Цели:
Оборудование: интерактивная доска, «Красная книга Казахстана», книга «В краю семи рек», «Моя Родина-Казахстан», тесты, индивидуальные карточки, сигнальные карточки.
Тип урока: интегрированный.
Вид урока: урок обобщения знаний.
Межпредметная связь: познание мира, музыка.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Поприветствуйте, ребята, гостей!
Улыбнитесь друг другу веселей!
Я желаю всем успехов и добра,
А теперь урок начать пора.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное заочное путешествие по нашей необъятной прекрасной стране, побываем в заповедных местах Казахстана. (на интерактивной доске слайды о природе Казахстана, её заповедниках )
- А сейчас внимательно послушайте загадку и подумайте, о какой части речи говорится в ней?
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать, о действии любом,
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов. (О глаголе)
II. Сообщение темы урока:
- Сегодня мы будем повторять и обобщать всё, что знаем о глаголе. (Оформление тетради, запись числа, работы и темы урока)
А) Минутка чистописания.
- запись нескольких глаголов и предложения «Охранять природу – значит охранять Родину» - это и будет девиз нашего урока.
III. Проверка знаний учащихся:
1) Устная работа по вопросам (вопросы появляются на интерактивной доске)
2) Работа по тесту «Глагол», тест можно разделить на 2 варианта по 7 вопросов, а можно оставить как есть (6-8 учащихся)
3) Игра «Не подведи свой ряд». На интерактивной доске появляются слова, учащиеся определяют спряжение и показывают карточки с I и II спряжением.
Чувствовать, слышать, наблюдать, смотреть, понимать, знать, мыслить, ощущать, терпеть, дружить, охранять, любить.
4) Работа по карточкам: (6 учащихся)(Проспрягать глаголы, выделить окончания, определить спряжение) Взаимопроверка в парах.
5) На интерактивной доске красочные иллюстрации и фотографии:
…. Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
- Ребята, посмотрите, как прекрасны творения природы! Вот он – хребет Заилийского Алатау, великолепные жайлай, живописные ущелья, бурные водопады, богатейший растительный и животный мир нашего края.
- А вот, знакомый нам зверь. (Снежный барс и улар). Дети рассказывают о них небольшие сведения.
6) Работа в тетрадях и у доски.
6.1 Комментированное письмо:
Снежный барс является символом независимого Казахстана.
- А эта птица похожая на индейку – улар. Птица высокогорий, но иногда она спускается в зону лиственных лесов.
Улары обитают в горах.
- А вот пестрыйковер, сотканный природой. Это тюльпаны. Они пробуждаются ранней весной, и преображают лицо пустыни желтыми и красными цветами. Тюльпан занесён в Красную книгу. (Показ Красной книги). Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»
Не рвите цветы, не рвите!
Пусть будет нарядной Земля!
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые и ромашковые поля!
- Как можно дарить поля? (Сфотографироваться или снять на камеру)
- Любуйтесь красотой природы не причиняя ей вреда.
- Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого, кто живет на Земле. И вы, маленькие «граждане Республики Казахстан, обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам». Так записано в Конституции республики Казахстан. (статья 38)
6.2. Запись под диктовку:
Граждане Казахстана обязаны любить и охранять природу.
IV. Физминутка. На интерактивной доске ролик из интернета. Дети под музыку выполняют движения.
3. Работа по учебнику. (выполнение упражнения «Заповедники Казахстана»)
- За последние годы человек настолько изменил природу планеты, что многие виды растений и животных могут выжить лишь в заповедниках. Заповедники – это места, где людям запрещено нарушать жизнь природы.
3.1 Задание: выписать глаголы в 2 столбика:
1 спряжение 2 спряжение
Вырубать косить
Распахивать охотиться
Собирать ловить
Устраивать разводить
(На интерактивной доске правила поведения на природе)
3.2 Глагол «ЗАПРЕЩАЕТСЯ» разобрать по образцу (по таблице)
Запрещается – гл.: что делает? Нсв.в.
Н.ф. – запрещать; 1 сп.;
Наст.вр., 3 л., ед.ч, сказуемое.
3.3 Игра «Кто быстрее?» На доске 4 столбика слов. Четырем учащимся предлагается цифрой указать спряжение глаголов. (Слова на усмотрение учителя)
V. Обобщение.
- Понравился ли вам урок?
- Что же вы запомнили, усвоили из нашего урока? (Надо беречь природу).
- А как, вы можете помочь природе? (Ответы учеников).
Большой знаток природы Василий Михайлович Песков писал: «Мир без природы, без пения птиц, без запахов цветов, без зверушек с их мягкой шерсткой, без красавиц – бабочек – беден и страшен. И человек должен беречь природу, беречь своих соседей по планете, потому, что Земля – наш единственный дом!»
Вернуться к девизу урока:
«Охранять природу – значит охранять Родину»
VI. Итог урока:
- Над какой частью речи мы работали сегодня? Что мы повторили и усвоили?
- Наше путешествие подходит к концу.
- Вы хорошо сегодня поработали. Молодцы! (Выставление оценок).
VII. Домашнее задание: упр. 616, выучить названия заповедников Казахстана.