По рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Планируемые результаты урока:
Оборудование и раздаточный материал: иллюстрации (изображение герба, фотографии детей сибирской деревни начала XX века), конверты с заданиями (отрывок текста и вопросы к нему, шаблон герба, листы с домашним заданием).
Учитель настраивает учащихся на работу с помощью игры в ассоциации на актуальную тему (например, погода). С помощью приема ассоциаций создает ситуацию, помогающую учащимся эмоционально настроиться на работу.
- Откройте тетради, запишите посередине слово обман.
- Что у вас ассоциируется с обманом? Вспомните, было ли такое в вашей жизни, что вы обманывали?
- Запишите, что вы при этом чувствовали. (учитель не просит ребят афишировать ответы)
- Что обычно следует за обманом? Запишите. (ответы на данный вопрос могут быть обсуждены в классе)
- Сегодня мы обратимся к рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой". Герой рассказа обманул близкого человека, но в итоге получил от этого человека подарок.
- В. Астафьев по-своему объясняет это обстоятельство в своем рассказе. Какой вопрос вы задали бы Астафьеву? (Дети озвучивают свои версии, в частности, может прозвучать такая: почему герой получает за обман подарок? Может ли за подарком скрываться потайной смысл? Какой?)
- Цель нашего урока: поиск ответа на поставленные вопросы.
Учитель предлагает ребятам записать в качестве рабочей темы урока следующую формулировку: что скрывает поступок?
- Кто кого обманул в рассказе? Что мы знаем о самом мальчике? Сколько ему лет? Где он живет? (Рассказ Астафьева автобиографичен. Астафьев родился в сибирском селе Овсянка в 1924 г., почти сто лет назад. События, описанные в рассказе, произошли, когда мальчику было всего 7 лет)
- Посмотрите на фотографии детей сибирской деревни начала XX века.
- Чем занимаются эти дети? Как они одеты? О чем, скорее всего, мечтают? Чем их жизнь отличается от вашей? В чем она легче, а в чем сложнее вашей? (Деревня начала XX в. было очень бедной. Конь с розовой гривой - мечта деревенской малышни)
- Почему дети одни? Где взрослые? (Взрослые были заняты работой, поэтому дети почти всегда были предоставлены сами себе)
- Что мы знаем о родителях мальчика, образ которого автобиографичен? (Отец В. Астафьева был арестован по недоказанному обвинению в контрреволюционной деятельности, а мать автора утонула во время переправы)
- Кто воспитывает мальчика? Что о них известно? (Работа с текстом рассказа. Ребенок в мире рассказа оказывается один на один с миром, кажется, что его ничто не ограничивает, что он открыт всему, готов принять то, что его окружает)
- Дайте характеристику образа мира, изображенного в рассказе Астафьева.
- Вместе нарисуем мир, который окружает мальчика. Что видит мальчик вокруг себя? Кто окружает мальчика? (дом бабушки и дедушки, дом семьи Левонтия, река, лес, пещера с домовым, дом тети Фени на краю села, известковый завод, заимка)
- Итак, делаем вывод о том, как огромен мир вокруг, как много в нем заманчивого, непонятного. Этот мир предстоит осваивать с возрастом.
- Большой или малый мир в большей степени формируют ребенка? Почему? ("Малый мир" - это то, что рядом: дом бабушки с дедом и дом Левонтия. Мальчик оказывается между ними)
- Попробуем изобразить каждый из миров: давайте придумаем герб для каждого дома.
- Что такое герб?
Герб - это изображение предметов, которые символизируют качества его владельца
"Весною левонтьевское семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это постепенно исчезало в утробе русской печи, раскорячившейся посреди избы".
- Какой предмет (предметы) может передать черты, которые подчеркнуты в семье Левонтия? (неумение и нежелание, отсутствие чувства красоты, нелюбовь к порядку)
- Что могло бы быть изображено на гербе семьи Левонтия?
- Теперь вы выполните такую же работу самостоятельно в группах. В течение 5 минут вам нужно прочитать вопросы; найти ответы в тексте; придумать, какой предмет(ы) может символизировать эти черты; нарисовать герб; представить работу. (Каждая команда покажет получившийся герб, объяснит, что символизирует каждый его элемент)
- Как можно охарактеризовать мир каждого дома? (Мир Левонтия - мир хаоса, суеты, опасности, обмана, беззаботности; страшный, злой мир. Мир дома мальчика - мир благополучия, добра, порядка, хорошего отношения к труду, строгости; гармоничный мир. Оба эти мира оказывают на мальчика влияние, он - между ними)
- Что в главном герое от этих двух миров? Какой мир сильнее пустил в нем корни? Влияние какого дома перевесило? Почему?
- Имел ли значение подарок бабушки в борьбе двух влияний? Какое значение? Почему? (Пряник был знаком любви, сострадания - все это привело к перевесу мира Родного Дома)
- Был ли подарок только подарком? Чем он оказался в итоге? (Пряник обострил понимание того, что мальчик поступил против правил своего дома, - он привел к раскаянию. Пряник - словно сказочный конь, который вынес мальчика из хаоса, своего рода сказочный помощник)
- Почему герой получает пряник за обман? (Герой получает пряник не за обман. Пряник - это знак поддержки, безусловной любви, то, что поможет выстоять. Именно это, вероятно, и скрывал в себе поступок бабушки)
Выберите пословицу, которая наиболее точно передает идею рассказа "Конь с розовой гривой". Объясните свой выбор.
Пословицы: