Конспект нетрадиционного урока в 4 классе по предмету окружающий мир "Самый маленький материк"

УМК: "Система обучения Л.В. Занкова".

Форма урока: урок-путешествие.

Цель: создание условий для раскрытия особенностей открытия, расположения, климата, населения, животного и растительного мира материка Австралия.

Задачи:

  • способствовать совершенствованию представлений обучающихся о картах;
  • усвоению отличительных особенностей климата, растительного и животного мира материка Австралия;
  • осознанию ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • осуществлению экологического воспитания.

Оборудование: учебник "Окружающий мир" Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков 2 часть, карточки со словами успеха, радости, дружбы, климатическая карта Австралии и карта природных зон Австралии, карточки для рефлексии.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Я рада видеть Вас. Скажите, о чем мы с Вами говорили на прошлом уроке? (О северных землях России)
- Кем Вы были на уроке? (путешественниками-открывателями)
- Наш сегодняшний урок тоже будет посвящен путешествиям. Сегодня наш исследовательский отряд "Почемучки" отправится к югу планеты.

- Перед Вами значки, на которых написаны ваши звания. Вы все - юные Путешественники!
- Но прежде чем отправится в путешествие, давайте подумаем, что нужно пожелать учителю, самому себе и товарищу.
- Подберите подходящие слова. (На доске появляются карточки со словами успеха, радости, дружбы)

Постановка цели и задач урока

- А куда мы сегодня отправимся, Вы узнаете только в том случае, если отгадаете загадку:
Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нем всего одна
Живописная страна.

В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в ... (Австралии)
- Верно! Как будет звучать тема занятия? (ответы учащихся)
- Каковы цели нашего путешествия?

Актуализация знаний

- А на каких материках мы уже побывали? Назовите их. (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, Африка)
- Дети, посмотрите на доску и распределите, какие исторические деятели связаны с каждым материком.

  • Южная Америка - Ф. Магеллан, Х. Колумб.
  • Евразия - Петр I.
  • Антарктида - Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев.
  • Африка - Д. Ливингстон.
  • Северная Америка - Х. Колумб, В. Беринг.
  • Австралия - ?

- Какие полученные знания пригодятся нам сегодня? (Знание природных зон, расположение материков, океанов, исторические открытия)

Первичное усвоение новых знаний

- Наметим маршрут нашего открытия Австралии.

  1. Открытие материка.
  2. Климат.
  3. Растительный мир Австралии.
  4. Животный мир Австралии.
  5. Население.

- Дома каждая группа путешественников готовила сообщения на эти тема.
- Давайте послушаем, что же им удалось узнать об этой неизведанной земле. (Выступления детей)

Физкультминутка

Учитель проводит физкульминутку с командой путешественников в форме игры.

- Внимание путешественники! Сейчас я буду называть животных. Если они живут только в Австралии, то Вы подпрыгиваете, а если нет, то приседаете. Поехали!
Кенгуру, белый медведь, коала, утконос, жираф, слон, дикая собака Динго, тигр, ехидна.

Первичное закрепление

- А теперь проверим, насколько хорошо Вы усвоили то, что узнали наши путешественники. Можно обращаться к учебнику на с. 5-9.

  1. Кто и когда открыл Австралию? (Виллем Янсзон в 17 веке)
  2. Какой это материк? (Самый маленький материк, считался островом до недавнего времени, самый "одинокий", малонаселенный, самый сухой и жаркий, материк-заповедник)
  3. Что можно сказать о растениях Австралии? (Многие из них очень ядовиты. Листья деревьев Австралии не отбрасывают тень, потому что повернуты ребром к солнцу в целях защиты от перегрева и высыхания)
  4. В Австралии диких кур называют… (сорными курами)
  5. В чем особенность млекопитающих Австралии? (многие и них сумчатые и больше нигде не встречаются)
  6. В Австралии есть хищный зверь? Если да, то кто? (Собака динго)
  7. Какие богатства скрывает Австралия под землей? (Австралия богата подземными водами: они занимают более половины недр материка)
  8. Что можно сказать о населении Австралии? (21 млн. коренное и пришлое)
  9. Как называют коренное население Австралии? (Аборигены)
  10. Как Вы думаете, почему только в Австралии сохранились некоторые виды животных? (ответы обучающихся)

Итоги урока и выставление оценок

- Итак, ребята, наш корабль возвращается к своему причалу, а это значит, что путешествие походит к концу.
- Вспомним, где мы с Вами побывали?

- Какова была цель нашего путешествия?
- Достигли ли мы ее? Просигнализируйте. (Красный кружок – достигли цели, желтый – с материалом нужно еще поработать)

Рефлексия

- Дети, закончите предложения:

  • Меня удивило...
  • Произвело впечатление…
  • Я считаю, что...
Размер:
24.97 Kb
Скачали:
8