Урок литературы в 5 классе: В. Астафьев "Васюткино озеро". Автобиографичность рассказа

Цели урока:

  • продолжить знакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности;
  • продолжить работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя;
  • совершенствовать речевые умения: пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков.

Планируемые результаты изучения темы:

  1. знать своеобразие творчества В. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя;
  2. уметь определить значение картин природы в рассказе "Васюткино озеро", дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.

Оборудование: текст рассказа "Васюткино озеро", презентация, дидактический раздаточный материал.

Ход урока

Оргмомент

- Добрый день. Начинаем урок.
- На ваших столах у каждой команды находятся информационные листы. Изучите материалы, которые подготовили ваши друзья из 5б класса.
- Чему будет посвящен урок? (творчеству В. Астафьева)

- Чем будем заниматься на уроке? (Изучать биографию, познакомимся с термином – автобиография, будем анализировать рассказ "Васюткино озеро", отвечать на вопросы, заполнять таблицы)

- Действительно, сегодня мы продолжим изучение биографии писателя, познакомимся с письмами Виктора Астафьева
- Постараемся сопоставить в таблице черты характера главного героя и самого писателя, т.е продолжим изучение рассказа В. Астафьева "Васюткино озеро".

- А сейчас мы переходим к работе над рассказом "Васюткино озеро".
- Для начала мы проведем блиц-опрос. Кто получит больше фишек за правильные ответы, тот самый внимательный читатель.

Блиц-опрос "Ответь кратко"

  • Почему стала плохо ловиться рыба?
  • На какой реке происходили события?
  • Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?
  • Чем снабжал Васютка рыбаков?
  • Почему мать заставила Васютку взять с собой в тайгу хлеба?
  • Что такое затеси?
  • Какую птицу первой увидел мальчик?
  • Стрелял ли в нее Васютка?
  • Какую птицу первой увидел мальчик?
  • Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?
  • Когда Васютка понял, что заблудился?
  • О чем пожалел мальчик, когда зажарил глухаря?
  • Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он выстрелил в воздух?
  • По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
  • За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?
  • Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?
  • Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?
  • Как Васютка выбрался к реке?
  • В чем упрекнул отец Васютку по пути к озерe?

(подведение итогов блиц-опроса)

Работа по теме урока

Слово учителя

Виктор Петрович Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое - то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это - творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни.

Вы уже знакомы с рассказом этого писателя, сегодня заключительный урок по произведению. И мы вновь обращаемся к страницам произведения В.П. Астафьева "Васюткино озеро", попытаемся выявить авторскую идею, определить взаимосвязь между человеком и природой, доказать, что данное произведение автобиографично.

- Что значит автобиографическое произведение? Как вы понимаете смысл этого выражения? (произведение, в котором автор описывает эпизоды, случаи из своей жизни)
- Если рассказ "Васюткино озеро" можно назвать автобиографичным, следовательно подобная история случилась с самим автором. Первое доказательство этого утверждения – это слова самого автора. Откройте учебник на стр. 124 "Судьба рассказа "Васюткино озеро". (чтение учеником)

- Коротко и точно. Наша задача – углубить данное утверждение через текст и некоторые письма автора. Меня заинтересовал факт, что писатель никогда не вел дневников. Об этом утверждает издатель книги об Астафьеве Геннадий Созонов. В ней собраны сотни писем Виктора Петровича.

И о случае, что будучи пятиклассником он заблудился, больше нигде не говорится. Да и имя героя совпадает с именем автора первой буквой. Стало интересно, сможем ли мы с вами кроме утверждения В. Астафьева, найти факты подтверждающие схожесть главного героя и писателя.

На прошлом уроке мы познакомились с биографией писателя. У вас на столах имеются материалы о жизни автора и отрывки книг. И, конечно же, главным материалом является текст рассказа. Если вы заинтересованы так же, как и я, данной задачей, тогда вперед!

- Сегодня мы работаем в командах, парах. (Один из членов команды получает задание подготовить выразительное чтение отрывка)
- Откройте стр. 124 (ученик читает)

- Найдите главную мысль отрывка. (Велика наша Родина…)
- Чьи это слова? (Самого автора)
- Какие чувства доносит автор читателю через данные предложения? Обсудите в команде. (Гордость за родину, восхищение)

- Откройте стр. 127. (ученик читает)
- Что мы узнаем из этого отрывка? (Как возникают тропинки в тайге)
- Кто размышляет о зарубках на деревьях и тропинках? (Васютка)

- Как вы догадались? (Тропинки сравниваются с морщинами дедушки Афанасия)
- Также следующий абзац начинается со слов "Склонность к пространным рассуждениям… появилась и у Васютки".
- Какие качества Васютки нам раскрывает автор через данный отрывок? (Склонность к рассуждениям, наблюдательность)

- Стр. 134 внимательно слушаем!
- Как этот случай характеризует Васютку? (Смелый, боится, но преодолевает страх)

- Стр. 136 через картины природы, которые видит Васютка, какие мысли доносит до читателя автор? (любуется красотой тайги)
- Через какие слова вы почувствовали понимание красоты тайги?
- Найдите и обсудите какие художественно-выразительные средства использует автор.

  • Молчаливая. Равнодушная - эпитет
  • Огромным темным морем - сравнение
  • Небо… тянулось далеко-далеко - метафора
  • Редкие облака – эпитет
  • Облака спрессованной ватой ложились – сравнение
  • Она (тайга) расстворялась в них – метафора

- Заполнить таблицу, опираясь на содержание из текста или писем писателя, сопоставляя качества маленького героя писателя.

Васютка

Автор

1. К чувству восхищения и любви Васютка возможно  придет, когда вырастет, побывает в разных городах и странах

Чувство гордости и восхищения за Родину

«велика наша Родина»

2. Склонность к рассуждениям, наблюдательность.

Писатели рассуждают в книгах, много рассуждений в письмах.

3. Смелый, преодолевает страх.

Является участником войны.

4. стр. 126 «Мальчишке нравилось бродить. Ходить по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнет»

Проявляется любовь к Енисею «Енисеюшко! Славный, хороший…» 

Понимание красоты тайги, любовь к тайге (отношение к природе).

Много времени проводит в тайге, живёт в родном селе.

5. Любит родителей, дедушку.

В письме к близким  просит позаботиться об отце, передать деньги и вещи.

Вывод: Астафьев не просто рассказал автобиографию. Он наделил своего героя, Васютку, элементами своей биографии, чертами характера. Рассказ автобиографичный. (Автобиографичный рассказ - произведение, содержащее некоторые элементы биографии автора)

Показ, обсуждение и защита иллюстраций учащихся по рассказу. (1 рисунок от команды)

Рефлексия

- Понравился ли вам рассказ В. Астафьева "Васюткино озеро"?
- Что больше всего запомнилось, что заинтересовало?
- Назовите запомнившиеся события из жизни Виктора Астафьева.

- Происходили ли с вами истории, подобные Васюткиной?
- Как вы нашли выход из ситуации?

Домашнее задание

Создать письменную характеристику Васютки, используя материалы таблицы.

Размер:
21.63 Kb
Скачали:
7