Цели урока:
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентации, карточки с раздаточным материалом, заготовки для создания аппликации.
Учитель литературы: Здравствуйте ребята. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сегодня у нас будет необычный урок: проводить урок мне будет помогать учитель изобразительного искусства.
- А теперь послушайте. (Звучит запись крика петуха)
- Что вы услышали?
- Какие ассоциации у вас возникают при этих звуках?
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?
Учитель ИЗО: Образ петуха часто использовался на Руси. Вспомните, что символизировала эта птица?
Ответы на вопросы:
1. В древние времена люди верили, что птицы прогоняют звонким пением зимний мрак, стужу. Петух - символ рассвета, пробуждения, бдительности и призыва к бою. Петуха издавна водружали на башни, чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности.
2. Образ петуха использовали в вышивках, в украшении изделий народных промыслов.
- Какие народные художественные промыслы вы знаете? (Городецкая роспись, Гжель, Хохлома)
Беседа по презентации о народных промыслах
- Назовите промысел, изображенный на слайде.
– По каким признакам вы его узнали?
- Что вы знаете об этом промысле?
- Как создаются изделия этого промысла?
- Какие цвета используют мастера при создании художественного образа? (хохломской золотой петух)
Учитель литературы: Писатели и поэты тоже используют в своих произведениях образ петуха. Ребята, вспомните художественные произведения, в которых нам встречается эта птица? (Русские народные сказки, прибаутки, А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке", И.А. Крылов "Кукушка и петух")
- При помощи чего создают поэты и писатели художественные образы образы? (выразительные средства)
- Назовите известные вам изобразительно-выразительные средства. (Метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)
Учитель литературы: Сегодня мы познакомимся с рассказом Александра Ивановича Куприна "Золотой петух".
- Запишите в тетради тему урока "А.И. Куприн. "Золотой петух". Тема, особенности создания образа".
- Давайте определим, чем мы будем заниматься на уроке, на какие вопросы должны будем ответить в конце урока.
1. Сообщение обучающегося о детских годах А.И. Куприна.
- Понравилась ли вам презентация?
- Что вы запомнили?
- Чем вас заинтересовала биография А.И. Куприна?
2. Учитель литературы: В своей жизни Куприн испробовал множество профессий. В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции.
Начался долгий восемнадцатилетний период его жизни на чужбине. Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, А.И. Куприн уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, писатель, однако вспоминает черты родной русской природы.
3. Чтение рассказа "Золотой петух".
Учитель литературы: Понравился ли вам рассказ? (для ответа используют карточки разных цветов)
- Каким настроение проникнут рассказ Куприна?
- Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?
Физкультминутка
Учитель ИЗО просит учащихся подойти к столам, на которых лежат карточки с названием одного из промыслов. Учащиеся должны из материала для аппликаций выбрать заготовки с цветами, характерными для определенного промысла.
Слово учителя литературы об особенностях языка А.И. Куприна
Прежде чем ответить на второй вопрос: при помощи каких средств создает художественный образ петуха в рассказе "Золотой петух" мы познакомимся с особенностями языка А.И. Куприна.
Русский язык вызывал у Куприна благоговейное чувство. Работая над своими произведениями, он всегда стремился к простоте, предметности и пластичности изображения. Куприн отвергал насильственное словотворчество и упрощения. Он не терпел какого бы то ни было искажения русского языка.
Куприн – большой мастер эпитетов. Он строго отбирал слова. Мы не увидим в его рассказах бесцельного украшательства. Каждое слово несет смысловую нагрузку.
Сейчас мы постараемся исследовать отрывки из рассказа "Золотой петух" и определить, какую смысловую нагрузку несут используемые им выразительные средства.
Исследовательская деятельность
Работа с раздаточным материалом - фрагментами рассказа и выполнение заданий.
1 группа: выразительное чтение фрагмента рассказа от слов "Я тогда проснулся еще до рассвета …" до слов "доносился победоносный крик петуха".
- Какое слово в данном эпизоде передает впечатление, испытанное рассказчиком при виде картины пробуждающейся природы?
- Как передано ощущение чуда в отрывке?
- Выпишите эпитеты, олицетворения и метафоры из данного отрывка.
- С чем сравнивает рассказчик пение петухов?
2 группа: выразительное чтение фрагмента рассказа от слов "И теперь этот стыдливый час …" до слов "смеющимся взглядом его лучезарных глаз".
- Как передано в рассказе особое звучание петушиного пения?
- Какие музыкальные термины звучат в тексте? Что они обозначают? (работа с толковым словарем)
- Каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором?
3 группа: выразительное чтение фрагмента рассказа от слов "Вот и солнце" до слов "… развевались атласные ленты: красные, черные и белые".
- Какое настроение звучит в отрывке?
- Найдите значение выделенных слов в словаре. Как эти слова передают пение петушиного хора?
- Какие выразительные средства использует автор, описывая пение петухов?
- Расскажите миф о Фениксе.
Подведение итогов исследования
- Можно ли по тем словам, которые вы выписали определить авторскую позицию?
- В чем она заключается?
Физкульминутка для глаз
Учитель ИЗО: Сложная задача - иллюстрировать рассказ Куприна.
- Как вы думаете, почему?
- Если бы вы были художником - иллюстратором, что бы вы постарались передать своим рисунком?
- А сейчас, мы с вами выполним аппликации, используя выбранные ранее заготовки.
Дайте оценку сегодняшнего урока, подняв карточку с соответствующим смайликом:
Домашнее задание: написать сочинение-описание "Петух".