Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель урока: создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста рассказа для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания рассказа.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с интересным рассказом современного писателя. Но начнем наш урок с загадки:
Лучше всех носочки вяжет,
Сказку славную расскажет,
Колыбельную споет,
И советы нам дает.
- Как вы думаете, о ком идет речь в загадке? Именно разгадка и станет ключом к теме нашего урока. (о бабушке)
- Абсолютно верно! А какие ассоциации возникают у вас со словом бабушка? (забота, пирожки, варенье, огород…)
- Вспомните произведения о бабушке, которые вы читали. (В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой")
- Сегодня мы с вами будем работать с фрагментом рассказа современного писателя Александра Цыпкина "Повесть о женщине из другого времени".
- Какое впечатление произвела на вас эта история?
- Предлагаю вам поработать в четырех группах. Для каждой группы будет дано свое задание.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. (представление работ)
- Посмотрим на экран и узнаем, чем же завершился рассказ.
- Ожидали ли вы такого финала?
- Какой вывод можно сделать? (ответы учащихся)
- Что хотел нам сказать Александр Цыпкин своим рассказом? (Необходимо ценить бабушек, уделять им больше времени…)
- Вы, наверное, обратили внимание на Черный ящик. В нем лежит то, что непосредственно связано с рассказом. На самом деле, у рассказа есть второе название. Как вы думаете, какое? ("Томатный сок")
- Действительно, "Томатный сок". Это основное название произведения. Почему именно так оно называется? (Ассоциация главного героя…)
- Вашим домашним заданием будет звонок бабушке. Позвоните ей, скажите ей, как вы ее любите, спросите о ее самочувствии.
- И напоследок каждый из вас подумает и напишет, о чем заставил задуматься вас этот рассказ. Уходя, приклейте свой листочек на магнитную доску.