Задачи:
Образовательные:
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.
Развивающие: формировать собственное отношение к изучаемому материалу, работать над выразительностью речи.
Дидактические средства:
Для учителя: мультимедийная презентация, виртуальная экскурсия музей Есенина, видео сериал "Есенин".
Для обучающихся: учебник, рабочая тетрадь.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент |
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.Создание положительного настроя на урок. |
Слушают, контролируют свою готовность к уроку. |
Проверка домашнего задания |
Включает экскурсию по виртуальному музею «Государственный музей-заповедник С.А.Есенина» Вопросы: 1. Когда и где родился С. А. Есенин? 2. Что вы знаете о семье С.А. Есенина? 3. Кто занимался воспитанием будущего поэта? 4. Роль книг в жизни Сергея Есенина. Хорошо, молодцы! |
Отвечают на вопросы.
|
Актуализация знаний. |
Я подобрала эпиграфы к нашему уроку. Прочитайте их: Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую. С. А Есенин Люблю тебя, Родина кроткая! А за что – разгадать не могу… С. Есенин. О чем писал Есенин в своих стихах? (Каковы темы стихотворений Есенина?) Верно. Тема нашего урока: «Образ малой Родины в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Подумайте и скажите, какие цели мы перед собой поставим на этом уроке? Цели урока - Уяснить, каково значение малой родины в личной и творческой судьбе С. А. Есенина - Понять идею стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…» - Выявить, при помощи, каких художественных средств создается в нем образ малой Родины. |
Читают
Темы его стихотворений: любовь к Родине и родной природе
Записывают в тетрадях тему урока и понравившийся эпиграф. |
Объяснение нового материала. Поисково-исследовательский этап
|
Слово учителя. История написания стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Включает видео
- Каким настроением проникнуто стихотворение? - Кто герой стихотворения? - О чём просит лирический герой? - С чем в его сознании связан образ родного края? - Как автор относится к прошлой жизни? - Найдите строчку, в которой звучит сожаление о прошлой жизни. - Что любит Есенин в родной стороне? - Как автор говорит о любви к родному краю в стихотворении, обращённом к сестре? Физкультминутка - Как автор говорит о любви к родному краю в стихотворении, обращённом к сестре? Найдите и прочитайте строки стихотворения, в которых говорится о родине? Выразительное чтение стихотворения учащимися. - О каком дереве пишет Есенин в последних четверостишиях? - С чем связан образ березки? - Чем является в поэзии образ березки? - Найдите в стихотворении строчки, в которых говорится о том, с кем сравнивает автор березку. Какое средство выразительности использует поэт при создании образа берёзы в этом стихотворении? Работа по учебнику. Знакомство с термином «олицетворение» Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы безошибочно узнаем его стихи. - Какие еще художественные средства использует Есенин, рисуя словами картину родительского дома? И. И. Левитан «Берёзовая роща» - Что изображено на картине? - Какое настроение вызывает у Вас картины? - Как вы думаете, почему картины вызывает именно такое настроение? - Приходилось ли вам наблюдать удивительную красоту в природе? - А какие чувства испытывает лирический герой стихотворения? - Что придает силы герою? Найдите. Зачитайте. - Какое средство выразительности помогает нам понять чувства героя к родине? Стихотворения Есенина отличаются необыкновенной плавностью, напевностью. Многие из них, в том числе и это, положены на музыку. Как поэт добивается «песенности» своего стихотворения? Повтор придает тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли. Если повторяющиеся элементы стоят в начале стихотворной строки, они называются анафорой. |
Сообщение подготовленного ученика по теме «Взаимоотношения С. Есенина с сестрой Шурой»
Слушают.Осваивают новые знания.
Отвечают на вопросы
(Символом России)
(Олицетворение)
Дети находят (записывают)
Описывают картины. Отвечают на вопросы
Читают
Напевность, плавность этого стихотворения достигается автором за счет повтора слов Запись в тетради: повтор (лексический повтор)– повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. |
Закрепление |
Какие же черты, свойственные всему творчеству Есенина, проявляются в данном стихотворении?
Чем являлось для него Константиново?
Назовите особенности есенинской лирики
|
Ответы: в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде» присутствуют черты, свойственные всему творчеству С.А.Есенина. Стихотворение проникнуто любовью к Родине. Константиново стало для поэта воплощением всего родного, вобрав в себя и красоты природы, и воспоминания о близких людях, и атмосферу деревенской жизни. Своё трепетное отношение и восхищение Есенин передает тем, что одушевляет одухотворяет природу, наделяет живые и неживые объекты человеческими качествами. |
Итог урока |
Организует рефлексию Ребята, что вы ожидали от урока и что получилось? Над чем заставил задуматься наш урок? |
Анализ собственной деятельности. |
Домашнее задание |
Дает задание на дом: выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде…» |
Записывают задание на дом в дневник |