропадали самые необходимые вещи, привычными стали длинные очереди)
- Что произошло в 1991 году? (Советский Союз прекратил свое существование. Республики, входящие в СССР стали независимыми государствами)
- Какое государство является самым большим на территории бывшего СССР? (Россия)
Вывод: В послевоенные годы много усилий было затрачено, чтобы наладить в стране мирную жизнь. Больших успехов достигла отечественная наука и техника. Наша страна первой начала освоение космического пространства. В 1991 году республики, входившие в состав СССР, стали независимыми государствами.
6. Закрепление
- А сейчас проверим как вы были внимательны, для этого в группах решите кроссворд , все члены группы, которая правильно и быстрее других решит кроссворд, получат по звезде.
7. Рефлексия
- Заканчивая наш урок, хочется вернуться к теме урока, хором прочитайте «Страна, открывшая путь в космос»
Значит, наша страна занимает особое место на страницах истории освоения космоса. А это говорит о том, что мы были первыми. В чем же мы были первыми? Соберите ракету в группах. Приклейте ее на небо. (По группам зачитывают, в чем были первыми.)
- Перед вами ночное небо. На нем ракета. Чего на нем не хватает? Украсьте небо звездами:
Если урок понравился и все было понятно – красную звезду.
Все понятно, но остались вопросы – желтую.
Ничего не понятно – зеленую.
- Покажите классу, мне, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, столько новых знаний вы получили.
- А кто в индивидуальной работе оказался самым звездным? Молодцы, можете приклеить свои звезды к своему звездному небу.
Д/ З С. 151-152, прочитать, р.т. с.53 № 4.
Итог: В начале урока я вам задавала вопрос «Что вам хотелось бы еще узнать?».
- В течение урока мы ответили на ваши вопросы?
- А кто на уроке не получил ответ на свой вопрос, где его нужно искать? (в книгах)
- Наука не стоит на месте, мое пожелание вам – читайте, размышляйте, мечтайте, прикладывайте все усилия, чтобы ваша мечта стала былью.
По горизонтали: