Цель урока: обобщить пройденный в течение прошлого учебного года литературный материал и продолжить формирование ценностного отношения к русской литературе
Задачи:
Оборудование: карточки, проектор, песочные часы.
Проверка присутствующих готовности к уроку. Приветствие учащихся.
Учитель:
На свете есть чудесная страна,
Где книги добрые живут.
Известна всем читателям она,
И там всегда нас в гости ждут.
В любой стране ты сможешь побывать,
Не выходя из комнаты своей,
Лишь стоит книгу в руки взять,
Наедине оставшись с ней.
- Ребята, какое значение имеет книга для вас? (с ней интересно коротать время, из книг можно узнать много интересного и полезного, по-настоящему грамотным можно стать только благодаря книге, поездки становятся увлекательней с книгой)
- Сегодня мы будем говорить о книгах, о важной роли чтения в жизни человека, о литературных произведения, их авторах и героях, вспомним произведения, с которыми знакомились ав течение учебного года.
- И вот вы уже знакомы со многими авторами, прочитали много книг. Мир литературы открыт для вас. И всякий раз, когда вы открываете книгу, вы попадаете в удивительный мир.
- По страницам своих произведений читателей ведут А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Х-К. Андерсен, И.С. Тургенев и другие мастера слова.
- Произведения этих авторов открыли вам немало тайн, познание которых придаст вам силы и мудрости.
- Ребята, давайте проверим, кто из вас лучше усвоил и запомнил произведения, изученные в прошлом году. Для этого необходимо объединиться в команды.
Учитель: Ребята, первое задание – "Угадай произведение по серии иллюстраций".
- Вам розданы иллюстрации, необходимо их рассортировать по произведениям, в хронологическом порядке и назвать произведения. Начинаем работать в группах. За каждый правильный ответ, команда получит 1 балл.
- Вы отлично справились. Первое произведение - замечательная сказка Жуковского "Спящая царевна", второе – поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", третье - М. Твен "Приключения Тома Сойера".
- Сейчас мы разделимся на 2 команды. Задание – выбрать ваше любимое произведение, героя произведения и подготовить небольшую инсценировку. Задача команды-соперника угадать произведение, автора и жанр.
- На подготовку учащимся дается 5-7 минут. Каждая команда получит оценку за выступление и за правильный ответ.
- Вы замечательные актеры и прекрасно знаете произведения.
- Остаемся работать в группе. Прошу вас посмотреть на экран. На экране представлены вопросы. Ваша задача угадать героя и произведение:
- На экране задание. Кто первый отгадает - получит 1 балл.
Учитель: Пришло время конкурсу "Волшебный сундучок".
- Я буду доставать из волшебного сундучка предметы, а вы назвать произведение, в котором говорилось о нем. Команда, ответившая первая, заработает 1 балл. Готовы? Начинаем!
- Пришло время проверить, как вы сильны в математике. Сейчас мы с вами будем решать литературную задачу.
- Количество вершков в росте Герасима (Тургенев "Муму") разделите на количество дней в которых были в перестрелке русские и французы (Лермонтов "Бородино"), прибавьте количество добрых фей из сказки Жуковского "Спящая царевна", отнимите количество богатырей из сказки Пушкина "Сказка о мертвой царевне", отнимите количество лет мальчика-с-пальчика. (Некрасов "Крестьянские дети")
Ответ: 12 : 2 + 11 - 7 - 6 = 4
- Заключительным заданием нашего урока будет написание небольшого эссе о значении книги в нашей жизни. Эссе будет коллективным. (Учащимся дается 7 минут на написание коллективного экссе. После написания эссе школьники зачитывают свои мысли)
- Ну что ж, наступило время подвести итоги и посчитать баллы.
- Сегодня победила первая команда, но самое главное, что мы узнали в течение урока – это то, что книга и литература нам жить помогают.
- Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
- В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
- Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает нам прекрасные образцы русского литературного языка.