Цели урока:
Учитель: Ребята, перед вами лента времени. (Слайд 2) Сегодня мы с вами совершим удивительное перемещение в прошлое. Представьте себя учеными-экспериментаторами, которые изобрели машину времени. Нам предстоит ее опробовать. Мы в кабине фантастического аппарата. Готовы ли вы к такому путешествию?
Плотно закроем дверь. Пристегните ремни безопасности. Сначала зададим координаты полета. Посмотрим по ленте времени наше сегодняшнее местоположение. Кто назовет, какой сейчас год? А полную дату? Правильно, 15 октября 2014 года. (Появляется на презентации)
А вот 2006 год. Это год, в который вы и другие ребята, учащиеся во 2 классе, появились на свет. Но мы не будем посещать это время. У нас гораздо более далекая цель. Мы отправляемся на 200 лет назад, в далекое прошлое, которого не можете знать наяву ни вы, ни ваши родители, ни ваши бабушки и дедушки. Итак, наша цель: 15 октября 1814 года. Пуск!
И вот мы в 1814 году. Наш аппарат возникает на улице города. (Слайд 3) Что же это за город? (Дети высказывают свои предположения).
Представьте, мы пошли по улицам этого города и видим дом, в котором горят окна, мелькают фигуры, звучат голоса. Спросим у компьютера в нашей машине времени, не ради ли этого события мы отправились на 200 лет назад. Делаем запрос. И вот ответ. Прочитайте информацию, которую выдал наш компьютер:
Дети читают на презентации (слайд 4): «15 октября 1814 года в Москве в семье офицера, капитана Юрия Петровича Лермонтова и его жены Марьи Михайловны, в девичестве Арсеньевой, родился сын, который станет одним из величайших поэтов России. Его имя сегодня известно всем: Михаил Юрьевич Лермонтов.
Его литературное наследие за 13 лет творческой работы: около 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм и 7 повестей. Многие из его литературных произведений вошли в сокровищницу отечественной и мировой литературы.
Важные годы его жизни: 1817 год, 1825 год, 1837 год, 1841 год». (Слайд 5)
Учитель: Как вы думаете, ребята, 400 стихотворений – это много или мало для поэта? А что важно для того, чтобы оставить след в истории – только ли количество стихов? Что означает выражение «сокровищница литературы»? О каких сокровищах идет речь? (Дети высказываются). Некоторые произведения М.Ю.Лермонтова положены на музыку. Так, например, романс «Белеет парус одинокий». Сейчас мы прослушаем запись романса.
Звучит песня «Белеет парус одинокий».
Учитель: Что ж, отправимся по ключевым пунктам его жизни. Продвигаемся в 1817 год. Маленькому Мише только 3 года. Отправляемся! (Слайд 6).
Что вы видите перед нашей машиной времени? (Ответы детей).
Учитель: Верно, это похоже на дворянскую усадьбу. Делаем запрос бортовому компьютеру. Ответ:
Дети читают на слайде 7: «Имение Тарханы Пензенской губернии. Принадлежит бабушке Михаила по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Здесь пройдет все детство будущего поэта. В возрасте 3 лет маленький Миша теряет мать, она умирает. Бабушка Елизавета Алексеевна очень не любила отца Миши и сделала все, чтобы забрать внука к себе и разлучить с отцом. Все это сказалось на характере мальчика: он рос замкнутым, печальным, сосредоточенным на своих переживаниях»
Следующий пункт нашего пути: 1825 год. Нашему герою идет одиннадцатый год. Вперед! (Слайд 8).
Что это? Опишите, что вы видите. Перед нами какие-то горы, бесконечные гористые пейзажи.
Компьютер, сообщите, где мы находимся и почему. Какую информацию мы имеем об этом месте?
На мониторе (слайд 9) «Кавказ – удивительный и неповторимый край. Он стал судьбой Лермонтова. Он вдохновлял поэта и стал его последним пристанищем»
Учитель: В 10 лет Михаил Лермонтов впервые попадает на Кавказ, с которым окажется связанной вся его дальнейшая жизнь. Именно тогда будущий поэт навсегда полюбил этот гордый, неповторимый край. Множество стихов поэта посвящены именно Кавказу. Лермонтов неплохо рисовал и часто изображал Кавказские горы на своих картинах. Вот, например, одна из них.
Двигаемся дальше: 1837 год. Готовы? Пуск!
И снова какой-то город (слайд 10). Похож ли он на Москву, в которой мы уже побывали? (Ответы детей). Что можно сделать, чтобы узнать наше местоположение? Делаем запрос компьютеру. Ответ (слайд 11):
Дети читают на мониторе: «Город Петербург на р.Нева, основанный Петром Первым. Центр культурной жизни Российской Империи. Здесь в 1837 году жил Лермонтов, здесь же был арестован».
Учитель: Вам интересно, что произошло? В конце января1837 года все потрясены ужасной потерей – на дуэли убит величайший поэт современности – А.С.Пушкин. Узнав о его гибели, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть Поэта», в котором обвиняет в гибели Пушкина лиц, приближенных Императору Николаю I. За это был арестован и выслан на Кавказ.
И вот последний пункт нашего путешествия. 1841 год. Вперед!
Знаком ли вам этот пейзаж? (Слайд 12). Это снова Кавказские горы. Что же могло произойти в горах Кавказа такого, что станет последним пунктом нашего движения во времени? Спросим у нашего компьютера.
Ответ (слайд 11): «15 июня 1841 года у подножия горы Машук близ города Пятигорска состоялась дуэль между Лермонтовым и майором Мартыновым, в результате которой Лермонтов был убит наповал».
Учитель: Дуэль оборвала жизнь Лермонтова. Он погиб молодым. Как знать, может быть, он не успел написать своих лучших стихов. Сегодня мы вспоминаем о нем как о великом поэте, навсегда вошедшим в историю русской поэзии. Девочки приготовили стихи Михаила Юрьевича, которые будут читать наизусть.
Выступления учеников
Учитель: Нам остается только вернуться в наше время. Но перед этим давайте поделимся своими впечатлениями от путешествия. Было ли оно полезным для вас? Что нового вы узнали? Что вас удивило и заинтересовало? Всем спасибо!