УМК: «Перспектива»
Цель: создание условий для формирования представлений оботечественной войне 1812 года.
Задачи: сообщить о ключевых моментах хода Отечественной войны; познакомить с участниками войны.
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг. момент |
- Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Анна Григорьевна - Проверьте готовность к уроку. На парте у вас должны быть: дневник, учебник, рабочая тетрадь, пенал, ножницы, клей. Поднимите руку те, у кого на парте нет ножниц, клея. |
Приветствие учителя, проверяют готовность к уроку |
Проверка домашнего задания. |
1.С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? 2. Кому принадлежит данное высказывание? 3. Что знаете про этого полководца? Если не ответят: У. с. 49: 2 абзац. Предложения: 1, 3. 3-й абзац: 1 предложение. Именно в картине «Переход Суворова через Альпы» Суриков смог показать во всей красе и величии мужество и дух российских солдат, которые совершают поистине великий подвиг, переходя опасный путь через горы. На самой картине на переднем плане изображен сам Суворов как истинный предводитель своих солдат, готовый пойти с ними и в огонь, и в воду, и демонстрирующий, таким образом, свое единение с простым народом. Военные действия происходили и на земле, и на воде. 4. Назовите сподвижника А. В. Суворова, великого русского флотоводца. 5. Ушаков воевал на суше? 6. Кем он был? 7. Какими качествами характера обладал Ушаков? 8. Какой имел талант? Если не ответят: У. с. 50 - 51 абзац 2. 9. Какие замыслы царя Алексея Михайловича осуществил его сын Петр 1? Если не ответят: У. с. 48 1 абзац 10. Что связано с этими датами? Если не ответят: У. с. 48 3 абзац |
1. Жизнь –Отечеству - честь никому. 2. Александру Васильевичу Суворову 3. Александр Васильевич Суворов был отцом своим солдатам. Написал книгу «Наука побеждать». В 1799 год совершил переход из Италии в Швейцарию через Альпы.
4. Федор Федорович Ушаков 5. Нет, на море 6. Флотоводцем 7. Храбростью 8. Имел талант дипломата 9. Пётр 1 осуществил замыслы отца с помощью крестьянина М. В. Ломоносова. Он создал химическую лабораторию, разработал рецептуру цветного стекла. 10. 1755 г.- открыт Московский университет. 1819 г. - открыт университет в Петербурге. |
Сообщение темы и целей урока |
Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать его. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. Сегодня продолжим разговор о тех, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю России. Кутузов сказал: «Победить не берусь, перехитрить попробую». Кого же удалось перехитрить Кутузову? Кутузов перехитрил императора французов Наполеона Бонапарта. Кто из вас знает, в каком году Кутузов перехитрил Наполеона? В 1812 году произошла Отечественная война. Россия победила благодаря великому полководцу Михаилу Кутузову. Франция проиграла войну. Сформулируйте цель урока. |
Высказывание принадлежит великому полководцу
Наполеона
В 1812 г. Познакомиться историей отечественной войны 1812 года. |
Изучение нового материала. |
Диск с.1 (2 мин) Закрепим услышанное чтением У. с. 52 Абзац:1. Вопрос: Когда Наполеон начал войну с Россией? Диск с. 2 (1,30 мин) Читаем У. с. 52 абзац: 2. Вопрос: 1. Кто продолжил военное дело Суворова? 2. С какой тактикой военных действий столкнулся Наполеон и его войска? Диск с. 3 (2.30) Вопрос: 1. Сравните отношение к армии Наполеона и русских военачальников.
Диск с. 4 (2.30) Закрепим услышанное чтением У. с. 52-53 абзац: 3. Вопрос: 1. Как сражались русские войны? 2. Где произошло историческое событие 26 августа? Бородинское сражение состоялось 7 сентября (по новому календарю) 1812 года у деревни Бородино, в 125 км к западу от Москвы. Диск с. 5 (2.15) Закрепим услышанное чтением У. с. 53 абзац: 4. Вопрос: 1. Какое участие принимали крестьяне в войне 1812 года? 2. Почему Наполеон хотел заключить перемирие с русским императором Александром 1? Диск с. 6 (3 мин) У. с. 53 абзац: 5. Вопрос: 1. Где произошёл перелом в ходе войны? 2. По какой дороге возвращался Наполеон? |
Слушают аудио сопровождение 12 июня 1812 г.
1. Матвей Иванович Платов и др. 2. Партизанская война.
Наполеон не жалел армию, поэтому хотел сражения. Русские военачальники стремились сохранить жизнь солдатам, поэтому отступали.
1. Самоотверженно 2. На поле у деревни Бородино
1. Не давали пищи не солдатам, ни лошадям 2. Хотел дать отдых своим солдатам, потому что потерял половину армии.
1. Под городом Малоярославцем 2. По разорённой Смоленской дороге. |
5.Физкульт- минутка |
Как наши соотечественники праздновали победу, так и мы отпразднуем её. Встаньте рядом с партой. Повторяйте за мной. Мы празднуем Победу! Салют! Салют! Ура! Все люди пляшут, празднуют, Поют, поют, поют! Пусть славится отчизна. Всегда! Всегда! Всегда. |
Шагают на месте. Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем Поочерёдное выставление ног вперёд и наклоны. Руки в стороны. Притоп. Скачки с ноги на ноги. |
Изучение нового материала
|
Беседа: На Красной площади столицы перед величественным многоглавым собором Василия Блаженного стоит выразительный монумент в память освобождения Москвы от иноземцев в 1612 году. На его гранитном постаменте - лаконичная бронзовая надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Закрепим услышанное чтением У. с. 54 абзац 1.
Работа в тетради с. 28 №2. Прочитайте текст, а свои мысли о том, в чём источник побед России в великих воинах запишите дома. И задание № 3. Есть ещё один памятник великой битве. В Успенском соборе московского кремля есть огромная серебряная люстра, которая называется "Урожай". Ее вес более 300 кг. До войны 1812 года на этом месте висело паникадило (оно весило почти в 3 раза больше). Но в 1812 году, во время захвата Москвы, французы его сняли, и уничтожили (перелили). Когда русские войска перешли в наступление, они у отступавших французов отбирали награбленные ранее серебряные изделия. Их набралось так много, что было решено из этого серебра отлить люстру и назвать ее "Урожай". Как вы уже поняли, паникадило – это в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей, в наше время — электрических лампочек. Закрепим материал чтением учебника на с. 55. |
Это понятие обозначает страну наших предков. Потому что против Наполеона воевала вся российская империя, воевали наши отцы.
Рассматривают иллюстрации
Учебник с. 52-55 ответить на вопросы, и тетр. с. 28-29 №2 и 3.
Поднимают руки
Читают |
Закрепле- ние нового материала |
Если остаётся время: Диск «Литературное чтение» стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. (2.30 мин)
Если нет времени: Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил стихотворение отечественной войне. Послушайте отрывок: Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Сейчас мы обозначим на схеме «Река времени» век, когда была отечественная война 1812 года. (Приклеить над 19 веком) Почему война 1812 года названа отечественной? Действительно, это война между отечеством и другим государством. А что значит гражданская война? Это война между большими группами внутри государства. |
|
Подведе- ние итогов урока |
Знакомство с новой темой мы закончим выводом на с. 55. Зачитайте вывод.
|
Отвечают |
Рефлексия |
Сегодняшний урок можно сравнить с войной трудолюбия и лени. Оцените свою работу на уроке. Поднимите руки те, кто считает, что на этом уроке он победил лень. Молодцы! Кутузов вами гордился бы. Жаль, что руки подняли не все. Уверена, что многие старались быть внимательными на уроке и всё запоминать. Благодаря усилиям приложенным сегодня вы стали ближе к победе над ленью. Желаю всем вам успехов в жизни. Урок окончен. |
Поднимают руки |