Цели урока:
Планируемые результаты изучения темы:
Оборудование: текст рассказа "Васюткино озеро", презентация, дидактический раздаточный материал.
- Добрый день. Начинаем урок.
- На ваших столах у каждой команды находятся информационные листы. Изучите материалы, которые подготовили ваши друзья из 5б класса.
- Чему будет посвящен урок? (творчеству В. Астафьева)
- Чем будем заниматься на уроке? (Изучать биографию, познакомимся с термином – автобиография, будем анализировать рассказ "Васюткино озеро", отвечать на вопросы, заполнять таблицы)
- Действительно, сегодня мы продолжим изучение биографии писателя, познакомимся с письмами Виктора Астафьева
- Постараемся сопоставить в таблице черты характера главного героя и самого писателя, т.е продолжим изучение рассказа В. Астафьева "Васюткино озеро".
- А сейчас мы переходим к работе над рассказом "Васюткино озеро".
- Для начала мы проведем блиц-опрос. Кто получит больше фишек за правильные ответы, тот самый внимательный читатель.
(подведение итогов блиц-опроса)
Слово учителя
Виктор Петрович Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое - то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это - творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни.
Вы уже знакомы с рассказом этого писателя, сегодня заключительный урок по произведению. И мы вновь обращаемся к страницам произведения В.П. Астафьева "Васюткино озеро", попытаемся выявить авторскую идею, определить взаимосвязь между человеком и природой, доказать, что данное произведение автобиографично.
- Что значит автобиографическое произведение? Как вы понимаете смысл этого выражения? (произведение, в котором автор описывает эпизоды, случаи из своей жизни)
- Если рассказ "Васюткино озеро" можно назвать автобиографичным, следовательно подобная история случилась с самим автором. Первое доказательство этого утверждения – это слова самого автора. Откройте учебник на стр. 124 "Судьба рассказа "Васюткино озеро". (чтение учеником)
- Коротко и точно. Наша задача – углубить данное утверждение через текст и некоторые письма автора. Меня заинтересовал факт, что писатель никогда не вел дневников. Об этом утверждает издатель книги об Астафьеве Геннадий Созонов. В ней собраны сотни писем Виктора Петровича.
И о случае, что будучи пятиклассником он заблудился, больше нигде не говорится. Да и имя героя совпадает с именем автора первой буквой. Стало интересно, сможем ли мы с вами кроме утверждения В. Астафьева, найти факты подтверждающие схожесть главного героя и писателя.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией писателя. У вас на столах имеются материалы о жизни автора и отрывки книг. И, конечно же, главным материалом является текст рассказа. Если вы заинтересованы так же, как и я, данной задачей, тогда вперед!
- Сегодня мы работаем в командах, парах. (Один из членов команды получает задание подготовить выразительное чтение отрывка)
- Откройте стр. 124 (ученик читает)
- Найдите главную мысль отрывка. (Велика наша Родина…)
- Чьи это слова? (Самого автора)
- Какие чувства доносит автор читателю через данные предложения? Обсудите в команде. (Гордость за родину, восхищение)
- Откройте стр. 127. (ученик читает)
- Что мы узнаем из этого отрывка? (Как возникают тропинки в тайге)
- Кто размышляет о зарубках на деревьях и тропинках? (Васютка)
- Как вы догадались? (Тропинки сравниваются с морщинами дедушки Афанасия)
- Также следующий абзац начинается со слов "Склонность к пространным рассуждениям… появилась и у Васютки".
- Какие качества Васютки нам раскрывает автор через данный отрывок? (Склонность к рассуждениям, наблюдательность)
- Стр. 134 внимательно слушаем!
- Как этот случай характеризует Васютку? (Смелый, боится, но преодолевает страх)
- Стр. 136 через картины природы, которые видит Васютка, какие мысли доносит до читателя автор? (любуется красотой тайги)
- Через какие слова вы почувствовали понимание красоты тайги?
- Найдите и обсудите какие художественно-выразительные средства использует автор.
- Заполнить таблицу, опираясь на содержание из текста или писем писателя, сопоставляя качества маленького героя писателя.
Васютка |
Автор |
1. К чувству восхищения и любви Васютка возможно придет, когда вырастет, побывает в разных городах и странах |
Чувство гордости и восхищения за Родину «велика наша Родина» |
2. Склонность к рассуждениям, наблюдательность. |
Писатели рассуждают в книгах, много рассуждений в письмах. |
3. Смелый, преодолевает страх. |
Является участником войны. |
4. стр. 126 «Мальчишке нравилось бродить. Ходить по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнет» Проявляется любовь к Енисею «Енисеюшко! Славный, хороший…» |
Понимание красоты тайги, любовь к тайге (отношение к природе). Много времени проводит в тайге, живёт в родном селе. |
5. Любит родителей, дедушку. |
В письме к близким просит позаботиться об отце, передать деньги и вещи. |
Вывод: Астафьев не просто рассказал автобиографию. Он наделил своего героя, Васютку, элементами своей биографии, чертами характера. Рассказ автобиографичный. (Автобиографичный рассказ - произведение, содержащее некоторые элементы биографии автора)
Показ, обсуждение и защита иллюстраций учащихся по рассказу. (1 рисунок от команды)
- Понравился ли вам рассказ В. Астафьева "Васюткино озеро"?
- Что больше всего запомнилось, что заинтересовало?
- Назовите запомнившиеся события из жизни Виктора Астафьева.
- Происходили ли с вами истории, подобные Васюткиной?
- Как вы нашли выход из ситуации?
Домашнее задание
Создать письменную характеристику Васютки, используя материалы таблицы.