Вводный урок по литературе в 6 классе на тему "Чтение – лучшее занятие"

Цель урока: обобщить пройденный в течение прошлого учебного года литературный материал и продолжить формирование ценностного отношения к русской литературе

Задачи:

  • повторить литературные произведения в нестандартной раскрепощенной обстановке;
  • продолжить формирование умений положительного отношения к учению, познавательной деятельности, совершенствовать имеющиеся знания и умения;
  • проверить знание текстов изученных произведений, фактов биографии писателей и поэтов XIX века, литературоведческих терминов.

Оборудование: карточки, проектор, песочные часы.

Ход урока

Орг. момент

Проверка присутствующих готовности к уроку. Приветствие учащихся.

Вступительное слово

Учитель:
На свете есть чудесная страна,
Где книги добрые живут.
Известна всем читателям она,
И там всегда нас в гости ждут.

В любой стране ты сможешь побывать,
Не выходя из комнаты своей,
Лишь стоит книгу в руки взять,
Наедине оставшись с ней.

- Ребята, какое значение имеет книга для вас? (с ней интересно коротать время, из книг можно узнать много интересного и полезного, по-настоящему грамотным можно стать только благодаря книге, поездки становятся увлекательней с книгой)

- Сегодня мы будем говорить о книгах, о важной роли чтения в жизни человека, о литературных произведения, их авторах и героях, вспомним произведения, с которыми знакомились ав течение учебного года.

- И вот вы уже знакомы со многими авторами, прочитали много книг. Мир литературы открыт для вас. И всякий раз, когда вы открываете книгу, вы попадаете в удивительный мир.
- По страницам своих произведений читателей ведут А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Х-К. Андерсен, И.С. Тургенев и другие мастера слова.

- Произведения этих авторов открыли вам немало тайн, познание которых придаст вам силы и мудрости.
- Ребята, давайте проверим, кто из вас лучше усвоил и запомнил произведения, изученные в прошлом году. Для этого необходимо объединиться в команды.

Основная часть урока

Учитель: Ребята, первое задание – "Угадай произведение по серии иллюстраций".
- Вам розданы иллюстрации, необходимо их рассортировать по произведениям, в хронологическом порядке и назвать произведения. Начинаем работать в группах. За каждый правильный ответ, команда получит 1 балл.

Угадай произведение по иллюстрациямУгадай произведение по иллюстрациям

- Вы отлично справились. Первое произведение - замечательная сказка Жуковского "Спящая царевна", второе – поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", третье - М. Твен "Приключения Тома Сойера".

- Сейчас мы разделимся на 2 команды. Задание – выбрать ваше любимое произведение, героя произведения и подготовить небольшую инсценировку. Задача команды-соперника угадать произведение, автора и жанр.
- На подготовку учащимся дается 5-7 минут. Каждая команда получит оценку за выступление и за правильный ответ.

- Вы замечательные актеры и прекрасно знаете произведения.
- Остаемся работать в группе. Прошу вас посмотреть на экран. На экране представлены вопросы. Ваша задача угадать героя и произведение:
- На экране задание. Кто первый отгадает - получит 1 балл.

  • "В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, которому тогда было не более 9 или 10 лет". (Алеша – А. Погорельский)
  • Самый "правдивый" человек на земле, старичок с длинным носом, попадавший в самые невероятные приключения и выходивший из них благодаря юмору и находчивости. (Мюнхгаузен – Распэ)
  • Мальчишка "высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела, заложив руки в карманы и кидая по сторонам взгляды, смущавшие калашниц". (Валек – Короленко)
  • Тринадцатилетний мальчишка, в честь которого было названо озеро. Заблудившись, он мужественно преодолел все невзгоды и даже сделал географическое открытие. (Васютка – В.П. Астафьев)
  • Возраст: 120 лет. Профессия: ведьма. Образование: домашнее, колдовское. Характер: подвижная, в меру добрая. Особые приметы: нос крючком. (Баба-Яга – Русские народные сказки)
  • Кого судьба с родными разлучила
    На долгих 28 лет,
    Зато бороться научила
    И не бояться трудностей и бед. (Робинзон Крузо – Д. Дефо)

Учитель: Пришло время конкурсу "Волшебный сундучок".
- Я буду доставать из волшебного сундучка предметы, а вы назвать произведение, в котором говорилось о нем. Команда, ответившая первая, заработает 1 балл. Готовы? Начинаем!

  1. Гостинец, который попросила младшая дочь у отца, перед его отъездом по торговым делам . (Аленький цветочек)
  2. Что мешало принцессе спать? (Горошина)
  3. Фрукт, растущий на деревце, которое укрыло сестрицу и братца. (Яблоко)
  4. Вопрос детям: "В ящике лежит предмет, с помощью которого злые сестры хотели обмануть молодую дочь купеческую и заставить ее изменить данному слову. Что это?" (Часы)
  5. В чем внучка несла пирожки для бабушки? (Корзинка)
  6. Сказочный прототип навигатора. Способен привести вас к ожидаемой цели и не даст заблудиться. (Клубок)
  7. С помощью предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея персонажа русских сказок. (Игла)
  8. Всем он каши наварил,
    Съесть ее не хватит сил. (Горшочек)
  9. Жена Ивана-царевича в образе земноводного существа. (Лягушка)
  10. Повседневный атрибут Бабы Яги, неотъемлемая часть ступы, служащая для управления полетом летательного аппарата. С виду неказиста. В просторечье носит название "помело". (Метла)
  11. В него смотрелся тролль,
    Царица, сердцем злая…
    Принес осколок боль
    И холод в сердце Кая! (Зеркало)

- Пришло время проверить, как вы сильны в математике. Сейчас мы с вами будем решать литературную задачу.

- Количество вершков в росте Герасима (Тургенев "Муму") разделите на количество дней в которых были в перестрелке русские и французы (Лермонтов "Бородино"), прибавьте количество добрых фей из сказки Жуковского "Спящая царевна", отнимите количество богатырей из сказки Пушкина "Сказка о мертвой царевне", отнимите количество лет мальчика-с-пальчика. (Некрасов "Крестьянские дети")

Ответ: 12 : 2 + 11 - 7 - 6 = 4

Рефлексия

- Заключительным заданием нашего урока будет написание небольшого эссе о значении книги в нашей жизни. Эссе будет коллективным. (Учащимся дается 7 минут на написание коллективного экссе. После написания эссе школьники зачитывают свои мысли)

- Ну что ж, наступило время подвести итоги и посчитать баллы.
- Сегодня победила первая команда, но самое главное, что мы узнали в течение урока – это то, что книга и литература нам жить помогают.

- Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

- В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
- Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает нам прекрасные образцы русского литературного языка.

Размер:
108.4 Kb
Скачали:
41