Урок разработан для учащихся 4 класса по УМК «Школа России»
К уроку прилагаются все указанные карточки и бланки.
Звонок! Зам. ком. взвода докладывает.
Учитель - «Вольно»
Учитель - Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости: учителя нашей школы. Повернитесь к ним и улыбнитесь, как радушные хозяева. Пусть и у них и у вас будет хорошее настроение.
Дети – поворачиваются, улыбаются.
Учитель - Начинаем урок окружающего мира «Человек и природа».
На уроке вам потребуется внимание, терпение и желание учиться.
Я вам желаю успеха!
Этап всесторонней проверки домашнего задания (6 мин)
Учитель – Что существует на земле миллионы лет, постоянно используется всеми и до сих пор не закончилось?
Дети - вода
Учитель - Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока.
Дети - как человек использует свойства воды.
Учитель- на доске задание, загадки о воде, ваша задача найти ответ, который представлен в виде изображения. Работа в паре. Давайте вспомним правила работы в паре. Презентация 2
К доске приглашаются… ( 2 ученика)
Учитель – А для остальных теперь самостоятельная работа. У вас на столах карточки с заданием. Ваша задача соотнести свойства воды в одном столбце и способ использования этого свойства в другом. На выполнение задания у вас одна минута. Приступаем.
Презентация
Свойства воды |
Способ использования |
Обладает выталкивающей силой |
изобретение корабля |
Несжимаемость |
гидравлический пресс |
Расширяется при нагревании |
паровой двигатель |
Растворитель |
подслащивание пищи |
Свойство сообщающихся сосудов |
водопровод |
Учитель - я выполнила это задание на слайде, давайте сверимся. (проверка по презентации 3)
Хорошо, молодцы. Теперь проверим работу нашей пары у доски. (проверяем – ученики читают и показывают)
Актуализация знаний (7 мин)
Учитель – Молодцы, все справились с домашним заданием! А сейчас давайте подумаем: «Что ещё существует на земле миллионы лет и до сих пор не закончилось?»
Дети – воздух
Учитель - Каким образом можно доказать, что воздух – не пустое место? Можно ли его почувствовать, увидеть, потрогать?
Для ответа на эти вопросы предлагаю проделать несколько опытов.
Практическая работа.
1 опыт проводится самостоятельно каждым учеником.
1. Возьмите тетрадь и помашите ей перед лицом. Что мы чувствуем? (Мы чувствуем прикосновение, хотя тетрадь до нас не прикасалась. Значит между тетрадью и лицом есть какое-то тело. Это воздух)
2 опыт проводится учителем
2. Перевернуть пустой стакан вверх дном и медленно опускать его в банку с водой.
Почему вода не попадает в стакан? Что ей мешает? (Попасть воде в стакан мешает находящийся в стакане воздух)
Посмотрите, мы это подтвердим опытным путем.
Наклонить стакан и позволить воздушному пузырю покинуть стакан.
3 опыт проводит ученик у доски
3. Наполнить воздухом пакет и закройте отверстие. Пакет стал объёмным упругим.
Значит в пакете что-то есть. Чем же заполнен пакет? (воздухом)
Учитель – Ребята, что мы доказали с помощью проделанных опытов?( воздух есть. Где воздух существует?)
Дети – мы доказали, что воздух существует везде, вокруг нас, он заполняет все свободное пространство.
Учитель – скажите, пожалуйста, а как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) Презентация 4, 5
Давайте вспомним из чего состоит атмосфера. (просмотр видео) презентация 6
Итак из чего же состоит атмосфера?
Дети – из азота, кислорода, и других газов.
из разных слоев- тропосфера стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера.
Учитель - Населена ли атмосфера живыми организмами? Какими?
Дети - Атмосфера населена живыми организмами: растениями и животными
Учитель - Как используют воздух животные и растения?
Дети - Животные используют воздух для дыхания. Растения используют воздух для дыхания и питания.
Этап постановки темы (1,5 мин)
Учитель – мы с вами вспомнили что такое атмосфера, из чего она состоит, как используют воздух растения и животные. Но еще есть то, о чем мы не сказали. Как вы думаете какая будет тема нашего урока?
Дети – предлагают варианты… тема урока как человек использует свойства воздуха. У вас на партах «Бланки знаний», напишите пожалуйста, что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (1 мин)
Учитель - давайте вспомним свойства воздуха с которыми вы уже знакомы: Напишите, пожалуйста, в «Бланках знаний», в первом столбце те свойства воздуха, которые вам уже известны. А поможет вам в этом план характеристики вещества.
Дети заполняют бланк знаний (бесцветный, без запаха, прозрачный, плохо проводит тепло)
Этап усвоения новых знаний (7 минут)
Учитель - Жизненные наблюдения помогут нам определить другие свойства воздуха, которые на протяжении всей работы вы не забывайте фиксировать в «Бланке знаний»
Итак еще одно свойство воздуха:
Если в жаркий день прикоснуться к прозрачному оконному стеклу, оно будет холодным. А все предметы на подоконнике теплыми. Это потому, что прозрачное стекло хорошо пропускает солнечные лучи и не нагревается. Так же и воздух хорошо пропускает солнечные лучи. На пляже непрозрачный песок будет горячим. Итак, сформулируем еще одно свойство воздуха…
Дети – хорошо пропускает солнечные лучи
Учитель – заполняем «Бланк знаний»
Учитель - Давайте вспомним наш первый опыт с тетрадью. Движение воздушных масс называется…?
Дети – ветер.
Учитель – Да, при движении воздух осязаем. Подумайте как человек заставляет ветер помогать себе?
Дети - Человек строит ветряные мельницы, ветряные двигатели и электростанции. Ветер надувает паруса кораблей. (презентация 8)
Учитель – заполняем «Бланк знаний», как вы думаете какой свойство мы напишем
Дети - (При движении воздух осязаем.)
Учитель – А теперь вспомним 2 опыт, мы выяснили, что воздух занимает пространство
Доклад ученика Матвей получил опережающее задание и расскажет вам о следующем свойстве воздуха.
Воздушный колокол в стакане вытесняет воду.
История использования этого свойства:
- При подводных работах, когда нужно сделать работу в сухой обстановке, опускают в воду огромные колокола. Под таким колоколом остаётся воздух и человек может работать без акваланга и подводного костюма. Этим свойством пользовались давным–давно. Когда тонули корабли, люди искали сокровища. (Презентация 9)
Учитель – заполняем «Бланк знаний» Воздух занимает всё свободное пространство.
Учитель – у вас на столах лежат шприцы, проведем следующий опыт. Возьмем шприц и закроем пальцем отверстие и надавим на поршень. А каком свойстве воздуха мы можем сказать.
Дети - … упругость
Учитель – заполняем «Бланк знаний»
Физкультминутка (1,5 мин)
Учитель – Отдохнули и сразу включаемся в работу. Продолжаем изучать что?
Дети – свойства воздуха
Учитель - Опыт 4 Попробуем взвесить воздух.
Воздушные шарики я закрепила на концах трубочки. Трубочку положила так, чтобы она находилась в равновесии. И отметила точку пересечения. А теперь я надула один шарик и расположила трубочку в точке пересечения на прежнем месте. Что мы видим?
Дети – отвечают, что шар надутый перевесил не надутый или трубочка наклонилась в сторону надутого шара.
Учитель – следовательно воздух имеет …
Дети – вес, массу.
Учитель – если воздух имеет вес, значит он давит на землю. Да, давит. И на человека давит с большой силой – 15 тонн, эту силу можно сравнить с весом 3 грузовиков. Почему же мы не ощущаем этого давления? Потому что в теле человека тоже находится воздух, который давит с точно такой же силой изнутри. Давление воздуха изнутри и снаружи одинаково. Поэтому мы ни чего и не чувствуем.
Опыт 5 Полностью заполним стакан водой, положим сверху лист бумаги и перевернем аккуратно стакан. Бумага держится на стакане и вода не выливается. Воздух оказывает давление на стенки стакана, а также давит и на лист бумаги.
Учитель – заполняем «Бланк знаний». Вы должны написать 2 свойства воздуха. Какие?
Дети – 1. Воздух имеет вес, 2. Воздух оказывает на предметы давление
Попробуем выяснить, что происходит с воздухом при нагревании и при охлаждении.
Опыт 6
Рассказывает ученик, подготовившийся к уроку - опыт проводил дома. Презентация 10
Обычный воздух в пластиковой бутылке будет в этом опыте главным героем. Шарик – индикатором.
Погружаем конструкцию в горячую воду. Воздух в бутылке нагревается, расширяется, шарик надувается.
Потом перемещаем бутылку с шариком в холодную воду.
Объем воздуха в бутылке уменьшается, шарик сдувается.
Учитель – Спасибо. Ребята давайте скажем какое это свойство воздуха?
Дети – воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Учитель – заполняем «Бланк знаний»
Учитель – Теплый воздух поднимается вверх, это мы можем наблюдать видя как теплый воздух от костра поднимает частицы пепла вверх (Презентация 11)
или когда отопительные батареи нагреваются, то и нагретый ими воздух поднимается вверх. Это легко проверить, прикрепив над батареями тонкие полоски бумаги. Вы убедитесь, что они устремятся вверх. (Презентация 12)
Учитель – заполняем «Бланк знаний» Какое свойство воздуха мы открыли?
Дети - Теплый воздух поднимается вверх.
Учитель - Плотность воды -1000 кг/куб.м. Плотность воздуха -1,29 кг/куб.м. Что плотнее воздух или вода? Можно ли опереться на воду? (если это лед, если увеличить площадь опоры.)
- Можно ли опереться на воздух? Воздух – ещё менее плотный, чем вода, если развить большую скорость, то на воздух можно опереться.
Следовательно воздух обладает плотностью.
Учитель – заполняем «Бланк знаний»
Этап закрепления нового материала
Учитель – А теперь давайте попробуем применить полученные знания на уроке. Работа в группах.
Для начала давайте вспомним правила работы в группах: Презентация 13
Раздаются бланки на которых задание: как и где человек использует это свойство воздуха?
Свойства воздуха |
Способ использования |
расширяется при нагревании |
полёт на воздушном шаре |
плохо проводит тепло |
вторые рамы в домах,одежда |
низкая плотность |
быстро летающие самолёты опирающиеся крылом на воздух |
упругость |
шины, мячи |
Ответственные вешают на доске свои бланки с ответами и озвучивают их по порядку. Презентация 14
Учитель – Молодцы, время самостоятельной работы.
Откройте рабочую тетрадь тема свойство воздуха.
(ученик имя..) какая страница?
Ученик говорит страницу
Учитель – задание № 6 выполняют самостоятельно.
Проведем проверку
азот – удобрения
кислород – сварка
углекислый газ – лимонад
водород – воздушные шары, сварка
Этап информирования учащихся о домашнем задании
Учитель:
Домашнее задание: презентация 15
Стандартный уровень – прочитать параграф 20, ответить на вопросы, р.т. № 1
Повышенный уровень + р.т № 2
Максимальный уровень + р.т № 7
Подведение итогов урока
Учитель – Ребята, а завершить наш урок я предлагаю с помощью блиц опроса. Готовы?
Дети – Да.
Учитель начинаем:
Учитель - Делаем вывод все вместе: люди научились использовать свойства воздуха?
Дети – да!
Учитель - Молодцы!
Ребята посмотрите, пожалуйста, в ваши «Бланки знаний», исходя из того, что вы хотели узнать и что узнали на этом уроке какой вывод мы можем сделать?
Дети отвечают…
Учитель - Ребята осталось оценить нашу работу.
работа в паре имена … оцените свою работу у доски
имя… оцени свою работу
имя… оцени работу вашей группы
имя… оцени работу всего класса
Урок окончен, спасибо за работу.
Зам ком.взвода Смирно.
Учитель: вольно!
Зам ком взвода: вольно.
Учитель - Уважаемые гости в преддверии замечательного, душевного праздника мы хотели бы вас поздравить с Днем матери!
Ученик читает стихотворение.