Пошаговая инструкция: учимся выполнять задание 7 ОГЭ "Анализ средств выразительности"

Методический материал "Пошаговая инструкция: "Анализ средств выразительности" будет полезен при подготовке учащихся 9 классов к выполнению задания № 7 итоговой аттестации (ОГЭ).

Средства выразительности - это тропы и фигуры речи, слова, употребленные в переносном смысле

Прямой смысл: Решать задачи. Переносный смысл: Прощелкать весь учебник

Формулировка задания

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

Одного ответа быть не может!
Как правило, 2 ответа (бывает и больше).

Метафора - скрытое сравнение (не прямое сравнение со словами: словно, будто), а перенос признаков одного предмета на другой, основанный на подобии

Примеры:

В саду горит костер рябины красной. (Костер сравнивается с рябиной (сходство по цвету)

"Женщина - особенное море". (Сходство по признаку "глубина" (переживания и чувства женщины так же глубоки и бездонны, как глубина моря)

У этого человека каменное сердце. (Не буквальное сравнение. Но всем понятно, что речь о жестоком человеке, который лишен способности чувствовать)

Сравнение - может быть выражено несколькими способами (не только при помощи союзов)

Как, словно, будто, точно, как будто, чем - "…лес, точно терем расписной…"

Слова "похож, подобен" - Речь подобна ручью.

Существительное в форме творительного падежа - Соловьем речи его звенят.

Сравнительный оборот - часть простого предложения, выраженная сравнением, в котором словами-подсказками будут союзы

Как, словно, будто, как будто, нежели, точно, чем

НЕ выделяются запятыми сравнительные обороты в 2 случаях:

  1. Являются фразеологизмами (входят в состав фразеологизмов. (Кручусь как белка в колесе)
  2. Являются частью составного именного сказуемого. (Воркбук как основа подготовки к экзамену. Молодожены были счастливы в браке, и жизнь их шла как по маслу. Дождь льет как из ведра)

Сравнительный оборотСравнительный оборот

Фразеологизмы

Особую сложность представляет нахождение фразеологизмов. Чтобы найти фразеологизм, важно знать:

Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов в неделимой конструкции

Устойчивое - нельзя поменять слова местами, смысл приобретает именно такая последовательность слов

Фразеологизм часто можно заменить одним словом:

  • Бить баклуши - бездельничать
  • Прикусить язык - молчать

Например, фразеологизм кот наплакал означает "мало", но по отдельности слово "кот" - животное, а "наплакать" (разг.) - пролить слезы в каком-либо количестве.

Список фразеологизмов

Очень часто встречаются в разговорной речи. Мало кто знает, что ежедневно употребляет в речи именно их - фразеологизмы.

играть роль

слово в слово

иметь в виду

не в своей тарелке

от всего сердца

не покладая рук

от мала до велика

плыть по течению

сгорать от нетерпения

изо всех сил

как ветром сдуло

как вкопанная

как миленький

как своих ушей

Эпитет - яркое, образное определение, которое несет особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.

Примеры: Румяная заря, синие-синие небеса, золотистый вечер, ясный месяц.

Олицетворение - перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления.

Примеры:

  • Зима недаром злится…
  • Часы идут…
  • Лес уснул…

Литота - чрезмерное преуменьшение (силы, размеры, значения того или иного предмета/явления).
Можно запомнить, связав название с похожим по смыслу английским словом little/

  • Мальчик-с-пальчик
  • Дюймовочка
  • Тени вечера волоса тоньше

Гипербола - чрезмерное преувеличение.

Примеры:

Я всю жизнь искала именно тебя!
С той встречи прошла целая вечность!

Противопоставление - антитеза. Резкий контраст понятий, образов.

Примеры:

Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
Множество народных изречений построено на антитезе.
Ученье - свет, а неученье - тьма.

Оксюморон - образное сочетание противоречащих друг другу понятий; остроумное сопоставление противоречивых понятий, парадокс; стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением.

Примеры: Слышно, как молчит тишина. Живой труп.

Парцелляция - это синтаксическая конструкция, в которой представлено разделение целостного текста на отдельные фрагменты, обособленные с помощью пунктуации и интонации.

Как только не определяли идею "Медного всадника". Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные учёные. И все толкования были правильны.
Интересны. Глубоки.
Аргументированы. И разные.

Анафора - стилистический приём, когда в начале каждого ряда стиха, строфы или фразы повторяются одни и те же слова, элементы или звуки.

Примеры:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской...

Эпифора - повторение конечных звуковых сочетаний, слов, словосочетаний.

Заколдован невидимКОЙ
Дремлет лес под сказкой СНА.
Будто белою косынКОЙ
Подвязалася соСНА.

Проверочные задания по теме "Анализ средств выразительности"

Задание 1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки.
  2. Тихо струится река серебристая в царстве вечернем зеленой весны.
  3. Усталый день склонялся к ночи, затихла шумная волна.
  4. Задул холодный ветер, разверзлись хляби небесные, реки затопили луга и дороги.
  5. Приближаясь к березовой роще, услыхал он удары топора.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. Усталый день склонялся к ночи, затихла шумная волна.
  2. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая.
  3. Было так темно, что хоть глаз выколи.
  4. Черемуха душистая с весною расцвела и ветви золотистые, что кудри, завила.
  5. Марья Кириловна сидела в своей комнате пред раскрытым окошком.

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. Из серых туч глядит, как капля, одинокая звезда.
  2. Но едва Владимир выехал в поле, как поднялся ветер и сделалась метель.
  3. Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина, устланная белым волнистым ковром.
  4. Черемуха душистая с весною расцвела и ветви золотистые, что кудри, завила
  5. Гаснут красные крылья заката.

Задание 4. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

  1. В безмолвии садов, во мгле ночей, поет над розою восточный соловей.
  2. Ветер резвый уснул на пути; ни проехать в лесу, ни пройти.
  3. Скачет конь, простору много, валит снег и стелет шаль.
  4. Зашумели ветры, охнул лес зеленый, зашептался с эхом высохший ковыль.
  5. Тихо струится река серебристая.

Задание 5. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. В ночь погода зашумела, взволновалась река.
  2. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
  3. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
  4. В трепетный сумрак озябшего сада льётся со степи волнами прохлада.
  5. Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.

Задание 6. определи средства выразительности (тропы и приёмы) в каждом примере. В одном примере может быть несколько тропов/приёмов.

Подчеркни троп или приём

Напиши название тропа или приёма

Она Пушкиным коротала дни, Достоевским вечера. А Чеховым поднимала себе настроение.

 

Природа радуется новому дню, жадно пьёт летний дождь, орошающий её земли.

 

Довольно. Я больше не скажу ни слова. Ни единого.

 

Да, есть слова, что жгут, как пламя.

 

Весну заклинати, зиму провожати. Рано, рано зиму провожати.

 

Люблю я тебя, весна золотая! Люблю я твой радостный, искренний шум.

 

Задание 7. Определите средство выразительности: Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот.

  1. гипербола,
  2. литота,
  3. фразеологизм,
  4. олицетворение.

Работа публикуется в сокращении, полную версию вы можете скачать по ссылке ниже

Размер:
442.27 Kb
Скачали:
37

Метки к статье: русский язык, 9 класс, ОГЭ