Конспект урока по литературе в 6 классе "Несметные сокровища "Кладовой солнца" Михаила Пришвина"

Тема: Михаил Михайлович Пришвин "Кладовая солнца". Смысл названия сказки-были. Идейное своеобразие повести.

Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством писателя М. Пришвина;
  • определить смысл названия произведения, выяснить основную мысль сказки-были;
  • развивать речеведческие умения, читательские и творческие способности, умение анализировать и интерпретировать текст;
  • воспитывать интерес к чтению, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Оборудование: иллюстрации к произведению, детские рисунки о войне, портрет писателя, выставка книг, текст "Кладовая солнца", словарь С.И. Ожегова, перфокарты.

Ход урока

Организационно-мотивационная часть

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада новой встрече с вами.
- Мы продолжаем работать с произведением Михаила Пришвина "Кладовая солнца".

- Сегодняшний урок мне хочется начать со стихотворения нашего земляка С.С. Орлова "Его зарыли в шар земной…".
- Внимательно, пожалуйста, прослушайте и ответьте на вопросы: О чем это стихотворение? Почему именно эта тема открывает наш урок?

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.

- Итак, о чем это стихотворение? (О войне; о солдате, погибшем на фронте; о природе)
- Почему именно тема войны открывает наш урок? (Потому что отец Насти и Митраши погиб на фронте. В "Кладовой солнца" описываются события 1943 года. В произведении много пейзажных зарисовок. Природа в сказке-были играет важную роль, является действующим лицом)

Целеполагание

Учитель: Ребята, обратите внимание на доску. Какова тема урока? (М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Смысл названия сказки-были. Идейное своеобразие повести)
- Что мы будем делать, какие задачи поставим перед собой? (Анализируя произведение, определим смысл названия. Определим идею произведения, т.е., ответим на вопрос: Что нам хотел сказать автор?)

- Зачитайте эпиграф. При анализе произведения попытайтесь ответить на вопрос: Почему жена Пришвина сказала о нем такие слова?
- У вас на столах у каждого есть листы-перфокарты, куда мы будем записывать свои выводы. Прочтите их. (Кладовая солнца – это...; идея произведения)

Исследовательский этап

Учитель: Ребята, какое было дано задание на дом? (Нарисовать иллюстрации к сказке-были, создать фильм)
- Послушаем желающих. (Дети иллюстрируют произведение: либо рисуют, либо с помощью компьютерной графики создают рисунки; затем выходят к доске и пересказывают текст, используя рисунки, каждый свой эпизод, друг за другом, получается своеобразный фильм)

- Молодцы, ребята, спасибо!
- "Кладовая солнца" так назвал автор свое произведение. Что же обозначает слово "кладовая"? (Ответы детей)
- Найдите значение этого слова в интернете или словаре С.И. Ожегова.

- Обратимся к тексту. Открываем первую главу. Где жили дети? (Ответ зачитываем)
- Что досталось детям в наследство от родителей? (Зачитываем)

- Почему автор называет Настю "золотой курочкой"? Ответ подтвердите текстом. ("Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее… отливали золотом… точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца… и так хлопотала по хозяйству до ночи)

- Найдите в тексте описание Митраши, зачитайте. Почему его прозвали "мужичок-в-мешочке"? ("Мужичком" его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнем. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок)
- Какими предстают перед нами дети в 1 главе? (Трудолюбивыми, дружными, отзывчивыми, любознательными, всегда готовы прийти на помощь, хозяйственные)

- Ребята, что и кого мы можем отнести к кладовой солнца? Почему? (Болото, в нем есть полезные ископаемые; дом. животных и птиц, они дают пищу и одежду человеку; детей, они светлые, солнечные, доброжелательные, их души не зачерствели от жизненных трудностей)

- Запишем на листочки. Как называется болото, на которое отправились дети? (Блудово болото)
- О чем предупреждает это название? (Об опасности. О том, что в нем можно заблудиться, стр. 9)
- Кого дети повстречали на болоте? Как описывает автор лесных жителей? (стр. 11)

- Можно ли лесных птиц отнести к кладовой солнца? (Можно)
- Запишем на листок. Найдите в тексте описание того, как Настя собирает ягоды? Зачитайте. (стр. 39)
- Кто повстречался Насте на болоте? (Лось, змея, Травка)

- Почему лось не принял Настю за человека? (Настя ослепленная жадностью была похожа на животное, она забыла обо всем: о Митраше, о еде, сама себя забыла. Очнулась только, когда увидела змею, и ей показалось, что змея - это она сама, а там на пне лежит шкура, из которой Настя только что вышла)
- Кто спасает Митрашу? (Собака Травка, стр.53-54)

- А еще? (Заяц, он побежал от Травки в Слепую елань. cтр. 48)
- Как относится автор к детям? (Автор переживет за детей, любит их, пытается им помочь, вызволить из беды, вернуть им человеческий облик)

- Зачитайте конец 11 главы со слов "Не пора ли сказать теперь уж, как мы сами думаем, о загадочных словах нашего старого лесника Антипыча…"
- О чем говорит нам автор? (Ответы детей)

- На протяжении всей жизни человек должен бороться за любовь. Мудро относится ко всему живому. Автор призывает нас к добру, взаимопониманию, единению с природой.
- Это идея произведения? Запишем.

Обобщающий этап

Подведение итогов

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось на перфокартах. (учитель записывает на доске)
- В каком значении слово "кладовая" употребил Пришвин? Какой прием использовал? (Пришвин употребил слово "кладовая" в переносном значении, использовал метафору)

Следовательно, "кладовая солнца" - это окружающий нас мир

- Как мы должны относиться к окружающему миру, природе? (Бережно, с душой, охранят, любить друг друга)
- Это будет идеей произведения? Запишем.
- Ребята, какой сказочный предмет есть в произведении? (Лежачий камень)

- Какую роль играет камень в сказках? (От него дороги расходятся в разные стороны, каждый может выбрать себе путь)
- Что этим автор хотел нам сказать? Какова идея произведения? (Каждому в жизни предстоит выбрать свой путь. Кто-то выберет известную тореную дорогу, а кто-то будет выбирать новое, совершать открытия)

- Запишем на листок. Как заканчиваются приключения детей? (Благополучно)
- Когда написано произведение? Какое событие произошло в стране? (В 1945 году, мы одержали победу в ВОВ)
- Какие чувства испытывали люди после Победы? (Радость, надежду на светлое будущее)

- Что запишем на листочках? Автор вселяет надежду на светлое будущее, которое он видит в детях, таких как Настя и Митраша.
- Итак, идея произведения... (дети зачитывают)

Рефлексия

- Ребята, а сейчас письменно ответьте на вопрос: Почему жена Пришвина сказала о нем такие слова? Ответ подтвердите примерами из текста.

Домашнее задание

  1. Написать сочинение – рассуждение на темУчитель: "Мои впечатления…" (Опишите чувства, которые вы испытывали, читая произведение. Чему вас лично научила повесть? Как изменилось ваше отношение к окружающему миру?)
  2. Подготовить художественный пересказ наиболее понравившегося отрывка.
  3. Составить кроссворд по сказке-были "Кладовая солнца". (по желанию)
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!