Конспект урока окружающего мира 4 класс: Как человек использует свойства воздуха

Урок разработан для учащихся 4 класса по УМК «Школа России»

К уроку прилагаются все указанные карточки и бланки.

Звонок! Зам. ком. взвода докладывает.

Учитель - «Вольно»

Учитель - Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости: учителя нашей школы. Повернитесь к ним и улыбнитесь, как радушные хозяева. Пусть и у них и у вас будет хорошее настроение.

Дети – поворачиваются, улыбаются.

Учитель - Начинаем урок окружающего мира «Человек и природа».

На уроке вам потребуется внимание, терпение и желание учиться.

Я вам желаю успеха!

Этап всесторонней проверки домашнего задания (6 мин)

Учитель – Что существует на земле миллионы лет, постоянно используется всеми и до сих пор не закончилось?

Дети - вода

Учитель - Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока.

Дети -  как человек использует свойства воды.

Учитель- на доске задание, загадки о воде, ваша задача найти ответ, который представлен в виде изображения. Работа в паре. Давайте вспомним правила работы в паре. Презентация 2

К доске приглашаются… ( 2 ученика)

Учитель – А для остальных теперь самостоятельная работа. У вас на столах карточки с заданием. Ваша задача соотнести свойства воды в одном столбце и  способ использования этого свойства в другом. На выполнение задания у вас одна минута. Приступаем. 

Презентация

Свойства воды

Способ использования

Обладает выталкивающей силой

изобретение корабля

Несжимаемость

гидравлический пресс

Расширяется при нагревании

паровой двигатель

Растворитель

подслащивание пищи

Свойство сообщающихся сосудов

водопровод

Учитель - я выполнила это задание на слайде, давайте сверимся. (проверка по презентации 3)

Хорошо, молодцы. Теперь проверим работу нашей пары у доски. (проверяем – ученики читают и показывают)

Актуализация знаний (7 мин)

Учитель – Молодцы, все справились с домашним заданием! А сейчас давайте подумаем: «Что ещё существует на земле миллионы лет  и до сих пор не закончилось?»

Дети – воздух

Учитель - Каким образом можно доказать, что воздух – не пустое место? Можно ли его почувствовать, увидеть, потрогать?

Для ответа на эти вопросы предлагаю проделать несколько опытов.

Практическая работа.

1 опыт проводится самостоятельно каждым учеником.

1. Возьмите тетрадь и помашите ей перед лицом. Что мы чувствуем? (Мы чувствуем прикосновение, хотя тетрадь до нас не прикасалась. Значит между тетрадью и лицом есть какое-то тело. Это воздух) 

2 опыт  проводится учителем

2. Перевернуть пустой стакан вверх дном и медленно опускать его в банку с водой.

Почему вода не попадает в стакан? Что ей мешает? (Попасть воде в стакан мешает находящийся в стакане воздух)

Посмотрите, мы это подтвердим опытным путем.

Наклонить стакан и позволить воздушному пузырю покинуть стакан. 

3 опыт  проводит ученик у доски

3. Наполнить воздухом пакет и закройте отверстие. Пакет стал объёмным упругим.
Значит в пакете что-то есть. Чем же заполнен пакет? (воздухом)

Учитель – Ребята, что мы доказали с помощью проделанных опытов?( воздух есть. Где воздух существует?)

Дети – мы доказали, что воздух существует везде, вокруг нас, он заполняет все свободное пространство.

Учитель – скажите, пожалуйста, а как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) Презентация 4, 5

Давайте вспомним из чего состоит атмосфера. (просмотр видео) презентация 6

Итак из чего же состоит атмосфера?

Дети – из азота, кислорода, и других газов.

из разных слоев- тропосфера стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера.

Учитель - Населена ли атмосфера живыми организмами? Какими?

Дети - Атмосфера населена живыми организмами: растениями и животными

Учитель - Как используют воздух животные и растения?

Дети - Животные используют воздух для дыхания. Растения используют воздух для дыхания и питания. 

Этап постановки темы (1,5 мин)

Учитель – мы с вами вспомнили что такое атмосфера, из чего она состоит, как используют воздух растения и животные. Но еще есть то, о чем мы не сказали. Как вы думаете какая будет тема нашего урока?

Дети – предлагают варианты… тема урока как человек использует свойства воздуха. У вас на партах «Бланки знаний», напишите пожалуйста, что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (1 мин) 

Учитель - давайте вспомним свойства воздуха с которыми вы уже знакомы: Напишите, пожалуйста, в «Бланках знаний», в первом столбце те свойства воздуха, которые вам уже известны. А поможет вам в этом план характеристики вещества.

Дети заполняют бланк знаний (бесцветный, без запаха, прозрачный, плохо проводит тепло)  

Этап усвоения новых знаний (7 минут)

Учитель - Жизненные наблюдения помогут нам определить другие свойства воздуха, которые на протяжении всей работы вы не забывайте фиксировать в «Бланке знаний»

Итак еще одно свойство воздуха:

Если в жаркий день прикоснуться к прозрачному оконному стеклу, оно будет холодным. А все предметы на подоконнике теплыми. Это потому, что прозрачное стекло хорошо пропускает солнечные лучи и не нагревается. Так же и воздух хорошо пропускает солнечные лучи. На пляже непрозрачный песок будет горячим. Итак, сформулируем еще одно свойство воздуха…

Дети – хорошо пропускает солнечные лучи

Учитель – заполняем  «Бланк знаний»

Учитель - Давайте вспомним наш первый опыт с тетрадью. Движение воздушных масс называется…?

Дети – ветер.

Учитель – Да, при движении воздух осязаем. Подумайте как человек заставляет ветер помогать себе?

Дети - Человек строит ветряные мельницы, ветряные двигатели и электростанции. Ветер надувает паруса кораблей. (презентация 8)

Учитель – заполняем  «Бланк знаний», как вы думаете какой свойство мы напишем

Дети - (При движении воздух осязаем.) 

Учитель – А теперь вспомним 2 опыт, мы выяснили, что воздух занимает пространство

Доклад ученика Матвей получил опережающее задание и расскажет вам о следующем свойстве воздуха.

Воздушный колокол в стакане вытесняет воду.

История использования этого свойства:

- При подводных работах, когда нужно сделать работу в сухой обстановке, опускают в воду огромные колокола. Под таким колоколом остаётся воздух и человек может работать без акваланга и подводного костюма. Этим свойством пользовались давным–давно. Когда тонули корабли, люди искали сокровища. (Презентация 9)

Учитель – заполняем  «Бланк знаний» Воздух занимает всё свободное пространство.

Учитель – у вас на столах лежат шприцы, проведем следующий опыт. Возьмем шприц и закроем пальцем отверстие и надавим на поршень. А каком свойстве воздуха мы можем сказать.

Дети - … упругость

Учитель – заполняем «Бланк знаний» 

Физкультминутка (1,5 мин)

Учитель – Отдохнули и сразу включаемся в работу. Продолжаем изучать что?

Дети – свойства воздуха

Учитель -  Опыт 4 Попробуем взвесить воздух.

Воздушные шарики я закрепила на концах трубочки. Трубочку положила так, чтобы она находилась в равновесии. И отметила точку пересечения. А теперь я надула один шарик и расположила трубочку в точке  пересечения на прежнем месте. Что мы видим?

Дети – отвечают, что шар надутый перевесил не надутый или трубочка наклонилась в сторону надутого шара.

Учитель – следовательно воздух имеет …

Дети – вес, массу.

Учитель – если воздух имеет вес, значит он давит на землю. Да, давит. И на человека давит с большой силой – 15 тонн, эту силу можно сравнить с весом 3 грузовиков. Почему же мы не ощущаем этого давления? Потому что в теле человека тоже находится воздух, который давит с точно такой же силой изнутри. Давление воздуха изнутри и снаружи одинаково. Поэтому мы ни чего и не чувствуем.

Опыт 5 Полностью заполним стакан водой, положим сверху лист бумаги и перевернем аккуратно стакан. Бумага держится на стакане и вода не выливается. Воздух оказывает давление на стенки стакана, а также давит и на лист бумаги.

Учитель – заполняем  «Бланк знаний». Вы должны написать 2 свойства воздуха. Какие?

Дети – 1. Воздух имеет вес, 2. Воздух оказывает на предметы давление

Попробуем выяснить, что происходит с воздухом при нагревании и при охлаждении.

Опыт 6

Рассказывает ученик, подготовившийся к уроку - опыт проводил дома. Презентация 10

Обычный воздух в пластиковой бутылке будет в этом опыте главным героем. Шарик – индикатором.

Погружаем конструкцию в горячую воду. Воздух в бутылке нагревается, расширяется, шарик надувается.

Потом перемещаем бутылку с шариком в холодную воду.

Объем воздуха в бутылке уменьшается, шарик сдувается.

Учитель – Спасибо. Ребята давайте скажем какое это свойство воздуха?

Дети – воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Учитель – заполняем  «Бланк знаний»

Учитель – Теплый воздух поднимается вверх, это мы можем наблюдать видя как теплый воздух от костра поднимает частицы пепла вверх (Презентация 11)

или когда отопительные батареи нагреваются, то и нагретый ими воздух поднимается вверх. Это легко проверить, прикрепив над батареями тонкие полоски бумаги. Вы убедитесь, что они устремятся вверх. (Презентация 12)

Учитель – заполняем  «Бланк знаний» Какое свойство воздуха мы открыли?

Дети -  Теплый воздух поднимается вверх. 

Учитель - Плотность воды -1000 кг/куб.м. Плотность воздуха -1,29 кг/куб.м. Что плотнее воздух или вода? Можно ли опереться на воду? (если это лед, если увеличить площадь опоры.)

- Можно ли опереться на воздух? Воздух – ещё менее плотный, чем вода, если развить большую скорость, то на воздух можно опереться.

Следовательно воздух обладает плотностью.

Учитель – заполняем  «Бланк знаний» 

Этап закрепления нового материала

Учитель – А теперь давайте попробуем применить полученные знания на уроке. Работа в группах.

Для начала давайте вспомним правила работы в группах: Презентация 13

Раздаются бланки на которых задание: как и где человек использует это свойство воздуха? 

Свойства воздуха

Способ использования

расширяется при нагревании

полёт на воздушном шаре

плохо проводит тепло

вторые рамы в домах,одежда

низкая плотность

быстро летающие самолёты опирающиеся крылом на воздух

упругость

шины, мячи

Ответственные вешают на доске свои бланки с ответами и озвучивают их по порядку. Презентация 14 

Учитель – Молодцы, время самостоятельной работы.

Откройте рабочую тетрадь тема свойство воздуха.

(ученик имя..) какая страница?

Ученик говорит страницу

Учитель – задание № 6 выполняют самостоятельно.

Проведем проверку

азот – удобрения

кислород – сварка

углекислый газ – лимонад

водород – воздушные шары, сварка 

Этап информирования учащихся о домашнем задании

Учитель:

Домашнее задание: презентация 15

Стандартный уровень – прочитать параграф 20, ответить на вопросы, р.т. № 1

Повышенный уровень + р.т № 2

Максимальный уровень + р.т  № 7 

Подведение итогов урока

Учитель – Ребята, а завершить наш урок я предлагаю с помощью блиц опроса. Готовы?

Дети – Да.

Учитель начинаем:

  1. Что такое воздух? (Воздух – это смесь газов.)
  2. Какие газы входят в состав воздуха? (В состав воздуха входят: азот, кислород, углекислый газ и другие газы.)
  3. Имеет воздух определённую форму? (Нет. Он заполняет весь доступный ему объём.)
  4. Как называется воздушная оболочка земли? (Атмосфера)
  5. Люди ещё в древности научились использовать его силу. Они изобрели парус для путешествий по морю. (ветер)
  6. Что делает воздух при нагревании? (Воздух при нагревании расширяется.) 
  7. Почему не падают самолёты, вертолёты, водные лыжники держатся на воде? (Воздух  и вода обладают плотностью)
  8. Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, футбольных мячах, автомобильных шинах? (Упругость.)
  9. Что защищает Землю от ультрафиолетовых лучей (Озон) 

Учитель - Делаем вывод все вместе: люди научились использовать свойства воздуха?

Дети – да!

Учитель - Молодцы!

Ребята посмотрите, пожалуйста, в ваши «Бланки знаний», исходя из того, что вы хотели узнать  и что узнали на этом уроке какой вывод мы можем сделать? 

Дети отвечают…

Учитель - Ребята осталось оценить нашу работу.

работа в паре имена … оцените свою работу у доски

имя… оцени свою работу

имя… оцени работу вашей группы

имя… оцени работу всего класса

Урок окончен, спасибо за работу.

Зам ком.взвода  Смирно.

Учитель: вольно!

Зам ком взвода: вольно.

Учитель - Уважаемые гости в преддверии замечательного, душевного праздника мы хотели бы вас поздравить с Днем матери!

Ученик читает стихотворение.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!