Урок литературы в 6 классе на тему "Как поступки формируют человека?"

По рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Планируемые результаты урока:

  • возможность понять, что благодаря доброте, настоящей любви и прощению возможен нравственный рост;
  • возможность оценить роль семьи в формировании нравственных качеств человека;
  • формирование представления о том, что анализ поступков и личностных качеств персонажей помогает понять идею литературного произведения;
  • обучение анализу системы персонажей (видеть контраст, лежащий в основе образной системы рассказа).

Оборудование и раздаточный материал: иллюстрации (изображение герба, фотографии детей сибирской деревни начала XX века), конверты с заданиями (отрывок текста и вопросы к нему, шаблон герба, листы с домашним заданием).

Ход урока

Организационный момент

Учитель настраивает учащихся на работу с помощью игры в ассоциации на актуальную тему (например, погода). С помощью приема ассоциаций создает ситуацию, помогающую учащимся эмоционально настроиться на работу.

- Откройте тетради, запишите посередине слово обман.
- Что у вас ассоциируется с обманом? Вспомните, было ли такое в вашей жизни, что вы обманывали?

- Запишите, что вы при этом чувствовали. (учитель не просит ребят афишировать ответы)
- Что обычно следует за обманом? Запишите. (ответы на данный вопрос могут быть обсуждены в классе)

Создание проблемной ситуации

- Сегодня мы обратимся к рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой". Герой рассказа обманул близкого человека, но в итоге получил от этого человека подарок.
В. Астафьев по-своему объясняет это обстоятельство в своем рассказе. Какой вопрос вы задали бы Астафьеву? (Дети озвучивают свои версии, в частности, может прозвучать такая: почему герой получает за обман подарок? Может ли за подарком скрываться потайной смысл? Какой?)

- Цель нашего урока: поиск ответа на поставленные вопросы.
Учитель предлагает ребятам записать в качестве рабочей темы урока следующую формулировку: что скрывает поступок?

- Кто кого обманул в рассказе? Что мы знаем о самом мальчике? Сколько ему лет? Где он живет? (Рассказ Астафьева автобиографичен. Астафьев родился в сибирском селе Овсянка в 1924 г., почти сто лет назад. События, описанные в рассказе, произошли, когда мальчику было всего 7 лет)

- Посмотрите на фотографии детей сибирской деревни начала XX века.
- Чем занимаются эти дети? Как они одеты? О чем, скорее всего, мечтают? Чем их жизнь отличается от вашей? В чем она легче, а в чем сложнее вашей? (Деревня начала XX в. было очень бедной. Конь с розовой гривой - мечта деревенской малышни)

- Почему дети одни? Где взрослые? (Взрослые были заняты работой, поэтому дети почти всегда были предоставлены сами себе)
- Что мы знаем о родителях мальчика, образ которого автобиографичен? (Отец В. Астафьева был арестован по недоказанному обвинению в контрреволюционной деятельности, а мать автора утонула во время переправы)

- Кто воспитывает мальчика? Что о них известно? (Работа с текстом рассказа. Ребенок в мире рассказа оказывается один на один с миром, кажется, что его ничто не ограничивает, что он открыт всему, готов принять то, что его окружает)
- Дайте характеристику образа мира, изображенного в рассказе Астафьева.

- Вместе нарисуем мир, который окружает мальчика. Что видит мальчик вокруг себя? Кто окружает мальчика? (дом бабушки и дедушки, дом семьи Левонтия, река, лес, пещера с домовым, дом тети Фени на краю села, известковый завод, заимка)
- Итак, делаем вывод о том, как огромен мир вокруг, как много в нем заманчивого, непонятного. Этот мир предстоит осваивать с возрастом.

- Большой или малый мир в большей степени формируют ребенка? Почему? ("Малый мир" - это то, что рядом: дом бабушки с дедом и дом Левонтия. Мальчик оказывается между ними)
- Попробуем изобразить каждый из миров: давайте придумаем герб для каждого дома.

Групповая работа по созданию "фамильного герба" каждой из семей

- Что такое герб?

Герб - это изображение предметов, которые символизируют качества его владельца

Фронтальная беседа по анализу одного из фрагментов рассказа

"Весною левонтьевское семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это постепенно исчезало в утробе русской печи, раскорячившейся посреди избы".

- Какой предмет (предметы) может передать черты, которые подчеркнуты в семье Левонтия? (неумение и нежелание, отсутствие чувства красоты, нелюбовь к порядку)
- Что могло бы быть изображено на гербе семьи Левонтия?

- Теперь вы выполните такую же работу самостоятельно в группах. В течение 5 минут вам нужно прочитать вопросы; найти ответы в тексте; придумать, какой предмет(ы) может символизировать эти черты; нарисовать герб; представить работу. (Каждая команда покажет получившийся герб, объяснит, что символизирует каждый его элемент)

- Как можно охарактеризовать мир каждого дома? (Мир Левонтия - мир хаоса, суеты, опасности, обмана, беззаботности; страшный, злой мир. Мир дома мальчика - мир благополучия, добра, порядка, хорошего отношения к труду, строгости; гармоничный мир. Оба эти мира оказывают на мальчика влияние, он - между ними)

- Что в главном герое от этих двух миров? Какой мир сильнее пустил в нем корни? Влияние какого дома перевесило? Почему?
- Имел ли значение подарок бабушки в борьбе двух влияний? Какое значение? Почему? (Пряник был знаком любви, сострадания - все это привело к перевесу мира Родного Дома)

- Был ли подарок только подарком? Чем он оказался в итоге? (Пряник обострил понимание того, что мальчик поступил против правил своего дома, - он привел к раскаянию. Пряник - словно сказочный конь, который вынес мальчика из хаоса, своего рода сказочный помощник)

- Почему герой получает пряник за обман? (Герой получает пряник не за обман. Пряник - это знак поддержки, безусловной любви, то, что поможет выстоять. Именно это, вероятно, и скрывал в себе поступок бабушки)

Домашнее задание

Выберите пословицу, которая наиболее точно передает идею рассказа "Конь с розовой гривой". Объясните свой выбор.

Пословицы:

  • Делая зло, на добро не надейся.
  • Доброе семя, добрый и всход.
  • Делай добро и жди добра.
  • За доброе жди добра, за худое - худа.
  • Добро худо переможет.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!